Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Там на неведомых дорожках" в подготовительной грууппе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соловьева Мария Евгеньевна

Занятие  по эколгическому  воспитанию  с  использование  информационно0коммуникативных технологий  в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  

Конспект занятия по  познавательно-речевому развитию  в подготовительной группе

Тема занятия: «Там, на неведомых дорожках»

Составила  воспитатель:  Соловьева  Мария Евгеньевна

Программные задачи: 

  1. Образовательные

         Способствовать формированию представлений о лесе, как о живом организме, обитателях леса- растительном и животном мире.

          Продолжать формировать представления о деревьях: названия, форма листьев, принадлежность к разным видам лесного царства.

          Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

  1. Развивающие

          Способствовать развитию связной речи, умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение.

          Расширять активный словарь детей (березняк, березовая роща, дубрава, лесничий, перелесок), совершенствовать грамматический строй

          речи.

          Способствовать развитию восприятия, внимания, развитию мелкой  моторики.

             Воспитательные

          Вызвать познавательный интерес к занятию, эмоциональный отклик на красоту природы.

          Воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

          Создавать условия, для развития активности и любознательности, самостоятельности.

          Тип – комплексное занятие

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», их интеграция

Возраст  детей:  старший дошкольный возраст  6-7 лет

Способы организации: полукругом, свободная, сменная

Материалы и оборудование:   Экран, проектор, магнитофон,  презентации:  «Тайны природы», «Лес», «Животные леса», магнитная доска,  иллюстрации с изображением деревьев,  листьев. Разрезные картинки к игре «Сложи знак», макет «Муравейник»,  цифры на дисках к игре «Тропинка», гнездо  с птенцами,  Геоконт - по количеству детей, фонограмма «Голоса птиц»,  иллюстрации животных к игре «Чей хвост», сундучок с медальками,  экологические знаки, ковролин.

Ход занятия:

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приемы,

способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересован

ности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

1

Вводная часть

1 мин.

Упражнение «Улыбка»

Дети стоят  в кругу с воспитателем

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, у нас сегодня гости.

Давайте поздороваемся.

У меня сегодня очень хорошее настроение.

И я хотела бы передать его вам.      

     Для начала встанем в круг

     Сколько радости вокруг!  

     Мы все за руки возьмемся  

     И друг другу улыбнемся  

     Вы готовы поиграть?        

     Можно встречу начинать!  

Дети здороваются

Дети встают в круг

Берутся за руки

Улыбаются друг другу

2

Мотивация на деятельность

1 мин.

Вопросы

сопровождается

показом презентации

Ребята, а вы любите путешествовать?                  

Что значит – «путешествовать?»

Сегодня мы с вами будем бродить по страницам книги «Тайны природы».

Эта удивительная книга поведет нас по неведомым лесным дорожкам, где нас ждут открытия и интересные встречи.

Предполагаемые ответы детей:

Узнавать что-то новое, интересное, открывать, удивляться

Дети садятся на мягкие пуфики.

3

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

14 мин.

Загадка

Вопросы

сопровождаются  показом  слайдов

Дети сидят на  подушечках  перед экраном

Игровая  ситуация

«Посадим дерево» работа  на  магнитной доске

Дети около  магнитной  доски свободно

На  экране  - смешанный  лес

Игровое упражнение

 «С какого дерева лист»

Дети стоят  свободно

Работа  с  магнитной  доской

Игра

«Вопрос – ответ»

Дети сидят на  подушечках перед экраном

Сопровождаются  показом  слайдов

Дыхательная гимнастика

Дети  свободно около  воспитателя

Игровое упражнение

«Собери знак»

Работа  в  парах  стоя около слотов

Сопровождаются  показом  слайдов

Дети стоят

Сопровождаются  показом слайдов

Дети  стоят

Проблемная ситуация

Звучит фонограмма «Голоса птиц» и вдруг раздается шум

Дети стоят

Какие же тайны скрывают ее страницы?                                 Чтобы, открылась первая страница, нужно отгадать  загадку:

                         

Дом со всех сторон открыт.  

