занятия по обучению граммоте
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Терская Валентина Викторовна

обучение чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_-_kopiya.docx158.15 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки детей к концу года.

Обучающие должны уметь:

-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

- рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

-ориентироваться на странице книги;

-составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

-рассказывать сказку или рассказ;

-правильно использовать предлоги;

-правильно произносить звуки.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Мир полон звуков.

2

Гласные и согласные звук и.

3

Гласные звуки IаI, буквы А, а,

4

Гласные звуки , IуI; буквы У, у.

5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

6

Гласный звук IиI; буквы И, и.

7

Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с.

8

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.

9

Учимся соединять буквы.

10

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

11

Чтение слогов.

12

Чтение слогов. Предложение.

13

Предложение.

14

Чтение слогов и слов.

15

Составление предложений и рассказов.

16

Деление предложения на слова.

17

Ударение в словах. Чтение слогов.

18

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Чтение слогов и слов.

21

Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.

22

Составление предложений и рассказов.

23

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

24

Согласный звук IшI, ; буквы Ш, ш.

25

Гласный звук IыI; буква ы.

26

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

27

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п.

28

Согласные звуки звонкие и глухие.

29

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з.

30

Согласный звук IйI; буквы Й, й.

31

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

32

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

33

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

34

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

35

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

36

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

37

Буквы Е, е.

38

Буква Ь.

39

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

40

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

41

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

42

Буквы Я, я.

43

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

44

Буквы Ю, ю.

45

Чтение слогов.

46

Буквы Ё, ё. Развитие речи.

47

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч.

48

Формулирование ответов на вопросы.

49

Гласный звук IэI; буквы Э, э.

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.

52

Составление предложений и рассказов.

53

Чтение слогов и слов.

54

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

55

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

56

Чтение слогов и слов.

57

Игра «Живые слова»

58

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

59

Гласные и согласные звук и.

60

Предложение.

61

Составление предложений ,рассказов и  сказок.

62

Буква Ъ.

63

Алфавит.

64

Повторение изученного.

 

ТЕМА: Мир полон звуков.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальцевую моторику. Учить детей слушать и слышать окружающий мир; уметь выделять конкретные звуки из общего потока.

Развивать речевую и двигательную активность, эмоциональное восприятие логометрических упражнений и подвижной игры.

  1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

  1. Упр. на дыхание «Сдуй перышко с ладони»

3.Рассматривание рисунка и определение звуков, какие можешь «услышать».

- никто не знает, какими были на нашей планете первые звуки. Возможно раскаты грома, шум волн, грохот извергающихся вулканов. Эти природные звуки мы можем услышать и сейчас.

1)Рассмотрите рисунок : Какие звуки природы ты можешь «услышать»? (стук дождя по крыше, свист ветра, шум и скрип деревьев.)

2)частью природы являются и животные, которые издают разные звуки.

                    Солнце над Землею наклонилось-

        Удивилось:» Что у вас случилось?

        Столько лягушат, котят, мышат

        Квакают, мяукают, пищат».

3)покажите, как животные это делают. Игра «Кто так кричит»

4. физ. Минутка «Замок»

        На двери весит замок

        Кто его открыть бы смог

        Постучали, покрутили

        Потянули и открыли.

5.Картинка –Какие звуки можно услышать в доме?

6. знакомство с Жучком –Звучком. –вы видели много разных жуков, а такого увидите впервые. Знакомьтесь , это Жучок – Звучок. обратите внимание, какой предмет жучок держит в лапках.(громкоговоритель, рупор, микрофон,) Жучок – Звучок будет помогать вам слышать и различать звуки и правильно их произносить. Теперь вы понимаете , почему его так зовут?

7.Игра «Угадай-ка» -закройте глаза и послушайте звуки, которые издают разные предметы. Определите их.(колокольчик, бумага, свисток, ножницы.)

-среди шелеста листьев, пения птиц, шороха шин и других звуков мы всегда выделяем особые – звуки человеческой речи. Произнеси любое слово. Ты произнес звуки речи, выстроенные в определенном порядке.

8. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Гласные и согласные звуки.

Цель: познакомить детей с азбукой, дать понятия «буква», « звук», « гласный», «согласный». Совершенствовать умение детей членить слова на слоги, составлять простейшую схему слова, изображать графически. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику.

  1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3. знакомство с алфавитом

- показать детям азбуку и сказать, что этот  дом не простой , а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

- на самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко – прегромко петь. За  то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.

Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом  выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах.  И они даже хотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть также громко и долго, как это делали  красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные. У синих жильцов очень короткий и отрывистый звук. И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные. За это их назвали согласными.

- ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? вы знаете, чем отличаются эти понятия?

- буква – это то, что мы с вами видим, пишем или читаем. Все это буквы.

Все буквы могут звучать, издавать какой-то звук.

                мы звук произносим и слышим

             А Буквы мы видим и пишем.

               

  1. Деление слов на слоги.

Показать предметные картинки с изображением предметов, обозначаемых словами, которые можно разделить на два, три, и более слогов .

4.физ. Минутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Потянулся и пошел.

