Конспект открытого занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку "Разноцветная посуда".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал может быть полезен воспитателям при обучении русскоязычных детей татарскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе

Разработала и провела воспитатель Рахимулина Д.Х.

Тема«Разноцветная посуда»

Программные задачи:

Расширять словарь детей на татарском языке, развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски,  уточнить и  активизировать в речи детей прилагательные красный, желтый, синий, зеленый цвета, названия посуды на татарском языке; 

воспитывать интерес к изучению татарского языка, бережное отношение к посуде.

Обогащение словаря: тәлинкә ,кашык, чынаяк.

Активизация словаря: Зәңгәр чынаяк.

Наглядные средства обучения: видеосюжет из сказки «Федорино горе»К.И.Чуковского, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды.

Предварительная работа: разучивание песни “ Зәңгәр чынаяк. ”

Структура:

1. Организационный момент.

2. Отгадывание загадки о посуде.

3. Словесная игра”Чего не стало”

4. Исполнение песенки” Зәңгәр чынаяк”

5. Рабочая тетрадь “Найди чайную пару”

6. Дидактическая игра”Назови предмет и цвет”

7. Итог. Рефлексия

Использованная литература:

1. Методика дошкольного образования«Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

2. Использованная образовательная программа«Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012

3.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2014г.

Ход занятия:

Воспитатель: Исэнмесез!

Балалар: Исэнмесез!

Воспитатель:Хәерле иртә  миңа!

Хәерле иртә, сиңа!

Хәерле, иртә сезгә!

Хәерле иртә, барыбызга!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: әйбәт, рәхмәт. Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы учитесь говорить по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.( дети подходят к педагогам и здороваются)

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети:Хәлләрегез ничек?

Гости: әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель: Попробуйте, ребята, угадать из какого произведения я сейчас покажу вам отрывок (видео отрывок из произведения «Федорино горе» К.И.Чуковского)

 «А посуда вперед, и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу!»

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?».

Вот и чайник за кофейником бежит

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца, блюдца-

Дзынь-ля-ля!Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся

Дзынь-ля-ля!Дзынь-ля-ля!

Воспитатель: Ребята, кто догадался, из какого произведения эти строки? (Федорино горе ).А кто автор этого произведения? (К.И. Чуковский ). А почему это произведение  называется Федорино горе? (ответы детей – потому что посуда убежала).

Дети: вар-ты ответов

Воспитатель: Для чего же человеку нужна посуда?

Дети: вар-ты ответов.

Воспитатель: А на каком языке К.Чуковский написал свое произведение?(на русском)

Воспитатель: Дети, вы бы хотели узнать названия посуды на татарском языке?

Воспитатель: Тогда внимание на экран! Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.

Какого цвета фигуру мы расколдуем первой? (Дети: красную) А как же по-татарски будет красный цвет?

Дети: кызыл.

Воспитатель: Тогда слушайте первую загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп ложить

И котлету положить.

(Дети: тарелка )

Воспитатель: согласна

А кто сможет назвать слово тарелка на татарском языке?(тәлинкә)Давайте вместе,хором скажем:тәлинкә  Примечание: Слово «тәлинкә» говорим вместе, индивидуально, шепотом.

Какого цвета фигуру мы расколдуем второй? (Дети: зеленый) А как же по-татарски будет зеленый цвет?

Дети: яшел

Тогда слушайте вторую загадку.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Дети: ложка)

Воспитатель: Молодцы. Кто сможет назвать слово ложка на татарском языке?(Кашык) Давайте вместе, хором скажем: кашык. Примечание: Слово «кашык» говорим вместе, индивидуально, шепотом.

Воспитатель: Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей? (Дети: желтый) А как же по-татарски будет желтый цвет?

Дети: сары

Тогда слушайте третью загадку.

Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю.

(Дети: Чашка ) 

Воспитатель: Молодцы. Кто сможет назвать слово чашка на татарском языке?( чынаяк)Давайте вместе, хором скажем: чынаяк Примечание: Слово «чынаяк» говорим вместе, а я услышала как сказала Самира, давайте послушаем….шепотом

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, что случилось с этой картинкой? Что нам  поможет раскрыть, расколдовать эту картинку. Я предлагаю вам спеть песенку  «Зәңгәр чынаяк»?Может нам песенка поможет?

