Особенности обучения детей составлению описательных рассказов.
консультация по развитию речи на тему

Камалова Зайтуна Загитовна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sostavlenie_opis._rasskazov.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №14

Консультация для воспитателей.

Тема: Особенности обучения детей составлению описательных рассказов.

Подготовила и провела: Камалова З.З., ст. воспитатель

2014 -15 учебный год

р.п. Магнитка

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

 Виды устного народного творчества.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.

Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях подразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло».

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Удивительно поэтичны русские загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.

Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»).

Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.

Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.

Но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.) Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей.

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

 

 Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.

В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные  потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение  «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 

 Методика ознакомления с устным народным творчеством.

Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:

1. Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).

 

 Методика ознакомления с фольклором на занятиях.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

8.Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст (2, стр.64-66).

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки (2, стр.66-67).

Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

3.Педагоги  предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова);

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета .

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения.

6. Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов влияющих на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя.

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности .

 

 Методика работы с фольклором при организации различных видов деятельности.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх-драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей.

Технология использования сказки в играх-драматизациях:

1 этап – знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций);

2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.);

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности;

4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки .

Устное народное творчество можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию :

двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества; сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа);

театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями);

интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения .

При организации двигательной деятельности детей необходимо использовать народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: «…детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания».

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В основном она не отличается от методики других подвижных игр, но можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:

- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

- При объяснение сюжетной народной игры воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором .

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций .

Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.

 

Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т.е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:

 

«Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

 

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 

«Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 

«Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 

«Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 

«Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразовое  параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 

Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для обучения детей составлению описательных рассказов

Материал был подобран к теме "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...

«Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей составлению описательного рассказа».

Работая учителем-логопедом в группе детей с ОВЗ (ОНР) я использую элементы ЭИЗ (элемент-имя признака-значение признака). Хочу поделиться опытом работы по обучению детей составлению описательного...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...