Конспект НОД в средней группе на тему: «Птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Никифорова Мария Иннокентьевна

Цель: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа.

Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе на тему: «Птицы»

Цель: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа.

Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.

Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия

Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.

Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встает и идет по делам.

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»

П. Как можно произнести эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?

Желательно, чтобы все дети произнесли.

П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.

Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.

Воспитатель предлагает загадку:

Особа всем известная,

Она крикуха местная,

Увидит тучку темную —

Взлетит на ель зеленую.

И смотрит словно с трона.

Кто она?  (Ворона.) Дети показывают таблички.

Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона — самая большая среди городских птиц.

Педагог читает вторую загадку:

Птичка-невеличка,

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок.

Кто это?  (Воробей.) Дети показывают таблички.

П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...) (описание по схеме)

•    Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко...)

•    А  теперь сравните ворону и воробья.

•    Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)

•    А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)

•    У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)

•    А у вороны? (Большая голова — головища.)

•    У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)

•    А у вороны? (Клюв большой, черный — клювище.)

•    У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.)

•    А у вороны? (Глаза большие — глазищи-чернищи).

•    У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)

•    А у вороны? (Большой черный — хвостище.)

Педагог предлагает пальчиковые игры.

1. «Птичка».

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы — голова, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

2. «Птенчики в гнезде».

Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.

П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки.)

Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса — сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:

— вопросительно;

— удивленно;

— испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).

Релаксация «голоса птиц»

Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»

Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Во время занятия у детей воспитывается заботливое отношение к птицам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Птицы».

Подвести детей к составлению небольших связных рассказов по картине и по серии картин....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в I средней группе на тему: "Птицы наши друзья"

Дорогие друзья, прошу вашего внимания! В  наше время да и раньше большое внимание уделялось и надеюсь будет уделяться нашим братьям меньшим - птицам.На своем занятии "Птицы наши друзья" я провела...

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме "Зимующие птицы"....

Конспект НОД в средней группе по теме «Птица-синица»

Цель: - уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях...