Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Коммуникативная  группа Подготовительная

Тема: Составление предложений по картинкам.

Цель: Создание условий по упражнения составления предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

Задачи:

1. Знакомить детей с составлением предложений по сюжетным картинкам.

 2. Организация деятельности  по развитию детской инициативы.  Активизировать в речи детей слова - определения, развивать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. 

3.Организовать  рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: демонстрационная картина «Папин помощник» из пособия Т. Ткаченко «Занятия по картинам с проблемным сюжетом»; анализаторы «Я вижу», «Я слышу», «Я ощущаю»; схемы для составления предложений коллективного рассказа. 
Демонстрационные:

 Раздаточные:

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Потрудились — отдохнём»

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте) 
Встанем, глубоко вздохнём. 
Руки в стороны, вперёд, (Потягивания) 
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища) 
Три наклона, прямо встать. (Наклоны влево-вправо) 
Руки вниз и вверх поднять. 
Руки плавно опустили, 
Всем улыбки подарили. 

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

«Ребята, когда сегодня я пришла на работу, то на нашей двери был прикреплен конверт с заказным письмом. Его прислала Тимошина бабушка. Она пишет: «Дорогие дети, когда Тимоша прошлым летом был в гостях у меня в деревне, у нас случилось одно происшествие. Мы сфотографировали то, что случилось, и долго потом с улыбкой вспоминали о происшедшем. Хочу, чтобы и вы рассмотрели моё послание и рассказали, что же случилось». Что бы хорошо и внимательно рассмотреть картину, приглашаю вас в просмотровый зал. Усаживайтесь на стульчики. Давайте вместе посмотрим, что находится на бабушкином диске. (На экран выставляется картина) ». 

Внимательно слушают. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

- Ребята, можно ли составить рассказ, глядя на картинку?

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Вы сможете?

- вы хотите попробовать составить рассказ? (Да)

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

 «Давайте рассмотрим эту картину вместе и с помощью анализаторов опишем её. Сначала используем зрительный анализатор». (Выставляет картинку «Глаз»). Дети описывают увиденное на картине по типовой схеме: «Я вижу на картине… мужчину, который накачивает колесо, … что на лавочке сидят две бабушки … » и т. д. Далее выставляется картина «Ухо». С использованием этого зрительного анализатора дети продолжают описание: «Я слышу, как лает собака… как скрипит калитка… » и т. д. Последней выставляется картинка «Рука». С использованием тактильного анализатора дети описывают воображаемые ощущения: «Я ощущаю, что трава мягкая, … что машина тёплая, … что колесо резиновое, упругое… »
Теперь мы можем представить, что случилось в деревне у бабушки. Попробуйте ответить на мои вопросы:
Где происходит действие картины? Когда происходят события? 
Кто нарисован на картине? Кем они приходятся друг другу? 
Что папа накачивает насосом? Почему? 
Что сынок протягивает папе? Для чего он это делает? Может ли маленькое колесо заменить большое? Почему? 
Как поступил сын, который не пожалел свою машинку? 
Спасибо за ваши ответы. Давайте вместе составим рассказ. Я начну его, а вы продолжите. 
Папа с сыном Сашей ехали в деревню к бабушке. По дороге у машины… (дети продолжают рассказ) … сломалось колесо. Папа хотел его накачать насосом. Саша снял колесо со своей машинки и отдал его папе. Он очень хотел помочь ему. Папа улыбнулся, сказал: «Спасибо» Приглашаю вас встать и немного взбодриться.

Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

прошу вас занять места за рабочими столами. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ по зашифрованным схемам. Каждый из вас получит свою схему. В ней нарисованы три картинки. Вам нужно подумать, как их соединить в одно предложение. Каждую схему вы закрепляете на доске, высказываете своё предложение. Когда все схемы будут прочитаны, у нас получится рассказ. (Детям предлагаются схемы с рисунками. Воспитатель предлагает считать человечка водителем, шофёром, мужчиной; руль обозначает глагол «ехать», рука – какое – то производимое действие и т. п.) 
1. Человек - руль – дорога. (Водитель ехал по дороге). 2. Машина - руль - деревня. (Машина приехала в деревню). 3. Машина - колесо – дорога. (У машины отпало колесо на дорогу). 4. Водитель – рука – машина с открытым багажником. (Водитель открыл багажник). 5. Водитель – рука - насос. (Водитель взял насос). 6. Мужчина - насос – колесо. (Мужчина накачал колесо) 7. Водитель – колесо - машина. (Шофёр поставил колесо на машину). 8. Водитель - сиденье – машина. (Водитель сел в машину). 9. Водитель – ключ - машина. (Водитель включил машину) .10. Машина – руль - дом. (Машина приехала к дому) 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап      (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

 Спасибо, ребята. У нас получились славный рассказ, который вы старательно придумывали. Скажите, что сегодня для вас было сложно делать, а что легко? Понравилось вам работать со схемами? Я предлагаю вам вместе с мамами и папами придумать дома любую схему, нарисовать её, принести в детский сад, а мы здесь попробуем её «прочитать».

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.  Знакомство  с понятием музей и его назначением.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.

В  консультации даны рекомендации для родителей по развитию речи (методика по составлению предложений)...

Составление предложений по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели".

Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе....

Составление предложений по картинкам используя предлоги.

Закрепление знаний о предлогах. Составление предложений, включающих слова с предлогами...

Составление предложения по картинке

Составление предложения по картинке...

Обучение составлению предложений по картинкам.

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, необходимого для составлени...

Составление предложения по картинкам.

В работе с детьми  подготовительной логопедической группы я использую много наглядности, т.к. дети имеют трудности со слуховым восприятием.   Очень им нравится  составлять предложе...

Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет

Пособие для составления  предложений и схем предложений по картинкам  для детей 6-7 лет...