Давайте споем песню “Зәңгәр чынаяк” (дети встают полукругом).

Зәңгәр - Зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания)

Зәңгәр - Зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

Әйе шул, әйе шул (наклон вперёд)

Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)

Әйе шул, әйе шул, (наклон вперёд)

Зәңгәр, Зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

-Молодцы ребята! 

Ребята, посмотрите какая красивая, синяя чашка - зәңгәр чынаяк. Давайте скажем хором, вместе.а я услышала как сказал Рома, послушаем его…

Примечание: Слово зәңгәр чынаяк говорим вместе, индивидуально, шепотом.

Гимнастика для глаз.

Вы так хорошо спели песню. За это зәңгәр чынаяк исполнит вам танец. Дети внимательно смотрите за синей чашкой.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть с посудой в игру “Нәрсә юк”, «Чего не стало».

Но сначала скажите, что изображено на доске. (Дети: ложка - кашык) Какого цвета ложки, перечислим(желтый -сары, зеленый - яшел, красный -кызыл, синий -зэнгэр). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза. Нинди кашык юк? (сары) и т. п.

Скажите, что теперь изображено на доске. (Дети: тарелка -тэлинкэ) Какого цвета тарелки,, перечислим(желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - зэнгэр). Молодцы. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза., нинди тәлинкә юк? (Задание выполняется по аналогии с предыдущим).

В наших тетрадях есть очень интересная игра ”Найди чайную пару”.

Кто знает как в неё играть? (нужно подобрать подходящие  по цвету чашки)

Итак: У меня чашки, а у вас блюдца. Что  нужно сделать, чтобы получилась чайная пара.

Дети: Нужно попросить….

Воспитатель: Вам нужно на татарском языке попросить у меня нужную вам пару. Итак, назовите, какого цвета это блюдце (воспитатель показывает на зеленое блюдце: яшел). Подберите  чашку такого же цвета. Ребята, наклейте чашку такого же цвета к подходящему блюдцу. Какого цвета это блюдце (воспитатель показывает на красное блюдце – кызыл). Наклейте чашку такого же цвета на это блюдце.

Какого цвета вы подобрали чашку к красному блюдцу?и  т. д.

Физкульминутка (Дети встают около столов)

Менә  минем курчагым (күзләрен күрсәтәләр)

Ике күзе бар аның.

Ә менә бу – борыны (барысын да шулай курсәтең баралар)

Бу, билгеле, муены.

Колакларын курсәтим

Чэчен сыйпап иркәлим

Бигрэк матур битләре,

Авызында -тешләре.

Э менэ болар - куллар,

Чәбәк – чәбәк уйныйлар. (кулларын чэбэклилэр)

Кечкенә аяклары

Бик матур тыпырдыйлар. (тыпырдыйлар)

Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр!

«Игра с карточками» (дети стоят за столами)

Воспитатель: Ребята, продолжим наши игры. Сейчас я раздаю вам разные карточки. На карточках изображены ложки, тарелки и чашки. Я назову цвет, а вы поднимите руку с карточкой вверх, если у вас на картинке изображение такого же цвета. Давайте попробуем. (желтый, красный, зеленый, синий). А теперь я усложню нашу игру. Я назову не только цвет, но и определённый предмет. Попробуем? (Дети: да) (Воспитатель: кызыл чашка, зәңгәр кашык и т. д)

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде). Какие цвета мы с вами вспомнили? Какие новые слова узнали на татарском языке? Какая игра вам боше всего понравилась? Почему?  Кому вы об этом расскажете? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...

Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу

Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  по обучениюрусскоязычных детей  татарскому языку средней, старшей подготовительной группе  на 2015-2016 учебный год...

Интерактивная игра "Нәрсә, нинди, нишли" по обучению русскоязычных детей татарскому языку

Разработа в программном обеспечении Easiteach Nex Generation для детей старшего дошкольного возраста...