НОД по ОО "Речевое развитие" тема "Весна идет, весне дорогу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

Конспект по развитию речи-составление рассказа по картине А.Саврасова "Грачи прилетели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_rechevoe_razvitie_vesna_idet_vesne_dorogu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Сказка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 по  образовательной области

 «Речевое развитие»

                                                     Тема:   «Весна идет, весне дорогу»

(подготовительная группа)

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                  МАДОУ «Сказка»

                                                                                                  Шаповалова С.В.

 

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Программные задачи:

Обучающие:

- Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связный рассказ по фрагменту картины о весне.

-Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.

 -Упражнять в образовании родственных слов от слова грач, уменьшительно-ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительные и прилагательные.

-Закрепить умение использовать предлоги: на, в, около, за, под.

- Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).

Развивающие:

-Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

-Активизировать словарь: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачевник, подснежник.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту; активность, выдержку.

Материал:

 Картина А.Саврасова "Грачи прилетели" ("Ранняя весна").

Сюжетные и пейзажные картинки о весне. Клубки. Аудиозапись «Голос леса, Голоса птиц»

Методические приемы:

Словесные: Вопросы, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, чтение стихотворение Дружининой "Весна", игровые упражнения: "Где грач?", "Назовите ласково", "Закончи предложение".

Наглядные: Картина "Грачи прилетели", картинки о весне,.

Практические: физминутка, выкладывание скворечника из палочек

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации, заучивание стихотворения Дружининой "Весна".

Ход занятия:

 Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

на - на - на - наступила весна.

но - но - но - распахнем окно.

не - не - не - рады мы весне.

 Дети и воспитатель стоят в кругу.

Вос-ль загадывает загадку:

 Светает рано по утрам

Весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?   Весна.

После холодной зимы, пришла к нам весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать.

В-ль: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!( Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.)

- Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет.

Вос-ль: - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

- В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка.

 Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

В-ль: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

(Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.)

В-ль: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

 Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами звуков. Закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? ( Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы» )

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

В-ль:- Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Моделирование картины «ВЕСНА»

В-ль:  - В какой лес мы с вами пришли?

Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный

В-ль:  - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

В-ль: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)

А вы рада весеннему солнышку? Давайте его позовем, пусть согреет нас своим теплом.

Дети проговаривают закличку «Солнышко»

Солнышко красное, гори, гори ясно.

В небо птичкой полети, нашу Землю освети,

В небо рыбкой поплыви, нашу Землю оживи,

Всех на свете ребятишек, обогрей, оздорови!

В: Вот и выглянуло наше солнышко, стало теплее, светлее и веселее

 Звучит звукозапись «голоса птиц».

В-ль: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

 Ребенок читает:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают) 

Вос-ль: А сейчас мы будем составлять рассказ по картине "Грачи прилетели".

- Дети, посмотрите на эту картину. (Ставлю на мольберт).

- Как ее можно назвать?

Составьте  небольшие рассказы по этой картине. Расскажите о весне - какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинках, о грачах. Рассказ должен быть интересным и законченным. (рассказывают 3 ребенка).

 В-ль: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку,  которой в старину весну зазывали.

В-ль и дети:

- Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Вос-ль : Вот и мишка проснулся.

Физминутка (на одного ребенка одеваю маску медведя)

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед, (наклоны)

Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (сели на ковер)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру "Где грач" (использовать картину "Грачи прилетели" - грачи на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом).

Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его….. (Скворец)

         Ребенок загадывает загадку:

Между веток новый дом

Нет двери в доме том,                                                                                                                                          Только круглое окошко,                                                                                                                                       Не   пролезет даже кошка. (Скворечник.)

- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!»)  Появляются проталины. (обращаю внимание детей на снег –вату) Потрогайте снег .

-Каким он стал? (мокрым, липким, сырым). Раздвигаю  мокрую вату и показывает детям, что появляются первые цветы – первоцветы.

 - Какого весеннего гостя вы видите на проталине? (подснежник)

- Почемуони так называются? (потому что первыми выглядывают из-под снега.

-Посмотрите, какие они нежные и трогательные. Давайте и мы превратимся в подснежников.

 Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),

 улыбнулись (улыбаются),

            потянулись (тянутся), 

раз - росой они умылись (умываются),

 два – изящно покружились (кружатся), 

три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),

 а четыре полетели (бегают), 

пять они остановились (останавливаются) 

и тихонько опустились (приседают).

Вос-ль: Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Чему они радуются?

Дети: Солнышку, теплу, весне!

Вос-ль: Я предлагаю вам поиграть в игру "Закончите предложение" Догадайтесь.

Про что можно сказать:

- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.

- Голубое, чистое, высокое, ясное - небо

- Грязный, рыхлый, черный - снег

- Веселый, звонкий, быстрый - ручей

- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна

- Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава

Составление предложений (на столах у детей сюжетные, пейзажные картинка).

Вос-ль: Дети, посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним:

- На поляне расцвела (растут) белые подснежники.

- Грачи вьют гнезда.

- На ветках висят длинные сосульки.

Вос-ль: Молодцы! Постарались. Предложения получились красивые, длинные.

Вос-ль: Я предлагаю назвать ласково "Ветер - ветерок, ручей - ручеек, снег - снежок, вода - водичка, облако - облачко, проталина - проталинка, ветка - веточка, трава - травушка,  солнце - солнышко, день - денек.

Ребята, пришло время нам возвращаться в детский сад. А пока мы будем идти, давайте повторим стихотворение о весне

В-ль и дети:Улыбаются все люди (Идут по кругу.)

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна! (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)

По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться (Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно (Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой (Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи по всюду (Делают из пальцев «бутон».)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит (Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон! 

Вос-ль: Вот мы с вами и в д/с.

 "Весна", Дружинина.

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег и тает лед,

И на речках - ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле.

Ливень льет как из ведра,

Гром грянет: "Весна" Ура!"

Восп-ль: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Наше путешествие закончилось. Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. Что вам запомнилось и понравилось в путешествии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"

Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"...

НОД по развитию речи "Идет весна, весне дорогу!"

Конспек открытого занятия по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"

Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоциального отношения к красоте весенней природы....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу!»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Весна идет-весне дорогу!"...