5.Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Играть, девочка, мяч. ( девочка играет в мяч)

6.упр. на развитие пальцевой моторики

« Меж еловых мягких лап…

Дождик кап, кап, кап…

       Где сучок давно засох

        Серый мох, мох, мох

                   А мы по лесу пойдем

                   И в лесу ежа найдем.

7.упр. на развитие фонематического слуха. «Дополни предложение»

Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались (зайки)

Слезы льются у Оксанки, у нее сломались ( санки)

Часто к озеру напиться ходит рыжая ( лисица)

Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку)

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие (крошки)

Вяжет мама длинный шарф, потому, что сын (жираф)

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало ( жарко).

8. подвижная игра «Зеркало»

ТЕМА: Гласные звуки IаI. Буквы: А, а,

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука А; учить выделять звук из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой А. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

2. Повторение пройденного

* какие звуки называются – гласными?

* какие звуки называются – согласные?

*деление слов на слоги.

3.Знакомство со звуком А.

Показать картинку с изображением мальчика.

- это Алик. В слове Алик на первом месте звук (а).

Затем показать картинки : альбом, автомат, апельсин, антенна, автобус. Дети называют первый звук в названии каждой картинки.

4.Выделение звука А  на слух.

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-ы-и-а-э-я-у ….Услышав звук А , дети хлопают в ладоши.

5.дидактическая игра « Один – много»

Рука – руки .

Роза – розы

 Замок – замки

 Дом – дома

Лиса – лисы

Помидор – помидоры

Книга – книги

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7.знакомство с буквой А

О какой из букв сказано: « два столбика наискосок, а между ними поясок.»

Определить нахождение буквы в алфавите.

Придумать слова начинающиеся на звук А.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

 8. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Гласные звуки , IуI; буквы У, у.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Закрепить навык четкого произношения звука У; учить выделять звук из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой У.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

  1. Повторение пройденного:

*Какой звук учили на прошлом занятии.( А)

*вспомнить слова со звуком (А)

*определить какой это звук ( гласный)

3.дидактическая игра « Один – много»

- Я буду говорить про один предмет , а вы про много.

Улитка – улитки, утюг – утюги, утка – утки, ухо – уши, уж – ужи, ус – усы, улыбка – улыбки, улица – улицы.

4.знакомство со звуком У.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова. (У)

Чтобы произнести звук нужно, вытянуть губы вперед трубочкой. Дети произносят звук (У ) хором и индивидуально.

5.дид. игра « определи звук (У) на слух».

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-ы-и-а-э-я-у ….Услышав звук У , дети хлопают в ладоши.

6.физминутка:

 Буратино потянулся,

              Раз нагнулся, два нагнулся,

             Руки в стороны развел,

            Потянулся и пошел.

7. упр. на развитие дыхания «ВЕТЕР»

Дети на выдохе продолжительно тянут звук У, делая круговые движения руками.

                     Ветер воет: «У-у-у…

                     Очень скучно одному-у-у

                Песню я пою-у-у…

                     И деревья гну-у-у…»

8. знакомство с буквой У.

Ползет улитка по дорожке,

Как буква У ее два рожка.

Придумать слова начинающиеся на звук У.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9. подведение итога занятия

10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.        за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,        ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.        (лицом в круг, делают                                        

        движения языком -«лакают»)

ТЕМА: Гласный звук IоI, буквы О, о.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Закрепить навыки четкого различения и произношения звука О в слогах, словах, фразах. Учить выделять звук в начале, середине и конце слова; развивать память, внимание, мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

  1. Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У.)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У).

*физкультминутка: дети маршируют на месте. На звук (А) – останавливаются, на (У)- приседают.

4.Знакомство со звуком О.

Картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи, обезьяна. Задать вопрос:

- Какой звук повторяется во всех словах? (звук О.)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? ( со звуком О).

- при произнесении звука О губы вытянуты вперед, округлены.

Звук О – гласный его можно петь.

5.Выделение звука О  на слух.

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-О -ы-и-а-о -э-я-у -о….Услышав звук О , дети хлопают в ладоши.

6.Физкультминутка: Мы топаем ногами,  мы хлопаем руками,

        киваем головой.

        Мы руки поднимаем,

        Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

        Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

        Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

7.дидактическая игра «Много- Один»

- Я буду говорить про  много, а вы про один предмет.

       Кольца-кольцо        сёдла - седло        звенья -звено

       Зёрна - зерно        крылья - крыло        колеса - колесо

       Стёкла - стекло        перья - перо        волосы –волос

8. знакомство с буквой О.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Придумать слова начинающиеся на звук О.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9.упр. на развитие пальчиковой моторики

« Меж еловых мягких лап…

Дождик кап, кап, кап…

 Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

 А мы по лесу пойдем

И в лесу ежа найдем.

 10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»)

ТЕМА: Гласный звук IиI, буквы И, и.

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звука И; учить выделять ударный гласный звук. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.        Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У,О).

*физкультминутка: дети маршируют на месте. На звук (А) – останавливаются, на (У)- приседают, НА (О) –хлопают в ладоши.

4.Знакомство со звуком И.

Инна, Нина и Марина,

Лида, Игорь и Ирина

Вышли в прятки поиграть, Букву  И  в словах искать.

