Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)
методическая разработка по развитию речи на тему

Андропова Анна Анатольевна
 активизировать деятельность педагогов;  способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;  совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО №7 «Радуга» ст. Гиагинской

Деловая игра:

«Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста».

( педагогический совет)

                                         Воспитатель

                                                        Андропова Анна Анатольевна

                                                             

                                                            Ст. Гиагинская

                           

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас деловая  игра по развитию речи.

Цель:

  • активизировать деятельность педагогов;
  • способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
  • совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  • закрепить умение убирать нужную информацию из разных источников;
  • помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Ведущая:

Итак, представляем вам две команды воспитателей нашего детсада. Названия команды, участников и капитана представят нам сами участники.

А я в свою очередь хочу предоставить членов жюри, которые будут оценивать игру.

Итак, мы начинаем.

1 конкурс – теоретический.

Задание: каждая команда выбирает карточку с вопросами, вы отвечаете, жюри оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста (общие вопросы).

  • Словарная работа (понимать и называть слова).
  • Звуковая культура речи.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.

2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка? (общий вопрос).

  • Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

3. Каковы задачи словарной работы?

  • Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

  • Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

5. Что такое диалог?

  • Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.

6. Что такое монолог?

  • Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

7. Рассказ - описание - это...

  • Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

8. Рассказ - повествование - это...

  • Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

9. Каждая команда читает небольшие рассказы выразительно, с интонацией.

Рассказы "Поэты", "Телезритель Тимка". (Приложение 1)

Ведущий:

2 конкурс:  "Творческие задания по работе с пословицами".

Карточка 1.

Задание 1:  «Найдите лишнюю пословицу»:

"Хвастать - не косить, спина не болит".

"Не спеши языком - торопи делом".

  • "Язык до Киева доведет".

"От слова до дела - сто перегонов".

Задание 2: Вспомните пословицы противоположные по смыслу пословице

"Пришла беда - отворяй ворота".

(«Берегись бед, пока их нет», «Беда приезжает верхом, а уходит пешком»).

Карточка 2.

Задание 1: « Найдите пары»:

  • "Кто грамоте горазд, тому не пропасть".
  • "Руби дерево по себе".
  • "Знания никому не в тягость".
  • "Без корня и полынь не растет".
  • "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".
  • "По Сеньке и шапка".

Задание 2:Вспомните пословицу противоположную  данной по смыслу:

"Коротка ночь до зари, коли много работы".

(«Скучен (долог) день до вечера, коли делать нечего»).

3 Конкурс:капитанов.

Ведущий предлагает поиграть в умную игру для взрослых. В нее еще двести лет назад играли в литературных салонах, и с тех пор принцип решения этих задач не изменился. Правила: надо, анализируя описанную ситуацию, задавать ведущему вопросы, на которые он будет отвечать лишь "ДА" и "НЕТ".

Задание: капитаны команд получают карточки с заданиями и ответами. Друг другу они

 задают задания.

Карточка № 1.

1. Чем сильнее его бьют по нужному месту, тем он лучше выполняет свою функцию.

Ответ: Гвоздь.

2. Шарада:

Слог первый – восклицание,

   Второй – достоин порицания,

   А целое – на севере бывает

   И жителей тех мести греет, и питает.

(Олень).

3.  Кто заболел, а лечили его мороженым?

Ответ: Дед Мороз из мультфильма "Дед Мороз и лето".

Карточка № 2

1. Стоит "это". Идет мимо "этого" старуха и говорит: "Баба Яга".

Идет солдат, посмотрел на "это", и говорит: "Наполеон".

Идет девушка, посмотрела и говорит: "Василиса Прекрасная". Что это?

Ответ: Зеркало.

2. Шарада:

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решить суждено.

(Дача – задача).

3. Девочка, которая допрыгалась. Кто это?

Ответ: Снегурочка.

4 конкурс: Игра "Лжезагадки".

"Лжезагадка" - это такая загадка, которая, так или иначе, уже содержит в себе ответ.

1. На край Курска пойдешь, что найдешь?

2. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?

3. Без чего хлеб не испечешь?

4. В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет.

5. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?

6. Что остается в коробке, если спички вынешь?

7. Чем до неба докинешь?

8. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.

9. Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но ни кто из них не промок. Почему?

10. Что сушит, когда мокнет?

11. Когда 2 и 2 бывают больше четырех?

12. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?

Ответы:

1. Буква "А". 2. Сено. 3. Без корки. 4. Буква "Б". 5. 2 января. 6. Дно. 7. Взгляд. 8. Буква "О". 9. Потому что не было дождя. 10. Полотенце. 11. Когда из них составлено 22. 12. Цыпленок не умеет плавать.

5 конкурс: «Наборщик».

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Задание: составить новые слова из букв слова…. (фабрика, игрушка).

Фабрика – (брак, бра, рак, риф, икра, бар, раб, фара, фибра);

Игрушка – (игра, рука, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак, груша).

6 конкурс: "Загадки-близнецы", «Загадки со всего света».

У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах.

Задание 1: Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ. (Приложение 2).

Задание2: У каждого народа свои загадки. Но все они о том, что нас окружает. Попробуйте для каждой иностранной загадки отыскать русскую и дайте ответ (приложение  3).

Жюри подводит итог всей деловой игры.

Объявляются победители.

Ведущая:

Спасибо всем участникам за игру. Надеемся, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за строгие оценки. Спасибо болельщикам за внимание. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

"Поэты".

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, что я сочинил:

"Каждый день и каждый час

 Мы твердим упрямо:

 Нет на свете никого

 Лучше нашей ..."

