УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebenka_pereskazyvat_korotkie_rasskazy.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:


УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.

Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.

Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.


Медведь.
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.


1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.

2. Составить рассказ-описание медведя.

3. Вспомнить загадки про лесных зверей.


Ёж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.


1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы:

Кто жил в лесу?

Куда приходил еж ночью?

Что он делал с яблоками?

Куда он относил яблоки?

Что еж заготавливал на зиму?


Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

1. Ответить на вопросы:

Какой у Миши кролик?

Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост?

Как он грызет морковку?

Чем его еще кормят?

2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.

3. Образовать сравнительную степень прилагательного:

Красивый - красивее,

мягкий – мягче,

длинный - длиннее,

добрый - добрее,

сильный - сильнее,

толстый - толще,

тонкий - тоньше,

быстрый - быстрее,

злой - злее,

высокий - выше,

низкий - ниже.


Дружок.
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

1. Объяснить значение словосочетаний:

стадо овец, отбил овечку.

2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Стадо пас ... (пастух).

Во дворе залаяла ... (собака).

Стадо пасли ... (пастухи).

Утром громко пропел ... (петух).

Рано утром пропели ... (петухи).

3. Подобрать названия предметов к названиям действия.

Дружок погнался (за кем?) - за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.




Осень.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.


1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.

2. Рассказать, чем отличается осень от весны.
3. Какие птицы улетают в теплые края?
Как называются такие птицы?
4. Образовать множественное число от существительных:
дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди, ствол -- стволы, ветер -- ветры.
Составить с этими словами предложения.
5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы - - улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.

Осень наступила.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.


1. Объяснить значение словосочетаний:
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2. Дополнить предложения недостающими словами.
Осень ... (наступила).
Холодный дождь ... (моросит).
По небу ... (гуляют) серые тучи.
Желтые листья ... (падают) на землю.
3. Пересказать текст.
4. Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью?




.





Утка.

Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает:


— Кря-кря-кря-кря!



1. Ответить на вопросы:
Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает?
Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.
2. Пересказать.




Про осень.



Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и идет мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.



1. Объяснить значение словосочетаний:


желтеют листья,
моросит дождик,
исчезают цветы.


2. Рассказать, чем отличается осень от весны.


Какие птицы улетают в теплые края? Как называются такие птицы?


Образовать множественное число от существительных:

дерево — деревья,
лист — листья,
дождь — дожди,
ствол - стволы,
ветер - ветры.
4. Составить с этими словами предложения.
5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы - улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.


6. Пересказать рассказ.






Пингвины.

В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.



1. Ответить на вопросы:


Где живут пингвины
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы
2. Объяснить значение словосочетаний:
Вечная зима.
Высиживает птенцов.
3. Пересказать.




Коза. Е.Чарушин.



Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.



1. Ответить на вопросы:
Куда идет коза?
Кто ее ждет дома?
Что ворует коза?
Какое у козы молоко?
Коза какая?
Задиристая, вороватая, непослушная, озорная...
2. Пересказать.
3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся...)






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы

В статье предсталены короткие рассказы,с помощью которых можно легко научить ребёнка пересказывать....

Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы»

Предлогаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых  можно научить ребенка пересказывать тексты....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

Предлагаю  вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Консультация для родителей "Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы "

Консультация для родителей "Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы "...

«Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы» Памятка для родителей.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выpaзительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...