«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Гайдарлы Елена Анатольевна

«Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_gaydarly.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»

Ещё Вольтер говорил:

 «Театр поучает так,  как этого

не сделать толстой книге».

Тема моей педагогической концепции «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность». И это не случайно…

 Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослым необходимо приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно,  потому как всякая задержка, любое нарушение отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

 Ещё Лев Семёнович Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».  Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Вместе с тем в последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Одной из ряда причин является снижение, а зачастую отсутствие,  живого общения со своими родителями, друзьями. Его заменяет компьютер, телевидение, телефон...  Вот почему работа с детьми по развитию речи, поиск эффективных путей влияния на этот процесс становится все более актуальным вопросом в обществе в целом и в дошкольном образовании в частности.

Проводя ежегодно диагностическое обследование детей, отмечается более низкий результат именно по разделу «развитие речи»  а в нём по параметру «связная речь». Те же проблемы отмечаются и в диалогической речи. Это ещё раз доказывает, что проблема существует, она актуальна и её необходимо решать, используя разнообразные методы и приёмы.

Так как дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, очень важно создавать условия для их речевой деятельности. И что как не театр наиболее полно обеспечит это? Театрализованная деятельность как один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с ними на их территории. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».  Именно этот синтез игры и театра должен дать эффект, которого я хочу добиться в работе над речевым развитием своих воспитанников – так я размышляла, анализируя  ежегодные результаты диагностики, и знакомясь с опытом коллег…

Активизировать речевое развитие  поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Кроме того, по мнению доктора педагогических наук Оксаны Семёновны Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Во время театрализации развивается выразительность речи.    Выбор был сделан!

Для оптимального использования средств театрализации на развитие связной речи, мной был разработан и реализован проект «Театр в детском саду», эта тема особенно актуальна в сельских детских садах, за неимением театров.

Реализуя цель:

     Создать условия для развития речи детей, через  театрализованую деятельность я поставила перед собой следующие задачи: 

Работу начала с систематизации материала по театрализованной деятельности. Затем составила программу дополнительного образования, перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста, а также спланировала и начала реализовывать комплекс мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями.

Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и создавать микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека.

В детском саду была создана такая среда, которая обеспечивает, возможность организации театрализованной деятельности в различных её видах.

В группе создан «Театрализованный уголок»,в котором находятся различные виды театра , а также « уголок уединения»,

в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю.

Включение в работу с детьми разнообразных форм, позволяет не только работать с группой, но и проводить работу с учётом индивидуальной нагрузки для каждого ребёнка по  коррекции дефектов речи, по отработке техники речи.

 А методы: наглядный, словестный, игровой и приёмы, используемые мной, заинтересовывают и увлекают ребенка, повышают его познавательную и речевую активность, уверенность в себе.  

       В процессе игр, упражнений отрабатываем интонацию, мимику, движения. Важным качеством для педагога, считаю умение не только выразительно читать или рассказывать что-либо, но и быть готовым к любому «превращению», т. е. самому владеть основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.

Мои наблюдения показывают, что в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у детей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура  речи, её интонационный строй.

       Поэтому часто использую стихи с  выраженной формой диалога ,

которые  дети  могут исполнять по очереди, меняясь  ролями.

       Знакомя детей с основными эмоциональными состояниями   и способами вербального и невербального выражения использую задания типа «Разные настроения».

Так как без глубокого понимания эмоционального состояния и способа его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Ребенок и родители – единое целое! А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для них был оформлен информационный материал по теме театральной игры и её влияния на речевую активность дошкольников.

А организуя консультации, встречи в рамках детско-родительского клуба на тему «В театр играем, речь развиваем», я знакомила родителей с разными видами и вариантами изготовления театра в домашних условиях и конечно акцентно звучала мысль о значении этой деятельности для всестороннего развития ребёнка и в частности развития речи. Результатом таких  встречь стало изготовление вязанных персонажей, изготовления пальчикового театра, совместные постановки мини-спектаклей, сценок на праздниках и развлечениях, дружеская атмосфера, сплочение коллектива родителей, детей, педагогов.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, как важно педагогу наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого.

Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития.

Наблюдая за детьми в процессе театральной деятельности, проводя диагностику, я отмечаю, что систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности привело к следующим результатам:

 -дети умеют строить диалог;
- дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями;
- дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения)

- дети приобрели уверенность в себе;
- дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения;
- дети умеют распределять между собой обязанности;
- дети могут запомнить и описать любимого героя.

Чтобы определить эффективность использования театрализованной деятельности и её влияние на развитие речи, с детьми  подготовительной группы  на протяжении трёх лет в показателях речевой культуры  большого разрыва не наблюдалось. Четвёртый год после применения театрализованной деятельности показал,что результат по развитию речи вырос, что даёт надежду на то, что  театрализация плодотворно влияет на развитие речи детей.

Так же для исследований была проведенна диагностика Томары Семёновны Комаровой «Педагогическая диагностика театрализованной деятельности», в которой есть раздел «Речевая культура».  В начале года был выявлен результат: 53% .В конце года обследования показали результаты: 76% обследуемых детей, что доказывает тему моей концепции.

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование

родителей.

Проанализировав результаты, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. Была намечена работа: донести до родителей, что   необходимо чтение книг детям и прослушивание с ними аудиозаписей. Так же ознакомить родителей с играми– драматизациями, подготовить информацию о роли театра в развитии речи детей.

В подготовке к спектаклям, в работе над ролью с нами тесно сотрудничает воспитатель музыки и логопед. С колегами проходят встречи : круглый стол, совместная подготовка к  инсценировкам, консулькации и проведение недель театра.

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка.

Я твёрдо уверенна, что  включая театрализацию в каждодневную организованную деятельность можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Проводимая работа показывает, что применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние не только  на развитие речи, а так же развивает все психические функции ребенка. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут справиться с речевой патологией, почувствовать себя уверенно среди сверстников.

В этом году я набрала группу детей 2-3 лет и ежедневно использую в работе с ними элементы театрализации, потому что младший дошкольный возраст- возраст, в котором особенно активно происходит развитие речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельностьПонятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и н...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...