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (звук IиI)

- чтобы произнести звук И , нужно растянуть губы в улыбке.

- почему звук И – гласный?

- что такое звук?

- Дети произносят звук  хором и индивидуально.

5.Выделение звука И  на слух.

Услышав звук И дети поднимают красную карточку.

А- И- у- ы-о – И – э – я- е- И – у- а – у –о -И- ы- е- о-а – И.

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7. знакомство с буквой И.

Индюки сошлись у ивы  (ИУ-ИУ-ИУ)!

Ишь как мы с тобой красивы  (ИУ-ИУ-ИУ)!

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

8. упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре        (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли        (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                    (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,        (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.           (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

9.дидактическая игра «Кто кем становится ?»

         Жил был маленький щенок.

          Он подрос, однако, и теперь он не щенок – взрослая….( собака)

Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем)

Бык, могучий великан, в детстве был…(теленком)

Толстый увалень баран – тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок – маленьким….(котенком)

А отважный петушок – кро-о-хотным…(цыплёнком)

А из маленьких утят вырастают…(утки)

10. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Согласный  звук  IсI; буквы С, с.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными;; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2.Упр. на дыхание «Сдуй перышко с ладони»

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У,О,И).

4.Знакомство со звуком С.

Выставить картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, капуста, сом, сумка, пылесос.

-- Какой звук повторяется во всех словах? (звук С.)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? (  С).

- При произнесении звука С губы растянуты в улыбке, язык – «горочкой», зубы – «заборчиком».

- звук С согласный , твердый, глухой.

5.речевая зарядка.

СА – СУ-СЫ         СКА- СКУ- СКЫ       СМА- СМУ-СМЫ

АС- УС -ЫС        СТА- СТО- СТУ        СПА – СПУ- СПЫ

6. Выделение звука С в словах    

Собака, капуста, насос, сыр, колесо,  стол, пылесос, нос, осень, василек.

7.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

8. согласование притяжательных местоимений с существительными

- про какую картинку можно сказать МОЙ (мяч), МОЯ(кукла), МОЕ(ведро), МОИ(лыжи)

9. образование сложных слов

Листья падают – листопад                  снег падает – снегопад

Сады разводит – садовод                     сам катит – самокат

Сам летит – самолет                             сам ходит – самоход

Пыль сосет – пылесос                           сам варит – самовар

 10.дидактическая игра «Наоборот»

Мир – ссора                        трусливый – смелый

Кислый - сладкий        пасмурно –солнечно

День - ночь        черное – белое

11. знакомство  с буквой С

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

12. подведение итога занятия

        

ТЕМА 2: Согласный  звук  IсI; буквы С, с.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  учить образовывать формы единственного и множественного числа  существительных. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре        (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли        (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                    (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,        (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.           (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

4.Выделение звука С в словах    

Собака, капуста, насос, сыр, колесо,  стол, пылесос, нос, осень, василек.

5.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

6.образовывать формы единственного и множественного числа  существительных

гуси – гусенок – гусята                   лоси – лосенок – лосята

рыси – рысенок –рысята                  лисы – лисенок –лисята

7. дидактическая игра «Запомни слова со звуком С.»

Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

8.чистоговорка

Са-са-са – бежит рыжая лиса,

Су-су-су – я грибы несу.

Слоненок удивил ребят – слоненок встал на самокат,

немного покатался – и самокат сломался.

9. Работа в тетрадях, штриховка буквы.

10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»

ТЕМА : Согласный  звук  IмI; буквы М, м.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука М  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой М. , Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2.Упр. на дыхание « Сдуй  снежок»

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки).

-*звук С согласный , твердый, глухой.

4.Знакомство со звуком М., МЬ.

Выставить картинки: мак, мухи, машина, мел, мельница, мяч, помидор.

-- Какой звук повторяется во всех словах? (М)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? ( М)

- при произношении звуков М, МЬ – губы сжаты и напряжены.

-звук М  - согласный, сонорный, твердый, носовой, МЬ – согласный, сонорный, мягкий, носовой.

4.Речевая зарядка

Ма- мя                   ам – амь

Мо - мё        ом - омь

        Му – мю         ум – умь

                Мы – ми                 им – имь

5.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

6.Выделение звука М в словах , в тексте.  

Мыло,  мышь,  машина, камень, компот, помидор, лом, сом, медведь, молоко.

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка

мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

7.знакомство  с буквой М.

Мед  в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

8. Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9. упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре             (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли               (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                            (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,                  (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.            (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

10. подведение итога занятия

ТЕМА : Учимся соединять буквы.

Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2.Упр. на дыхание « Сдуй  снежок»

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки).

-*звук С согласный , твердый, глухой.

-звук М  - согласный, сонорный, твердый, носовой, МЬ – согласный, сонорный, мягкий, носовой.

4.СОЕДИНЕНИЕ БУКВ В СЛОГИ

Пошли две подружки  Таня и Лена в лес за ягодой -  сладкой земляникой. И не заметили как потеряли друг друга из вида. Таня вдруг услышала шорохи и сильно испугалась, она закричала  - А-А-А. Ее крик услышал маленький волчонок и подумал, что мама  его зовет и ответил У-У-У. Лена в это время ушла далеко в чащу и до нее донеслось АУ-АУ-АУ. Они начали кричать друг другу: «АУ» — «ау», пока не встретились на красивой лесной полянке.

