Творческий проект по развитию словесного творчества детей "Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Проект по развитию словесного творчества детей на основе знакомства с русскими народными сказками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_na_prezentatsiyu.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

             Творческий проект Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт

  • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

     Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.

  Срок реализации проекта: декабрь-февраль 2016 года.

  • Актуальность проекта

Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. В основном их знания и впечатления дошкольников базируются на материале телепередач. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно составить текст сказочного содержания. Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. А значит, необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.

  • Проблема

Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Малыши всех времен, культур и народов с восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми?

  • Цель проекта

Поиск путей развития словесного творчества детей на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью нашего исследования.

  • Образовательные задачи 

-  Приобщение детей к русским народным сказкам.

- Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.

- Развитие монологической речи, умения связно высказываться.

- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову.

- Содействие развитию творческого воображения.

- Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

  • Воспитательные задачи 

- Восхищение творчеством русского народа.

- Формирование доброжелательных отношений между детьми путём       приобщения их к сказкам, сказочной морали. 

- Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных игр

- Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, настойчивости в     достижении целей.

- Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей 

  • Реализация проекта:

1 направление. Знакомство с творчеством русского народа, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие…

       

  • - Прослушивание авторских и народных сказок

- Пересказ прочитанных сказок

 

  • - Знакомство с малыми формами устного фольклора (присказками,   загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого  фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки.

Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п

           - Рассматривание иллюстраций к народным сказкам

  • 2 направление. Речевые упражнения. Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников, но и развитие связной монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Такой подход даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а   человечно.

Изготовление опорных схем- мнемотаблиц, отражающих ту или иную сказку. Сюда вошли

“Петушок и бобовое зёрнышко”          

“Репка”,                                                              

“Лисичка – сестричка и серый  волк”  

“У солнышка в гостях”,                            

“Теремок”,                                                                          

“У страха глаза велики”,                          

“Рукавичка”,                                                                      

“Кот, петух и лиса”,                                    

“Гуси-лебеди”,                                                

“Машенька и медведь”,                          

“Три медведя”,                                                          

“Волк и семеро козлят”,                          

“Зимовье зверей”,                                              

“Вершки и корешки”,                              

“Снегурушка и лиса”,                                                      

“Курочка Ряба”,                                          

“Петушок и жерновцы”,                                                                                  

“Лисичка со скалочкой”,                          

“По щучьему велению”,                  

“Заюшкина избушка”,                              

“Крошечка-Хаврошечка”.                                                      

 Этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

 

  • Игры на развитие фантазии, словесного творчества

«Расскажем сказку вместе»

«Волшебные очки»

«Шкатулка со сказками»

«Волшебная труба»

«Помоги Колобку»

«Поиграем в Репку»

«Старая сказка на новый лад»

« Придумай необычное существо»

«Волшебное дерево»

«Волшебные предметы из чудесного мешочка»

«Придумай загадку о волшебном животном»

«Нелепицы»   «Превращения»

 «Придумай историю»,«Бывает – не бывает»  «Исправь ошибку»,   «Пантомима»         

  • 3 направление. Развитие творческих способностей через исследовательскую,   изобразительную и игровую деятельность.

  • Творческие задания для детей

- Сочини сказку о необычном существе

- Коллаж из сказок»

- Игровые сюжеты «Путешествие по сказкам»

- Использование сказок на занятиях по познанию окружающего мира

- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях

  • - Изготовление атрибутов к инсценировкам сказок

         - Лепка персонажей из прочитанных и выдуманных сказок

  • (фото)

  • - Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения

- Использование сюжета сказок в художественном творчестве

- Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности     детей в качестве художественного слова

  • 4 направление. Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

  • Разыгрывание сказок с помощью разных видов театра (пальчикового, настольного, игрушками «бибабо»).
  • (фото)

  • 5. Совместная деятельность детей и родителей

- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам

- Просмотр картин, иллюстраций к сказкам.

- Заучивание отрывков из сказок.

- Подготовка к выставке

  • Изготовление атрибутов к сказкам.
  • (фото)
  • (фото)

  • Совместное творчество родителей и детей по сочинению сказок.
  • Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам.
  • Заключительный этап

     - Выставка книг «Сказочный мир»

     - Выставка иллюстраций «Мои любимые сказки»

  • Итоговое    мероприятие: Инсценировка сказки «Как колобок искал себе друзей»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Проэкт по развитию речи в подготовительной  группе "Дорожка в сказку"...

Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками

Статья описывающая  опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Дорожка в сказку»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена...

Творческий проект " Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет"

Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинако...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»...