Проект "Моя семья"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_proekt.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Моя семья – моя родословная»

Цель: формировать у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; обобщить и расширить знания детей о своей семье и родословной; воспитывать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.  

Задачи:

Образовательные: 

  • Развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
  • Обобщать сведения детей о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи); ее истории, родственных отношениях, семейных обязанностях.

Развивающие:

  • Развивать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающее выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх).
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
  • Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Методы:

  • опосредованного педагогического воздействия;
  • проблемного обучения (вопросы, загадки);
  • наглядный метод (рассматривание фотографий, рассказывание по картине); продуктивный метод (рисование);
  • игровой метод (дидактичекие , подвижные, сюжетно-ролевые игры)

Сильные и слабые стороны:

Сильная сторона проекта заключается в том, что презентация проекта прошла совместно с родителями, рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дети получили опыт реализации познавательной инициативы.

Анализ:

Работа способствовала:

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным традициям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Проект способствовал самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Следовательно, проект не только обогатил дошкольников знаниями о своей семье и стимулировал их познавательную активность, но и повлиял на детско-родительские отношения.

Ожидаемые результаты:

За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится:

  • - дети узнают  больше о своей семье: о членах семьи, традициях, профессии родителей, о жизни бабушек и дедушек;
  • - понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека;
  • -дети лучше узнают  о родственных отношениях;
  • -о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;
  • -имеют представление о родословной как истории семьи;
  • - совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений

         Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

ПРОГНОЗ

В ходе реализации проекта возможны:

1. Недостаточное усвоение материала детьми по теме «Моя семья». В этом случае нужно проанализировать материал на соответствие детскому пониманию и подать его соответственно возрасту дошкольников.

2. Незаинтересованность родителей, их нежелание сотрудничать с воспитателями. В этом случае использовать индивидуальный подход со стороны воспитателей.

Описание проекта

Паспорт проекта

Тип проекта:  информационно – социальный

Тематическое поле

Семья. Семейные традиции и обычаи. Родословная семьи.

По характеру содержания: включает ребёнка и его семью.

По характеру участия ребёнка: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей.

По количеству участников: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (неделя).

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Области проекта: социально-коммуникативное развитие; познавательно – речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: дети старшей группы, родители,  воспитатели группы, музыкальный руководитель.  

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

1 этап – выбор темы проекта.

Для выбора темы проекта были учтены интересы детей.

Вернувшись в детский сад, после летних каникул дети стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу семьи, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Моя семья - моя родословная». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность мне сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению  семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.

2 этап – мотивационно - диагностический.  

Задания для изучения представлений старших дошкольников о своей семье.

  • Диагностическая беседа «Моя семья»
  • Рисуночный тест на тему «Моя семья»

     При анализе результатов выявилась проблема: дети не знают кем работают их родители, не все могут  назвать свой домашний адрес. Большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

Вводная беседа с детьми на тему: «Моя семья».

Воспитатель: Послушайте песню. О чём поёт девочка?

Дети: О семье.

Воспитатель: Давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?

Карина: Когда все вместе живут.

Матвей: Это – папа, мама, сестра и брат, крёстная!

Никита: Люди, которые заботятся друг о друге.

Маша: А у нас своя семья.

Воспитатель: Маша, какая она?

Маша: Наша семья не большая и не маленькая. У нас средняя семья.

Воспитатель: Да, ребята, семьи бывают разные. Давайте поговорим о ваших семьях. Сравним, чем они похожи и чем отличаются?

Никита: У нас большая семья.

Наташа: Я не знаю, какая у нас семья, может маленькая, а может большая.

Воспитатель: Ребята, что бы вы сделали, для того чтобы узнать какая у вас семья маленькая или большая?

Анита: Я бы могла рассказать, кто есть у нас в семье. Но для этого мне нужна помощь мамы или папы.

Дима: Нужно, чтобы все вместе собрались, и посчитать всех.

Никита: Надо картинки поставить, или фотографии можно поставить.

Матвей: Мне бы хотелось узнать, какая моя семья.

Миша: Нужно нарисовать портрет, я могу его нарисовать.

Лиза: Надо нарисовать свою семью, и показать маме или папе. Они посмотрят, и подскажут, всех я нарисовала или нет.