5.Игра «Эхо». Педагог приглашает  дошкольников «погулять» в воображаемом лесу вместе с нашими друзьями, «пособирать» цветы и ягодки, «поискать» грибочки.

ребята, представьте, что вы заблудились в лесу, что вы ищете друг друга.

Взрослый кричит громко «АУ», а дети отвечают ему тихо: «ау». Затем они меняются ролями: ребенок кричит громко, а педагог отвечает ему тихо, как эхо.

— Как я рада, что мы снова встретились. Я ведь почти заблудилась в лесу, — воскликнула Лена при встрече.

— Хорошо, что я стала  тебе кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук [а-а-а], а потом звук [у-у-у]. Получилась песенка - «искалочка»: «ау» из двух звуков.

Задание - «Произнеси сочетание звуков». Дошкольники повторяют вместе со Леной и Таней «песенку-искалочку»: а-а-у-у-у. Педагог следит за слитным произнесением звуков — между ними не должно быть паузы.

— Давай я запишу себе эту песенку, чтобы не забыть ее, если мы опять потеряемся.

6.Пальчиковая гимнастика

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(загибаем по очереди пальчики сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения  кисти рук у должны быть сжаты в кулаки)

7.Игра «Нарисуй и прочитай». ( выложить буквы из палочек)

Сначала педагог показывает образец составления сочетания больших печатных букв «АУ», а потом попросит детей повторить за ним, выложив буквы из косточек.

Прочитайте слитно сочетание этих букв: А-А-У-У, предложите ребенку прочитать так же. Следите за тем, чтобы отсутствовала пауза между буквами «А» и «У».

Чтение слогов: АУ, УА, ИА, УИ, ОУ , СА ,СУ, СИ ,СО, МА, МО, МУ, МИ.

8. Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, закрепляет изученный материал.

ТЕМА : Согласный  звук  IнI; буквы Н, н.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Н  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Н. ,  учить подбирать слова противоположные по смыслу .Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре            (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли            (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                          (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,                             (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.             (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки).

-*звук С согласный , твердый, глухой.

-звук М  - согласный, сонорный, твердый, носовой, МЬ – согласный, сонорный, мягкий, носовой.

* Чтение слогов: АУ, УА, ИА, УИ, ОУ , СА ,СУ, СИ ,СО, МА, МО, МУ, МИ.

4.Знакомство со звуком Н.

Выставить картинки: нос, носки, стакан, лимон, нитки, конь, картина, ножницы.

-- Какой звук повторяется во всех словах? (Н)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? ( Н)

-звук Н  - согласный, звонкий, твердый, НЬ – согласный, , мягкий, звонкий.

5. выделение звука на слух

Ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, сено, весло, тень, день.

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7.знакомство  с буквой Н.

На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

- Чтение слогов и слов со звуком Н: ан, на, нам, нас, нос, сон, сын, усы, но, на, ни, ну, ны,

 8. Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,               ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»

10. подведение итога занятия

ТЕМА 1: Чтение слогов.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Познакомить детей со слоговым составом слова. Научить членить слова на слоги. Обратить внимание детей на то, что слова состоят из частей – слогов. Знакомство со схемой слова.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

4.дидактическая игра «Кто кем становится ?»

 Жил был маленький щенок.

 Он подрос, однако, и теперь он не щенок – взрослая….( собака)

Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем)

Бык, могучий великан, в детстве был…(теленком)

Толстый увалень баран – тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок – маленьким….(котенком)

А отважный петушок – кро-о-хотным…(цыплёнком)

А из маленьких утят вырастают…(утки)

5.деление слов на слоги

- ребята, вы знаете, что все предметы можно разделить на части. Яблоко можно поделить? Апельсин можно поделить? На сколько частей не две или на три?

- слова также можно поделить на части.

- внимательно послушайте, как я буду произносить слова не сразу , а по частям: бо-ты, ры-ба, ва-за, ша-ры

(Тыльную сторону ладони вос.-ль подносит к подбородку. Дети видят, что при произнесении слова по частям рука дважды касается подбородка.)

- повторяйте за мной: ва-за, ра-ма, ва-та

- сколько раз ваша рука коснулась подбородка? (два раза)

-сколько частей в этом слове?( две)

- вот эти части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

- а теперь повторите слово : ши-на

- сколько частей или слогов в этом слове? Ши-первый слог, на – второй.

- а теперь попробуем составить схему слова  шина.

-длинная полоска – это все слово__________.  Короткая полоска – это слог__.

ШИНА __________      __    ___.

РЫБА  _________.   ___    ___.

ВА –ТА  ___________.            ___      ___.

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7.Чтение слогов: СА ,СУ, СИ ,СО,СЫ

                               МА, МО, МУ, МИ.МЫ

        НА, НО, НУ, НИ.НЫ

подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,               ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.             (лицом в круг, делают                                        

                                           движения языком  -«лакают

10. подведение итога занятия

ТЕМА 2: Чтение слогов.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Научить членить слова на слоги. Обратить внимание детей на то, что слова состоят из частей – слогов. Знакомство со схемой слова. Составление схемы слов: 2-, 3-, 4-хсложных. Познакомить детей с понятием « предложение».

