НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимняя прогулка со звуками «С» и «С*».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Анна Михайловна

НОД по развитию речи

в подготовительной группе

«Зимняя прогулка со звуками «С» и «С*».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

в подготовительной группе

«Зимняя прогулка со звуками «С» и «С*».

Образовательные задачи: Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Формировать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза, деления слова на слоги. Закреплять навыки подбора родственных слов. Активизировать словарь по теме «Зима».

Развивающие задачи: Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную моторику, дыхание, координацию движений.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Презентация к НОД, картинки в которых есть звук «С», мяч, пластилиновые дощечки, рис, стеки.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Мы его слепили сами:

Разукрасили ветвями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос-морковка, глазки-льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный …(Снеговик).

Слайд №1 Появляется снеговик.

Воспитатель:

Вокруг себя вы повернитесь

И в снеговиков вы превратитесь.

2. Подбор прилагательных к существительному.

Воспитатель: Закройте глаза и подумайте, какой каждый из вас снеговик.

Дети подбирают прилагательное к слову «снеговик» («Я - холодный снеговик. Я - веселый снеговик. Я - большой снеговик. Я - тающий снеговик...»)

Воспитатель:

А теперь вы повернитесь

И в ребяток превратитесь.

Какой был снеговик в нашей загадке? (Симпатичный) К нам в гости пришел «симпатичный» снеговик. (Воспитатель показывает на экран на котором изображен снеговик) Симпатичный – это какой? (Приятный, красивый, милый, хорошенький, славный, интересный.)

3. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: У вас не замерзли язычки, пока вы были снеговиками? Давайте покажем снеговику, как мы греем язычки: мы сделаем гимнастику для язычков. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику на зимнюю тематику).

Нашему симпатичному снеговику понравилась гимнастика. Какие звуки я выделила? (Звуки «С» и «С*»). Сегодня мы повторим звуки «С» и «С*».

4. Уточнение артикуляции звуков «С» и «С*». Характеристика звуков «С» и»С*».

Воспитатель: Чем похожи звуки «С», «С*»? (Оба согласные, оба глухие)

Чем отличаются? («С» - твердый, «С*» - мягкий).

5. Преобразование слогов со звуками «С», «С*». Игра с мячом.

Воспитатель: Снеговик принес вам мяч. Давайте с ним поиграем. Я буду бросать вам мяч и произносить слоги с твердым звуком «С», а вы переделывайте их в слоги с мягким звуком «С*» и вернете мне мяч.

СА-СЯ, СЭ-СЕ, СЫ-СИ, СО-СЁ, СУ-СЮ.

6. Составление слов из ранее изученных букв. Игра «Собери словечко»

Слайд№2 Появляется тучка из которой сыпятся снежинки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, появилась тучка. Но это тучка непростая. Из неё посыпались снежинки, на которых написаны буквы. (К, С, М, Т, П, А, О, И, У, Е, Я). Но они почему то разного цвета. Как вы думаете почему? (Красные – гласные, черные – согласные). Давайте составим из этих букв слова, но в этих словах должна быть обязательно буква «С». (Дети по очереди составляют слова: сок, сук, сом, суп, сумка, мост, аист, куст, стоп, коса, мясо и т.д.)

7. Физминутка.

Воспитатель: У нас идет снег, а мы сейчас поиграм и погреемся. (Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают то, о чем в нем говорится).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

В небесах скользят пушинки,

Серебристые…(снежинки).

На полянку и лужок

Выпал беленький …(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Эта девочка…(снегурка).

На снегу – то, посмотри,

С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как восне,

Землю всю украсил…(снег).

8. Родственные слова.

Воспитатель: Назовите слова из этого стихотворения, похожие на слово «снег».

(Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурочка, снегири).

9. Элементы дыхательной гимнастики.

Воспитатель: Наверное, нам хватит снега. Давайте подуем на тучку, пусть она улетит.

Вдохните воздух через нос и выдохните через рот. Вдохните и разделите выдох на две части. Вдохните и разделите выдох на три части. А теперь вдохните и выдохните за один раз.

10. Деление слов на слоги.

Воспитатель: Сейчас мы делили выдох на части. Но мы знаем, что слова тоже можно делить на части, и эти части называются…слоги. Давайте вспомним снежные словечки из нашего стихотворения и разделим их на слоги – отхлопаем слоги. (Дети выполняют).

11. Подбор слова к упрощенной схеме.

Слайд №3 На экране появляются упрощенные схемы слов, на которых обозначен звук «С» или «С*» и его место в слове.

Воспитатель: Снеговик принес вам схемы слов. Подберите к ним картинки. (Дети берут картинки). Поднимите картинки, которые соответствуют первой схеме…Второй схеме…Третьей схеме…

12. Эстафета с мячом.

Слайд № 4 Появляются изображения синички и совы.

Воспитатель: А теперь давайте посоревнуемся.Что вы услышали в этом слове? (Там есть звуки «С» и «С*»).

Снеговик дружит с зимующими птицами – совой и синичкой. (Картинки на экране). Унас будут две команды: команда сов и команда синичек.

- С каким звуком нужно подобрать слова команде сов? («С») Почему? (В слове «сова» есть твердый согласный звук «С»).

- С каким звуком нужно подобрать слова команде синичек? («С*») Почему? (В слове «синичка» есть мягкий согласный звук «С*»).

Воспитатель по очереди бросает мяч детям из разных команд. Ребенок, поймавший мяч, называет слово с нужным звуком. (В зависимости от того, в какой он команде).

13. Подведение итогов.

Слайд № 5 Снеговик.

Воспитатель: Напомните снеговику, какие звуки мы повторяли? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?

14.Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать каждому своего снеговика. Если вам сегодня было интересно, то сделайте веселого снеговика, если что-то не понравилось или огорчило – сделайте снеговика грустным. (Дети выкладывают из риса на пластилиновых дощечках снеговиков).

- Давайте поблагодарим друг друга за то, что мы вместе провели время. Какое доброе слово мы скажем друг другу?

- Спасибо! Вот какое замечательное слово! А что в нем замечательного? (В нем есть звуки «С» и «С*»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект комплексного интегрированного занятии по развитию речи в подготовительной группе «Зимние забавы»

Предварительная работа: Беседа «Как узнать зиму?»Рассматривание картин о зиме, зимних явлениях.Беседа о жизни зверей в зимнем лесу и их приспособленности к зимнему периоду «Как зимуют лесные звери?», ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком "Ш"

Цель занятия:- познакомить с буквой «Ш»;- закрепление образов букв. Задачи:Коррекционно – образовательные:- уточнить артикуляцию звука [ш];- расширить словарный запас.Коррекционно – развивающие:-...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Зимние забавы"

Развитие связной речи, закрепление представлений детей о зимнем времени года....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимние виды спорта»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимние виды спорта»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лесная прогулка"

Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы, звукозаписи голосов животных и ИКТ....

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Зимняя прогулка с Мишкой»

Цель: развитие коммуникативно- речевой активности детейЗадачи: формировать активный и пассивный словарь детей; Закрепить с детьми знания о частях тела (нос, уши, глаза и т. д); Стимулир...