Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе "Как солнце весне помогало"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дубоносова Наталья Анатольевна

На предложенной ОД дети рассказавают о сезонных изменениях, которые происходят в природе с приходом весны. В начале ОД в группу приходит письмо, в котором времена года просят о помощи, чтобы победить зиму. Используя разные методы и приёмы дети составляют рассказ о весне, о её приметах. В ОД используются здоровьесберегающие технологии.: самомассаж биологических зон, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика. Через игры у детей развивается логическое мышление, связная речь, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. В конце Од дети делают вывод, что солнце главный помощник Весне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_solntse_vesne.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад №14 города Шахтёрска.

Углегорского  муниципального района
Сахалинской области.


Методическая разработка конспекта
по речевому развитию в старшей группе.
Тема: «Как солнце Весне помогло».

Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Коммуникация.  Развитие речи. Тема: «Как солнце Весне помогало».

          Интеграция областей: Познавательное развитие, физическая культура, социально – коммуникативное, художественно - эстетическое.

         Программное содержание:

Словарная работа:

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,

Обогащать  речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

                  Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.            

Развитие связной  речи:

              Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с    использованием наглядных пособий, связных  с логической

          последовательностью.

Совершенствовать умение  в составлении короткого рассказа на    

          заданную тему с помощью мнемотаблиц.

Предварительная работа: беседы с детьми о весне, рассматривание картин, заучивание стихов, чтение художественных произведений, прослушивание аудиозаписей на тему «Звуки природы», пение песен о весне, художественное творчество на весеннюю тематику.

Оборудование: Конверт с письмом, карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелетных птиц; диких животных. Деревья, музыкальная игрушка – птичка. Бельевые прищепки, веточки, гнездо. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозаписи «Ручей», «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы». Музыка для релаксации, коврики.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

         Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель. Сегодня утром у  двери нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной белкой и надписью: Детям группы «Пчёлка».  Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: конверт куда – то делся. Помогите мне его найти! (дети находят письмо на полке.)

 Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?
Давайте прочитаем!
(Воспитатель предлагает всем присесть и читает письмо.)

«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили дружно и по очереди правили всем миром: три месяца -  Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр, солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?

Дети. Солнце.

Действительно Солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?

  1. Игра «Сравни и назови» (с мячом.)  
    Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, теплый ветерок, теплое море).

Солнце румяное, как… (блинчик).

         Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

         Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер).

         Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).

          Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Массаж биологически активных зон «Солнышко».

Солнце утром рано встало,       (Поднимают руки вверх).

Всех детишек приласкало.       (Потягиваются, делая руками фонарики.)          

Гладит грудку.

Гладит шейку,              (Поглаживают шейку большими пальцами сверху вниз)

Гладит носик,               (Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,                  (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

Гладит ушки,               (Ладонями растирать уши).

Гладит ручки.              (Растирать ладошки).

Загорают дети. Вот!  (Поднять руки вверх).

После массажа дети садятся на стулья

           Воспитатель. Сказка, как вы, думаете, закончилась? (Нет.)
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (
Звучит аудиозапись «Ручей».) 
Что вы услышали?

Дети. Шум, журчание ручья.

Воспитатель. Верно. Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Выставляет карточки с ранними признаками весны.) Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег. Потекли ручьи, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше? ( Выставляется изображение ветки с лопнувшими почками.)

Дети. Талая вода напоила землю, на деревьях набухли почки. Из почек стали распускаться молодые листики. (Выставляются карточки с изображением первоцветов и молодой травы.)

Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть травка. Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы.

Воспитатель. Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Воспитатель. Ты какой цветок?

          Дети.  Подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш.

3.Упражнение «Цветы».

 Раз – два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (
тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (
смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал (
раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись (
наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись (
наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (
грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (
приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (
медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

       Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

  ВоспитательДавайте понюхаем, как пахнут  цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем  «Ах, как чудно пахнет цветок». Дети произносят фразу на   выдохе2-3 раза.

       Воспитатель. А сейчас мы с вами сядем на лужайку, мягкую зелёную травку. (Музыка на релаксацию.)

  1. Упражнение на релаксацию: «Нарисуем, то о чём говорили».

Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего рисуют капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.

Воспитатель. Появились насекомые. Какие?

Дети. Бабочки, жуки, муравьи.

Воспитатель. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые?

Дети. Птицы.

Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».) Что вы слышите?

Дети. Голоса птиц, птичье пение.

Воспитатель. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Дети. Перелётные.

5.ИГРА «ХОРОШО-ПЛОХО».

Воспитатель. Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

Дети.  Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам холодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель. Что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Дети.  Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.)

Воспитатель. (Прикрепляет к берёзе карточки с изображением перелётных птиц). Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети.  Скворец, жаворонок, иволга, трясогузка, грач, соловей.

Воспитатель.  Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Дети. Проверяют старые гнёзда, строят новые.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Воспитатель. Давайте поможем нашей птичке построить гнездо.

( Ставит под берёзой музыкальную игрушку – птичку.) 

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИЩЕПКАМИ «ПОСТРОИМ ГНЕЗДО».

Под весёлую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточками, несут их в гнездо. Птичка благодарит детей.

Воспитатель (выставляет под берёзой карточку с изображением зайца после линьки).

Воспитатель. Ой, смотрите, под берёзой заяц после линьки! (Выставляет карточки с изображением других диких животных после линьки).

Воспитатель. Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Дети. Животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белки стали серыми.

Воспитатель. А что происходит с деревьями и кустами к концу весны? (Выставляет карточки с изображением цветущих кустов и деревьев.)

Дети. Зацветает черёмуха, ива, ольха, яблони, груши, вишни.

Воспитатель. Но вот мы и разложили все карточки по порядку. А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце Весне помогало».

7. Составление детьми продолжения  сказки.

          Воспитатель читает начало сказки, а дети продолжают.

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Дети. Солнце греет ярче, чем зимой.

- Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель.

- Бегут веселые ручьи.

- Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки.

- На проталинках распускаются первые весенние цветы.

- Начинает зеленеть травка.

- Появляются насекомые.

- С юга возвращаются перелётные птицы.

- Они проверяют старые гнёзда, строят новые.

- Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов.

- Звери линяют - меняют густой пушистый мех на более лёгкий, редкий.

- Меняется и цвет меха, например заяц стал серым.

- Зацветают деревья: ива, ольха, черёмуха, яблони, вишня.

Воспитатель. Так в чём же главная причина того, что за  зимой обязательно приходит весна?

Дети. Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.

Воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок. (Дети садятся на ковёр.)

Воспитатель. Скажите, вы любите весну?

Дети. Да.

Воспитатель. Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению ( «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленты.

Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. (Вынимает из конверта из конверта бумажные солнышки.) К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то , что вы помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: "Путешествие в Весну"

конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»

Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами мнемотехники «Пришла весна» (старшая группа)

Конспект НОД  по речевому развитию с элементами мнемотехники  «Пришла весна» (старшая группа)...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Помоги лесным жителям»

Занятие по развитию речи, в котором дети отправляются на помощь лесным жителям....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в весну»

Цель:  Формирование понятия о временной системе.Задачи:1. Обобщить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках, в...