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

5.Придумай слово по схеме.

__    __.  БА-ЗА  , РЫ=БА, ЗУ-БЫ, МО-РЕ, РО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЗА.

__   __   __. КО-РО-ВА, ВО-РО-ТА, СА-МО-ЛЕТ, МА-ШИ-НА.

__   __  __  __.ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР,

6.Физкультминутка:

Мы расправим спинку

И сведем лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

7.Знакомство с предложением

- как могут общаться между собой животные и как -  люди, чем отличается их манера общения?( подвести детей к тому, что люди используют для общения речь.

-из чего состоит наша речь? ( из предложений).

- из чего состоят предложения? (из слов)

-  в предложении  могут быть короткие и длинные слова

- длинные слова –кружок, короткие - квадрат

.

         Мальчик     идет        в         лес.

Составление предложений по схемам.

        .    ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ КНИГУ.

        .        МАЛЬЧИК СЛУШАЕТ МУЗЫКУ.


8.Чтение слогов: СА ,СУ, СИ ,СО,СЫ

                               МА, МО, МУ, МИ.МЫ

                  НА, НО, НУ, НИ.НЫ

9. образование сложных слов

Листья падают – листопад                  снег падает – снегопад

Сады разводит – садовод                     сам катит – самокат

Сам летит – самолет                             сам ходит – самоход

Пыль сосет – пылесос                           сам варит – самовар

10.подвижная игра «Зеркало»

ТЕМА: Предложение.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Познакомить детей с понятием « предложение». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложение из двух слов, опираясь на схему.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

5. физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

6. Предложение.

- спросить детей чем они занимались в выходные.( беседа)

- ребята, а что мы сейчас с вами делаем?

- разговариваем, общаемся.

-значит, между нами происходит разговор, общение.

- когда несколько человек между собой общаются, то между ними происходит разговор, общение. А если говорит один человек? Если я одна говорю, или говорит диктор по телевизору, то это уже будет речь.

- наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Представьте себе, что вы идете по улице и наблюдаете, что происходит вокруг вас. «Дождь  идет»,- подумала и сказала мама. Получилось предложение. « сильный дождь», - сказала дочка. Снова получилось предложение. «Грязь под ногами» , - сказала мама. Что получилось? Снова предложение. «Ноги замерзли» , - сказала дочка. Снова получилось предложение.

- в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, вы сможете понять друг друга? Дождь, слякоть, листья, грязь, идти, в, шапка, сапоги.

- вам будет трудно понять друг друга, потому что в предложении обычно есть какая-то мысль, вы должны о ком то или о чем-то подумать, а затем выразить эту мысль словами.

-посмотрите на доску. Что вы видите? ( разноцветные кружки)

- представьте, что кружки – это слова. Желтый кружок – предмет, зеленый – признак предмета, а красный – действие.

- назовите слова, которые придут вам на ум ( мяч, кошка, дом, облако, круглый, большой, красивая, прыгает)

- а теперь давайте посмотрим, что же получится, если мы соединим два слова, объединим их какой- либо мыслью?

                   

Предмет       признак                предмет     действие        

- предлагается составить предложение по условным схемам.

Кукла (какая?) красивая.

Кукла (что делает?) сидит.

Дом (какой?) большой.

Дом (что делает?) стоит.

7.Чтение слогов: СА ,СУ, СИ ,СО,СЫ

                               МА, МО, МУ, МИ.МЫ

                             НА, НО, НУ, НИ.НЫ

8. . подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

9. подведение итога занятия.

ТЕМА : Чтение слогов и слов.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Научить членить слова на слоги. Обратить внимание детей на то, что слова состоят из частей – слогов. Знакомство со схемой слова. Составление схемы слов: 2-, 3-, 4-хсложных.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

5.Придумай слово по схеме.

__    __.  БА-ЗА  , РЫ=БА, ЗУ-БЫ, МО-РЕ, РО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЗА.

__   __   __. КО-РО-ВА, ВО-РО-ТА, СА-МО-ЛЕТ, МА-ШИ-НА.

__   __  __  __.ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР,

6.Физкультминутка:

               Мы топаем ногами,

                мы хлопаем руками

                      киваем головой.

                Мы руки поднимаем

             Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

           Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

          Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

 7. дидактическая игра « запомни и назови»

(запомнить слова, в которых есть звук О)

Мул        суп    бук     сок    пух

Мол      сын    бок    сук   кол

Мал       сон    бак     сом  пас

8. звукослоговой анализ слов

Сук, коса, зима

9. работа в тетрадях

10.подвижная игра «Зеркало»

Ровным кругом, друг за другом

Эй, ребята не зевать, что нам зеркало покажет,

То и будем выполнять.

11.подведение итога занятия.

ТЕМА : Составление предложений и рассказов.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Познакомить детей с понятием « предложение». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложение из двух слов, опираясь на схему. Составление рассказов по опорным картинкам.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

5.составление предложений.

                   

Предмет       признак                предмет     действие        

- предлагается составить предложение по условным схемам.