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом    

Чудеса увидишь в нем.

- Почему?

- Что такое лес? Как вы понимаете?

- Зачем нужен лес?

-Какую пользу приносит лес людям?

-Для чего нужен лес животным?

Ребята, а вы знаете, что лес бывает разным:                     -Как называется лес, где растут только березы?          -Как называется лес, где растут ели и сосны?              -Как называется лес где растет много дубов?                -Как называется лес, где растут разные деревья?

Давайте дружно потрудимся и высадим свой лес.

Надо отгадать загадку, найти такое дерево и посадить его там, где подскажу, начинаем.

                                         

Стоит красавица на поляне, в белом сарафане

(береза выросла в левом верхнем углу)  

 Никто не пугает, а вся дрожит  

(осинка подросла в правом нижнем углу)

Я из крошки бочки вырос.  Корешки пустил и вылез, стал высок и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч (дуб зазеленел  в правом верхнем углу)

Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные  кораллы  (рябина удивила и выросла в левом нижнем углу)  

Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится...

 (высокую сосну посадим в середине нашего леса)

Что же это за девица?        Не швея, не мастерица,    Ничего сама не шьет,          А в иголках круглый год    (ель  подросла  слева от сосны)

Сучки рогатые, Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, С длинной ножкой.

(узорчатый клен  вырос справа от сосны) 

На дороге всюду пух. Я устал по пуху топать.

Не ронял его петух, Дерево роняло-

(тополь посадим  над сосной)
- Нравится  посаженный  нами лес?

- Как можно назвать одним словом лес, который мы посадиди?

- Почему?

Вдруг налетел сильный ветер                                        - Засвистел ветер у-у-у-у-у, загудел с-с-с-с-с все громче и громче. Сорвал и разнес их по лесу.  

Посмотрите, сколько листьев лежит на  земле,  давайте  найдем  с какого дерева  упал лист или веточка, надо назвать  и  прикрепить.

 Молодцы и порядок  навели

Давайте подумает и  найдем в каких словах спряталось это маленькое слово ЛЕС, образуем «лесные» слова

– Как называется маленький лес?                                          -  Как мы называем растение, растущее в лесу?

- Как называется профессия человека, работающего в лесу?

- Сказочное «существо»,охраняющее лес  

- Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса?

Книга открыла нам новую страницу и задает вопрос «Какие правила поведения в лесу, вы знаете?»

- Почему нельзя ломать ветки, разжигать костер?

Воспитатель: Правильно, поэтому в лесу так легко дышится. Давайте подышим чистым воздухом

Вспомним правила:

Вдох через нос, щеки не надуваем, нельзя поднимать плечи на вдохе.

Выдох длительный и плавный.

Встать прямо, ноги вместе,

Поднять руки вверх,

Хорошо потянуться,

Подняться на носки- вдох

Опустить руки вниз,

Опуститься на всю ступню – выдох

Выдыхая произносим «У-Х-Х-Х»

Давайте  правила поведения  в лесу  изобразим знаками – моделями

Книга перевернула  еще страницу и мы оказались около муравейника

- Что случилось с муравьишками?        

Ой, беда, беда, беда!            

Пропала муравьиная тропа.  

На муравейник кто-то наступил,                                   Потом тропу камнями завалил!

 -Как вы думаете, почему нельзя разорять муравейники?

-Какую пользу лесу приносят муравьи?

Восстановление разрушенного муравейника отнимает у муравьиной семьи много  сил и муравьи могут не успеть до зимы.

Давайте муравьям поможем.  

Камни снова на тропинку сложим.

Страница книги новая открылась

Какие птицы на странице появились?

Какую пользу приносят птицы лесу?

Посмотрите, это гнездо, а в нем птенцы. Какие хорошенькие. Давайте возьмем их с собой.

Какие звуки можно услышать в лесу?

Давайте послушаем

 – Что за шум? Громкая музыка.

Ребята, можно шуметь в лесу? Почему?