Алёна: А можно всем нарисовать свою семью, для того чтобы узнать маленькая она или большая.

Никита: Мы же рисуем на занятиях, хочется, чтобы все мамы и папы посмотрели.

Матвей: Да, вдруг я кого-нибудь забуду нарисовать.

3 этап – рисование на тему «Моя семья».

На данном этапе дети нарисовали каждый свою семью. В ходе этого этапа мы выяснили, что у Димы не хватило места на листе, чтобы нарисовать всю семью. Матвей не нарисовал бабушку с дедушкой. Лиза очень хотела нарисовать пробабушку, она знает, как её зовут, но не знает, как она выглядит. Маша не знает, как зовут дедушку. И задумались, как же нам сделать так, чтобы члены всей семьи были нарисованы все вместе с указанием фамилии имени и отчества?

Воспитатель: Ребята, как нам изменить данную ситуацию? Кто нам в этом сможет помочь?

Матвей: Надо всех на одном листе нарисовать, только у меня все не влезут.

Лиза: Можно фотографии всех наклеить и написать, как зовут.

Никита: Мы расскажем родителям и они нам помогут.

Маша: Нарисовать мы можем сами, а написать могут взрослые, они же умеют писать и читать. Мы будем помогать им что-нибудь приклеивать.

Алёна: Сделать надо быстрее, потому что мы хотим узнать какие у нас семьи.

4 этап – Выставка рисунков «Моя семья».

 

На данном этапе была организована выставка работ детей под названием «Моя семья». Для того чтобы проинформировать родителей о теме проекта.

5 этап – Реализация проекта.

Тема « Моя семья – моя родословная»

Итоговое мероприятие: Презентация проекта на тему «Моя семья – моя родословная»

День недели

Совместная образов.деят. с учетом интеграции обр. обл.

Задачи, содержание

РППС

Понедельник

Вводная беседа на тему: «Что такое семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Определить мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

Иллюстрации из детских книг с изображением взрослых и детей.

Пополнение центра книги художественной литературой с рассказами, стихами, иллюстрациями, сказками на тему: «Семья»

Вторник

Познание

(формирование целостной картины мира)

«Мой дом, моя семья»

Слушание музыки: С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки»

Дать детям представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к своим родным; формировать уважительное отношение к своим близким; познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка; развивать умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

Фотографии членов семьи.

Ноутбук с записью песни.

Картинки с изображением фигуры взрослого человека и ребёнка.

Среда

Речевое развитие

Составление рассказа из личного опыта «Моя мама»

Рисование «Портрет мамы»

Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама»; учить придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану; подбирать прилагательные к существительному, придумывать предложение с заданным словом; воспитывать доброе, уважительное отношение к маме; развивать связную речь; упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными.

Фотографии мам детей

Четверг

Познание (формирование элементарных математических представлений) «Ориентировка во времени»

Ручной труд. Оригами подарки для близких «Бабочка»

Формировать и закреплять понятие о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости; формировать понятие о том, что наши предки - это наше прошлое, мы – настоящее, а когда дети вырастут и у них появятся свои дети – это уже будущее.

Картинки из серии «Я расту»

Пятница

Музыка

ООД на тему:

 «Музыкальная семья»

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье; расширять знания детей об изобразительны и выразительны возможностях музыки; обогащать и активизировать словарь детей: портрет, мимика; развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.

Презентация «Музыкальная семья»,

Музыкальная шкатулка, детские музыкальные инструменты.

                                     

Планирование образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Время в режиме дня

Содержание темы « Моя семья – моя родословная »

Совместная деятельность педагога с детьми во время режимных моментов

Индивидуальная работа с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Утро

Вечер

Прогулка

Понедельник

Трудовая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Поможем маме сервировать стол»

Цель: воспитывать уважительное отношение к труду взрослых; стимулировать проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.

Чтение детям В. Осеева «Волшебное слово»

Цель: учить внимательно слушать; формировать способы проявления доброжелательного отношения к окружающим.

Д/и «Домашние обязанности»

Цель: содействовать становлению ответственного отношения к своим домашним обязанностям.

Рассматривание иллюстраций, где дети помогают взрослым

Цель: поговорить о том, что нужно помогать взрослым; уточнить, как это можно сделать (Влад, Анита).