Кукла (какая?) красивая.

Кукла (что делает?) сидит.

Дом (какой?) большой.

Дом (что делает?) стоит.

-из чего состоит наша речь? ( из предложений).

- из чего состоят предложения? (из слов)

-  в предложении  могут быть короткие и длинные слова

- длинные слова –кружок, короткие - квадрат

.

         Мальчик     идет        в         лес.

Составление предложений по схемам.

        .    ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ КНИГУ.

        .        МАЛЬЧИК СЛУШАЕТ МУЗЫКУ.

6.Физкультминутка:

Мы расправим спинку

И сведем лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

7. Составление рассказа по опорным картинкам.

8. дидактическая игра «Кто кем становится ?»

 Жил был маленький щенок.

 Он подрос, однако, и теперь он не щенок – взрослая….( собака)

Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем)

Бык, могучий великан, в детстве был…(теленком)

Толстый увалень баран – тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок – маленьким….(котенком)

А отважный петушок – кро-о-хотным…(цыплёнком)

А из маленьких утят вырастают…(утки)

8. . подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

9. подведение итога занятия.

ТЕМА : Чтение слогов и слов. Ударения в словах.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Научить членить слова на слоги. Обратить внимание детей на то, что слова состоят из частей – слогов. Знакомство со схемой слова. Составление схемы слов: 2-, 3-, 4-хсложных.учить правильно ставить ударения в словах и находить ударный слог.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

5.Придумай слово по схеме.

__    __.  БА-ЗА  , РЫ=БА, ЗУ-БЫ, МО-РЕ, РО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЗА.

__   __   __. КО-РО-ВА, ВО-РО-ТА, СА-МО-ЛЕТ, МА-ШИ-НА.

__   __  __  __.ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР,

6.Физкультминутка:

               Мы топаем ногами,

                мы хлопаем руками

                      киваем головой.

                Мы руки поднимаем

             Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

           Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

          Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

 7. дидактическая игра « запомни и назови»

(запомнить слова, в которых есть звук О)

Мул        суп    бук     сок    пух

Мол      сын    бок    сук   кол

Мал       сон    бак     сом  пас

8.отгадай загадку: «Не лает , не кусает, а в дом не пускает». Найди схему слова отгадки ( две одинаковые схемы, черточка – это знак ударения. Произнеси эти слова несколько раз. Сравни их произношение.) произнеси пары слов: гвоздики – гвоздики, рожки – рожки, полки – полки.

Замок

замок

9. звукослоговой анализ слов

Сук, коса, зима

10. работа в тетрадях

11.подвижная игра «Зеркало»

Ровным кругом, друг за другом

Эй, ребята не зевать, что нам зеркало покажет,

То и будем выполнять.

12.подведение итога занятия.

ТЕМА : Согласный  звук  IкI; буквы К, к.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука К  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой К. ,  учить подбирать слова противоположные по смыслу .Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре            (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли            (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                          (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,                             (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.             (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

4.Знакомство со звуком К.

- Как кричит петух? Как кукует кукушка? Как крякает утка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?

- какой звук слышен чаще других?  (звук К).

Характеристика звука: звук К- согласный, глухой, твердый, КЬ – согласный глухой , мягкий.

Дети 1- ряда хлопают в ладоши, услышав слог со звуком КЬ

ДЕТИ 2 РЯДА – звук К.

ТА-ПО-КА-НУ-КИ-АК-ОМ-УТ-КЕ-МИ-НО-ИП-ИК-ТА-КУ….

5.Дид. игра «Узнай слово»

Дети Добавляют звук К  и произносят слова: к…от, к….ит, к…ом-пот, к…они, к…епка, к….ирпичи, к…ролик.

6. Дид. Игра»Закончи предложение»

На голове у клоуна клетчатая ( кепка)

Кира испекла сладкий ( кекс)

Максим купил газеты в  (киоске)

На солнышке греется пушистая ( кошка)

У Вики и Ники билеты в ( кино)

7. Физкультминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

 Прыгай на носках легко.

8. знакомство с буквой К.

*Чтение слогов  с буквой К;

*Придумывание слов с данным звуком, определение нахождения звука в слове.

*Работа в тетрадях

9. Дид. Игра «составь слово из слогов»

-слоги в словах перепутались, угадайте , что за слово можно составить:

Ша-ка (каша), ка-реп(репка), на-лу (луна), ка-кош(кошка), ток-цве ( цветок).

10. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

11. подведение итога занятия.

ТЕМА :Согласные звуки IлI. буквы Л, л.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Л  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Л.,  Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

Упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, их преобразованию.

Организационный момент: садится сначала тот , кто правильно ответит на следующие вопросы: Чей хвост? (лисий, волчий, беличий, лошадиный), Чей мех? Чьи лапы? Чье ухо?

 

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н, К)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

5.Знакомство со звуком Л.

- дети вы догадались, о каких звуках сегодня пойдет речь? (о звуках л, ль)

- артикуляция звуков

6. Речевая зарядка  

 Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу – стул стоит в углу.

Ул-ул-ул- - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

7. Дид. Игра «Светофор»

Произношу слова: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.