Давайте тихонько поиграем, чтобы не напугать лесных жителей

Дети: Лес

Предполагаемые ответы

Лес – это растения: деревья, кустарники, травы; животные: звери, птицы, насекомые.

Дети: Деревья очищают воздух, в лесу легко дышится, в лесу можно отдыхать, собирать грибы, ягоды

Дети: Лес – это дом для животных. В лесу птицы вьют гнезда. Лес укрывает птиц и зверей от непогоды, кормит их и защищает.

Березняк, березовая роща

Хвойный

Дубрава

Смешанный

Дети отгадывают загадки и располагают картинки с изображением деревьев на магнитной доске, в соответствии с  заданием на ориентировку

Береза                              

Осина

Дуб

Рябина

Сосна

Ель

Клен

Тополь

Смешанный

Разные деревья

Дети имитируют звук ветра

Показывают руками, как  качаются  деревья, сильнее,тише

Дети собирают листья, ветки и прикрепляют около деревьев,

Называют (березовый, осиновый, дубовый, рябиновый, кленовый, тополиный, еловая, сосновая)

Лесок, лесочек

Лесное

Лесник, лесничий

Лесовичок

Перелесок

Предполагаемые ответы детей:

не разжигать костер, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору деревьев…

Дерево – живое, ветви с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения. Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

Выполняют вместе с воспитателем

Дети собирают знаки, называют, что обозначает знак

Ответы детей      

Муравьи - санитары леса, они уничтожают насекомых вредителей и их личинки, сохраняя деревья

Дети берут «камни», а на них цифры. Раскладывают по порядку от 1 до 10

Дети называют числа по порядку

Предполагаемые ответы детей

Уничтожают вредителей …

Ответы детей: нельзя брать птенцов, их родители могут навсегда покинуть гнездо

Присели отдохнуть на бревно

Ответы детей

Пение птиц

4

Динамическая пауза

2 мин.

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой»

Дети  стоят  стайкой около  воспитателя

Мы идем лесной дорогой,  

Интересного тут много,    

По дорожке в лес пойдем,

чудеса в лесу кругом:      

Вот растет под елкой гриб  

Рябинка пламенем «горит».

Белка скачет скок, поскок,

И орешки щелк, да щелк  

Тихо, тихо не шумите,        

По дорожке в лес идите      

Мы для леса все друзья,

Обижать друзей нельзя!

Дети выполняют движения по тексту

5

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

10 мин.

Работа с «Геоконтом»

На экране паутина с пауком

Дети  стоя /сидя за  столам   работают с Геоконтом

Игровое упражнение

«Узнай по хвосту»

сопровождаются  показом  слайдов

Дети  сидят на подушечках

Работа  с  предметными моделями

«Хорошо-плохо»

Дети  стоят  работа  с моделями

Книга перелистнула страницу, мы

путешествуем дальше по лесной тропинке

- Но что случилось с паутиной?

- Пауки нужны лесу?

- Почему не надо рвать паутину?

Давайте поможем паучку и сплетем новую паутину

В лесу живут и другие животные, но они где-то спрятались. Видны  только  хвосты.

Отгадаем  животное  по хвосту

- Кто  спрятался

Давайте вместе вспомним и запишем в нашу  Книгу  природы правила  поведения  в  природе

Ответы детей

Дети выполняют задание

Дети отгадывают животное и оно появляется на экране

Дети берут предметную модель, называют правило и выкладывают его на ковролине на соответствующий цвет

6

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

2 мин.

Вопросы

Где мы путешествовали?

Кого встретили?   Кому помогали?                            

Было ли вам интересно?  Что удивило?

Как вы думаете, у вас получилось быть настоящими друзьями и  спасателями? –почему?

Давайте будем вместе беречь лес- дом для растений и животных. Чтобы и человек всегда мог дышать чистым воздухом и радоваться  красотой природы

На следующем  занятии мы  обязательно отправимся в новое путешествие, договорились!

Вы сегодня проявили уважительное отношение к природе и друзья- паучки  приготовили  вам  сюрприз, который  надо  найти.

Ответы детей

Дети находят сундучок с медальками

Говорят спасибо паучкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...