Буклет на тему: «Основы нравственного воспитания детей в семье».

Анкетирование:

«Какой вы родитель?»

Вторник

Составление рассказов по картине «Наша семья»

Цель: способствовать проявлению восхищения успехами, стимулировать потребность подражания одобряемым в семье мужским и женским поступкам.

Рассматривание фотографий членов семьи от самого младшего до самого старшего

 Беседа по вопросам:

- кто самый старший в вашей семье;

-кто самый младший?

- кто кому мама?

- для мамы ты кто?

- для бабушки?

- для брата?

 

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

Цель: запоминать членов семьи; развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Построим Дом» из строительного материала.

Цель: формировать умение работать коллективно

Коммуникативная игра: Упражнение «Ласковое имя»

Цель: гармонизация осознания имени; воспитывать понятие того, что родители называют детей ласково, потому что любят их (Маша, Алёна).

Домашнее задание по теме проекта

«Моя семья - Моя родословная»

Дежурство на прогулке (мамы организуют подвижные игры на прогулке).

Среда

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Цель: используя поговорки о семье, я деткам старалась рассказывать о семейных ценностях, и о взаимоотношениях в семье.

Чтение детям В.Драгунский «Сестра моя Ксения».

Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, положительного отношения к появлению в семье младших братьев и сестёр; развитие представлений о творчестве ВДрагунского;

развитие мышления, речи.

 

Беседа «Как мы заботимся о младших братьях и сёстрах».

Цель: содействовать становлению способов проявления заботы по отношению к малышам.

Рисование «Портрет мамы»

Цель: упражнять в рисовании контура простым карандашом; воспитывать любовь и уважение к маме.

(Наташа, Миша, Никита)

Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

Организации фотовыставки на уровне ДОУ

«Загляните в мамины глаза».

Четверг

Беседа на тему: «Моя родословная»

Цель: расширять представления о родовых корнях семьи; развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Д/и «Кто кому кем приводится»

Цель: уточнение понимания ребенком родственных отношений.

Закрепить  знания о членах  семьи

Прослушивание «Гимн Семье» в исп. Алсу

Цель: познакомить с новым музыкальным произведением, побуждать вслушиваться в текст песни.

 Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моя семья»

Цель: формировать умение работать коллективно;

Словесная игра «Моя семья».

Цель: активизация словарного запаса на основе углубления знаний о семье.

Повторить знания о своей семье

Цель: развитие речи детей; закреплять знания детей о своей семье (Лиза, Матвей).

Беседа о предстоящей презентации проекта.

Посещение семьи Коптяева Влада (индивидуально профилактическая работа с семьёй)

Пятница

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; формировать нравственные чувства (гуманность, любовь,) и доброжелательные отношения в группе; развивать речь детей; учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Презентация проекта «Моя семья – моя родословная»

С выставкой поделок,  чаепитием, концертом семейных номеров.

Повторение стихотворений

На тему «Моя семья»

Цель: отрабатывать дикцию и интонацию.

Д/и «Мой адрес»

Цель: закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Трудовая деятельность:

Оказание посильной помощи взрослому-подмести на веранде, в постройках, домике.

Цель: продолжать формировать умение трудиться сообща.

Артикуляционная гимнастика, повторение скороговорок  с детьми, имеющими проблемы со звукопроизношением

(Карина, Матвей, Никита, Лиза).

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука перед презентацией проекта.

День открытых дверей

6 этап – На этом этапе  мы продумали, как представить, полученный продукт.

Дети совместно с родителями будут представлять свою семью, и рассказывать о ней в рамках семейной гостиной, посвящённой Дню открытых дверей.  Оформили фотоколлаж «Генеалогическое древо моей семьи».

7 этап - Презентация проекта.

Заключалась в том, что дети рассказывали каждый о своей семье, взрослые выступили слушателями и помощниками. В ходе презентации проекта мы узнали, какую фамилию носит каждая семья; где живёт семья;  из скольких человек состоит; имя отчество мамы, папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки; чем занимаются члены семьи; какие традиции есть в каждой семье.

По окончании проекта «Моя семья – Моя родословная» все работы подшили в книжку, и они находятся в свободном доступе детей.

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Старшая – подготовительная к школе группа

                                                                                                                          Воспитатель: Баданина Юлия Николаевна

с. Вилегодск 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....