Дети, услышав (ль), поднимают зеленую карточку, а услышав(л), - синюю.

8. Дид. Игра «Измени слово»

Дети меняют одну букву в слове и произносят вслух:

Вес – лес        метать - летать

Пекарь – лекарь        пень - лень

Репка – лепка        печенье - леченье

Рейка – лейка        песок - лесок

Печь - лечь        бить – лить

9.Дид. Игра «Подбери слово»

(дети подбирают слова – признаки к предметам)

Белка (какая?) – ловкая, веселая, добрая, проворная, пушистая, маленькая, серая, умная, рыжая;

Волк (какой?) -  злой, серый, грубый, сильный, большой, глупый, хищный, сердитый, зубастый;

Лиса (какая?) – рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, смелая.

10.Родственные слова

Научить детей образовывать родственные слова:

Лес – лесной, лесник, лесок, лесовой, лесничество, лесничий.

11. Пересказ рассказа «Лиса и лисята»

Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли спать на поляне. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны. (читать 2 р.)

12.Физкультминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

 Прыгай на носках легко.

13.знакомство с буквой Л

* выкладываю букву из палочек

*работа в тетрадях

 *Придумывание слов с данным звуком, определение нахождения звука в слове.

14.подведение итога занятия.

ТЕМА : Чтение слогов и слов.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление. Научить членить слова на слоги. Обратить внимание детей на то, что слова состоят из частей – слогов. Знакомство со схемой слова. Составление схемы слов: 2-, 3-, 4-хсложных.учить правильно ставить ударения в словах и находить ударный слог.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

5.Придумай слово по схеме.

__    __.  БА-ЗА  , РЫ=БА, ЗУ-БЫ, МО-РЕ, РО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЗА.

__   __   __. КО-РО-ВА, ВО-РО-ТА, СА-МО-ЛЕТ, МА-ШИ-НА.

__   __  __  __.ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР,

6.Физкультминутка:

               Мы топаем ногами,

                мы хлопаем руками

                      киваем головой.

                Мы руки поднимаем

             Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

           Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

          Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

 7. дидактическая игра « запомни и назови»

(запомнить слова, в которых есть звук О)

Мул        суп    бук     сок    пух

Мол      сын    бок    сук   кол

Мал       сон    бак     сом  пас

8. дидактическая игра «Кто кем становится ?»

 Жил был маленький щенок.

 Он подрос, однако, и теперь он не щенок – взрослая….( собака)

Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем)

Бык, могучий великан, в детстве был…(теленком)

Толстый увалень баран – тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок – маленьким….(котенком)

А отважный петушок – кро-о-хотным…(цыплёнком)

А из маленьких утят вырастают…(утки)

9. Дид. Игра «составь слово из слогов»

-слоги в словах перепутались, угадайте , что за слово можно составить:

Ша-ка (каша), ка-реп(репка), на-лу (луна), ка-кош(кошка), ток-цве ( цветок).

10. выкладывание  знакомых букв из палочек

11. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

12. подведение итога занятия.

ТЕМА :Согласные звуки IхI. Буква Х.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Х  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Х.,  Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

Упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, их преобразованию.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре            (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли            (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                          (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,                             (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.             (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

4.Знакомство со звуком Х.

Показать картинки: хлеб, халат, хлопушка, художник, хобот.

- какой звук слышится чаще всего  в названиях картинок?

- при произнесении звука Х выдыхается теплая струя воздуха.

- звук Х – согласный , твердый , может быть мягким и твердым.

5. выделение звука на слух

Ка- то-ху- мы – по-ти-ха-мо-ху-ат-ок-ух-ым-ик-ух-та-ых.

6.»Добавь звук»

Произносятся слова без последнего звука. Дети добавляют звук Х и называют слово полностью.

Пету…(х)                 отды…(х)                       мо…(х)

Пасту…(х)                 коню…(х)                     пу..(х)

Лопу..(Х)                  запа…(х)                        сме…(х)

Горо…(х)                  шоро…(х)                      стра…(х)

7. Дид. Игра »Замени звук»

Заменить первый звук в словах на звук Х.

САЛАТ – ХАЛАТ       ШРАМ – ХРАМ

ГОЛОД – ХОЛОД         СВАЛИТЬ – ХВАЛИТЬ

СОР - ХОР        ГУДЕТЬ – ХУДЕТЬ

ГОД - ХОД        Глеб – ХЛЕБ

8.Отгадай загадку

Упражнение на выделение звука в начале, середине и конце слова.

Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой.(хлеб)

Мякгий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый но не снег.(пух)

С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет.(петух)

Маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит.(муха)

9. физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

10. знакомство с буквой Х

* выкладываю букву из палочек

*работа в тетрадях

11. подведение итога занятия.

ТЕМА :Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Р  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Р.,  Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

5. Знакомство со звуком Р.

Картинки: рак, рыба, рука, ракета, рубашка, рога, рыбак, рысь., радуга.

- звук Р –согласный  , сонорный , твердый.

6. Речевая зарядка.