 - Малины! - заорал Миша.

- Да причем здесь малина! Я хотел сказать: "Лучше нашей мамы".

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

- "Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!"

- Что ты, что ты! - испугался мышонок Мыша, - мухоморы есть нельзя, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

"В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий, рыжий..."

- Айболит! - догадался медвежонок Миша.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша.

"Телезритель Тимка"

Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

- Тика! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть!

- Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.

Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно - тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетенька приглашал всех желающих работать в трамвайно - троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает.

Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, да как взорвется! И стало темным - темно.

Тимка слетел с тахты и к телефону:

- Алле, алле! Командная пожарная!? Взорвался телевизор! Что делать?

- Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя - выпороть.

Карточка 1

Карточка 2

  1. Каковы задачи по формированию грамматического строя речи?

  1. Что такое диалог?

  1. Рассказ – описание – это…
  1. Каковы задачи словарной работы?

  1. Что такое монолог?

  1. Рассказ – повествование – это…

Загадки-близнецы.

Карточка № 1

  1. Ползун ползет,

Иглы везет,
Всегда их при себе носит,
А шить не может.

  1. Золотой Демид,
    Весь день на солнышко глядит.

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,
    Кто его раздевает - слезы проливает.

  1. Не куст, а с листочками,

 не рубашка,а сшита,

не человек, а рассказывает.

  1. Маленький Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где носом ткнет,
    Там черту проведет.

  1. Не ездок, а со шпорами,
    Не сторож, а всех будет.

  1. Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где носом ведет,
    Там заметку кладет.

  1. Не портной, а всю жизнь
    с иголками ходит.

  1. Сидит на заборе,
    Пел да кричал,
    А как все собрались,
    Взял, да замолчал.

  1. Лежит дед на палатах,
    И весь в заплатах.
    Кто его раздевает,
    Тот слезы проливает.

  1. Кто молча учит и говорит?

  1. Золотое решето
    Черных домиков полно.

Карточка № 2

  1. Сам не берет,
    И воробьям не дает.

  1. День прибывает,
    А он убывает.
    Дни пройдут,
    Все листы опадут.

  1. Красные лапки,
    Длинная шея,
    Щиплет за пятки,
    Беги без оглядки.
  2. У нашей Анютки
    Зверь в атласной шубке,
    Возле печи греется,
    Без водички моется.

  1. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

  1. Белая морковка
    Зимой растет.

  1. На водопой не хожу овса не прошу,
    Коли хочешь, попашу,
    Коли хочешь, помолчу.

  1. Растет вниз головой,
    Не летом, а зимой.

  1. В огороде Тит стоит,
    Ни чего не говорит,
    Сам с грядок не берёт,
    И воронам не дает.
  2. Годовой кусточек,
    Каждый день роняет листочек,
    Год пройдёт - весь лист опадет.

  1. В воде купался,
    Да сух остался.

  1. Ночью не спит,
    Мышей сторожит.

"Загадки со всего света".

Карточка № 1

Иностранные загадки

Русские загадки

  1. В молодости зеленое носит,
    А в старости - желтое.
    Что это такое?

  1. Что может подарить любому прохожему даже нищий.

  1. У какого когтистого зверя следы без когтей.

  1. Без воздуха я живу,
    Без воздуха я не лечу.
  2. Очень рано я встаю
    Утром спать не даю.
    Вот мой красивый гребешок,
    А зовусь я…
  1. Рот до ушей,
    Хоть завязочки пришей.

  1. В шубе летом, а зимой раздеты.

  1. Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами.

  1. Ночью не спит,
    Мышей сторожит.

  1. Я родственник мячу.
    Куда хочу, туда лечу.

Карточка № 2

Иностранные загадки

Русские загадки

  1. У меня цветные перья
    Нос крючком,
    Хохолок торчком.
  2. На хвосте у меня много глаз.
    Необычен мой танец простой.
    И на свете один я такой.
  3. Живу в лесу я темном,
    И ем охотно мед. Вот!

  1. У меня есть черный носик,
    У меня есть красный рот,
    Я люблю безумно кошек,
    Но, увы, наоборот.

  1. Моя мягкая кроватка,
    Опустеет ровно в полночь.
    Только я совсем не мягкий.
    "Шерсть" моя - мое спасенье,
    И кормилица моя.

  1. Дед в шубу одет,
    Наружу мех.

  1. Хоть хвостата - не хвастунья,
    В доме я живу - грызун я.

  1. Что за птица в моей клетке?
    Угадай! Это просто говорливый…

  1. Любуются мною,
    И каждый ждет,
    Когда же прекрасный мой хвост расцветет.

  1. Колючий клубочек под елкой лежит.
    Взять пожелаешь,
    Вмиг убежит.

Список использованной литературы.

1. Д. Родари "Грамматика фантазии", М., Прогресс, 1990.

2. Синицина Е.И. Умные загадки. Серия "Через игру - к совершенству: М.: "Лист",1999.

3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / сост. И.А. Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998.

5. В.В.Волина. Праздник Букваря. М.: «Аст-пресс», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиции и инновации в методике развития речи детей дошкольного возраста"

Традиционная методика лишает ребёнка самостоятельности, навязывая шаблонность. Что предлагает нам современная методика, какие инновации для развития речи вводятся сейчас в дошкольном образовании - об ...

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ

Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, п...

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.Речь является одним из важных приобретени...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Методическая разработка: Методика развития речи детей дошкольного возраста

  Основная цель методики развития речи – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М....