Тра- тро-тру- тры                        ра-ра-ра- рама, рак, нора

Пра-про-пру-пры        ро-ро-ро- роза, роща, рот, перо

Стра-стро-стру-стры        ру-ру-ру- руки, ружья, кенгуру

        Ры-ры-ры- рыба, рынок, рыжик, рысь

Ра-ро-ры-ру – я подкрался к комару.

Ро-ры-ру-ра – я поймаю комара.

Ра-ру-ре-ро – воду наберу в ведро.

Ру-ро-рэ-ра – дом собаки- конура.

Рэ-ро-ра-ру – в зоопарке кенгуру.

Ро-ру-ра-рэ – очень вкусное пюре.

7.дидактическая игра «Много- Один»

- Я буду говорить про  много, а вы про один предмет.

       Кольца-кольцо        сёдла - седло        звенья -звено

       Зёрна - зерно        крылья - крыло        колеса - колесо

       Стёкла - стекло        перья - перо        волосы –волос

8. физминутка

На болоте  две лягушки, две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали

Вправо- влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

9. знакомство с буквой Р.

игровое упражнение «Придумай слова»

- придумать, слова используя слоги: РА, РУ, РИ, РЯ

РА – ракета, рама, работа, барабан, пирамида, фара, парашют.

РУ- ручей, рука, рукав, рубашка, кенгуру

РИ – курица, рисунок, коридор, фонарик, перина, сухари, пузыри

РЯ – моря, заря, коряга, порядок, рябина, буря.

10. знакомство с буквой Р

*работа в тетрадях

11. выделение звука на слух

 (хлопнуть в ладоши – мягкий, топнуть - твердый)

Треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, ракета, ребята, матросы, брюки.

12. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

13. подведение итога занятия.

ТЕМА :Согласный звук IшI, ; буквы Ш,

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Ш  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Ш.,  Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Кот мурлыка…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С,М, Н)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки,

твердый, глухой, мягкий, звонкий.

* части, на которые можно разделить слова, называются слогами.

* составление предложений.

5. Знакомство со звуком Ш.

- Подбери составу паровозик.

- звук Ш –согласный, всегда твердый, глухой.

6. Речевая зарядка.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

7. выделение звука на слух

* дети хлопают в ладоши, услышав  слог со звуком Ш:

СА-ШО-ЖУ-ШИ-ШУ-ША-СЫ-ЩА-ЧИ-ЖИ-ША.

*Услышав слово со звуком Ш: КУШЕТКА, ЖАВОРОНОК, САМОВАР, ШЕЛЕСТ, ПЛОЩАДЬ, ПОЛУШУБОК, ЧАСОВЩИК,ШУРШАТЬ, МЫШЕЛОВКА, СКОВОРОДА, ЛЯГУШКА.

8. физминутка

На болоте  две лягушки, две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали

Вправо- влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

9. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами:

Петух -……..        шуба -…….        Шкаф- ……      вишня - …….

Ухо - ……….        Каша -…….        Муха -……..        башня -……..

10.заучивание чистоговорки:

Кукушка кукушонку

Шьет новый капюшон.

11. знакомство с буквой Ш

*работа в тетрадях

* выкладывание  буквы  из палочек

12.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»

13. подведение итога занятия.

ТЕМА : Гласный звук IыI; буква ы.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука Ы  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой Ы.,  Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Пальчиковая гимнастика «Кот мурлыка…»

3. Упр. на дыхание «Сдуй перышко »

4.Повторение пройденного:

5. Знакомство со звуком Ы

Картинки: дым, ягоды, лимоны, губы, банты, панамы.

- какой звук встречается чаще всего? (Ы), гласный

6. выделение звука Ы на слух

* дети хлопают в ладоши, услышав  слог со звуком Ы: ДОМ, МАК, ДЫМ, КОМ, УСЫ, МОХ, БЫК, ВЕСЫ, КОТ, ДУБЫ, КИТ, ДЫНИ, БОК, ТЫКВА, ВЫДРА, РОЗА,

7. Чтение слогов по слоговой таблице

8. Составление словосочетаний:

Дети подбирают существительные к прилагательным:

Умный ……      быстрый …..     длинный …….        Высокий …….

Дежурный ….        Старый ….        Медленный ….        Красивый …..

9. физминутка

На болоте  две лягушки, две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали

Вправо- влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

10.знакомство с буквой Ы

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы».

Все мы знать ее должны!

*работа в тетрадях

11.Логические задачи

- что можно видеть с закрытыми глазами? ( сон)

- какую ноту кладут в суп? (соль)

-как называется группа птиц? (стая)

- предмет для сидения? (стул)

-стой, остановись! Как сказать по- другому? (стоп)

12. образование сложных слов

Листья падают – листопад                  снег падает – снегопад

Сады разводит – садовод                     сам катит – самокат

Сам летит – самолет                             сам ходит – самоход

Пыль сосет – пылесос                           сам варит – самовар

13. Пальчиковая гимнастика

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

14. подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год обучения...

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения...

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения...

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи

Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения...

перспективное плпнирование фронтальных занятий по подготовке к обучению граммоте

нирование составленно по методической разработке Цуконовой...

Конспект занятия в старшей группе по обучению граммоте.Звуки У — А. Грибы. Ягоды.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению граммоте

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»(подготовительная группа)Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; о...