НОД по развитию речи в старшей группе "Спасение Царевны-лягушки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Цыплакова Евгения Николаевна

Методическая разработка НОД для старшей группы по развитию речи с элементами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasenie_tsarevny-lyagushki.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс  на лучшую методическую разработку организации

непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

«Театр в детском саду: речь и игра, творчество и развитие»

Номинация «Театральная речевая мастерская»

Старшая группа (5 – 6 лет)

Тема: «Спасение Царевны-лягушки»

Цыплакова Евгения Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад

№ 19 «Светлячок» г. Балаково

Январь, 2018 г.

Конспект НОД для старшей группы «Спасение Царевны-лягушки»

Цель: развитие речи дошкольников в игровой деятельности с элементами театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о русской народной сказке «Царевна-лягушка»;

- упражнять в умении подбирать обобщающие слова, а также слова-антонимы (слова с противоположным значением);

- упражнять в выделении лишнего предмета из четырех предложенных;

- закреплять умение находить несоответствия на иллюстрации;

- закреплять умение высказывать свою точку зрения;

- формировать умение при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев;

- закреплять умение отвечать полными ответами, говорить развернутыми предложениями;

Развивающие:

- развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивать логическое мышление;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать у детей артистичность;

- развивать координацию речи с движением;

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;

- воспитывать умение слаженно работать в подгруппах;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам;

- воспитывать умение сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться.

Материалы и оборудование: клубок ниток, театральная ширма, иллюстрация Баба Яга в избушке, табличка с загадкой, магнитофон, аудиозапись монолога Бабы Яги, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Четвертый лишний», иллюстрации-нелепицы, листочки белого, желтого, красного, зеленого и синего цвета, флажки белого, желтого, красного, зеленого и синего цвета, коробка «волшебный сундук», атрибуты для театра на палочках, записка от Василисы.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и встают в свободном порядке перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте, что вы животные, а я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают

Здравствуйте, коровки!                                         руками вправо-влево)

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

- Ой, ребята, посмотрите – пока мы с вами здоровались, к нам тут что-то прикатилось. Что это такое? (Это клубочек!) Представляете, а клубок-то не простой, а волшебный! Как вы считаете, из какой сказки он к нам прикатился? (Он прикатился к нам из сказки «Царевна-лягушка») В какой момент клубок появляется в этой сказке? (После того, как Иван сжег лягушачью шкуру, Василиса улетела, обернувшись кукушкой, а он пошел ее искать. По пути Иван встретил старика, который дал ему волшебный клубок). А куда улетела Василиса? Где она теперь? (У Кощея Бессмертного) Давайте поможем Ивану найти Василису и вызволить ее из плена? У нас же тоже есть волшебный клубок, он приведет нас, куда нужно.

Дети соглашаются помочь, катим клубок, он приводит нас к домику (театральная ширма в виде домика), а возле него – табличка с надписью.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, куда это нас привел клубок? Здесь какой-то домик… и табличка прибита. Давайте-ка я прочитаю, что там написано? (Да)

Воспитатель читает надпись на табличке:

 «Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

– Кто это? (Баба Яга)

У домика открываются шторки на окне, в окне видна Баба Яга (картинка, изображающая Бабу Ягу в избушке).

Включается аудиозапись (Баба Яга):

- Ой, а кто это ко мне пожаловал? Ух ты, как много вкусных ребятишек! Ну и зачем пожаловали?

Воспитатель с детьми рассказывают, что идут за волшебным клубочком, чтобы помочь Ивану-царевичу освободить Василису.

Баба Яга (аудиозапись):

- Это вы правильно пришли, был у меня недавно в гостях ваш Иван-царевич. Я ему сказала, что Василиса в плену у Кощея Бессмертного, а убить его можно только если сломать конец у иглы, которая находится в яйце, а яйцо в утке, а утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дереве, который Кощей стережет пуще своего глаза. Вот Иван и ушел к тому дереву, а вас я просто так не отпущу, пока не выполните три моих задания!

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, мы справимся с заданиями Бабы Яги? (Конечно, справимся)

1 задание. Игра «Четвертый лишний». Используется проектор и презентация. Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель объясняет правила игры:

- Перед вами на экране четыре картинки. Нужно внимательно на них посмотреть, выбрать лишнюю и поднять руку. Когда я спрошу, отвечающий говорит, какая картинка лишняя и почему именно она лишняя. Затем мы будем смотреть следующую картинку, на которой будет правильный ответ.

Проводится игра «Четвертый лишний» (См. Приложение 1)

Воспитатель:

- Молодцы! Мы с вами отлично справились с первым заданием. Давайте приступим ко второму заданию? (Дети соглашаются)

2 задание. Игра «Назови одним словом». Воспитатель предлагает детям встать в круг и объясняет правила:

- В этом задании нам будет помогать наш волшебный клубочек. Я даю кому-то клубочек и называю три предмета. Вы думаете, как эти три предмета можно назвать одним словом, и, называя это слово, возвращаете мне клубок. Например, я даю клубок Ване и говорю: «Платье, футболка, шуба», а Ваня возвращает мне клубок и говорит: «Одежда».

Проводится игра «Назови одним словом». Например: клубника, малина, смородина (ягоды); помидор, огурец, капуста (овощи); кресло, стол, стул (мебель); сандалии, ботинки, кроссовки (обувь); кастрюля, сковородка, половник (кухонная посуда); тарелка, ложка, вилка (столовая посуда); яблоко, груша, банан (фрукты); желтый, синий, красный (цвета); сладкий, горький, соленый (вкус); шапка, бейсболка, панамка (головные уборы); платье, юбка, блузка (женская одежда); шуба, шарф, рукавицы (зимняя одежда); гречка, рис, пшено (крупа); 3, 7, 10 (цифры); тюльпан, роза, подснежник (цветы).

Воспитатель:

- Отлично, ребята! Нам осталось выполнить последнее, третье задание!

3 задание. «Нелепицы», или «Найди ошибки художника». Чтобы разделить детей на подгруппы по 3-4 человека, им предлагается выбрать любой листочек из лежащих на столе (на столе лежат по 4 листочка белого, желтого, зеленого, красного и синего цвета). Из детей формируются подгруппы, исходя из выбранного цвета (дети подходят к столам, на которых находятся флажки соответствующих цветов). Каждой подгруппе предлагается внимательно рассмотреть свою картинку-нелепицу и рассказать, в чем «ошибся» художник. На каждой из картинок-нелепиц таких «ошибок» много, поэтому высказаться смогут все дети  (См. Приложение 2).

Воспитатель:

- Вот какие мы молодцы, выполнили все задания Бабы Яги! Только она все равно не хочет нас отпускать – ей здесь скучно жить одной, а с нами так весело играть! А давайте задобрим Бабу Ягу, и поиграем в ее самую любимую игру? (Давайте!) А вы знаете, какая у Бабы Яги любимая игра? (Нет, не знаем). А я знаю! Баба Яга же злая, вредная и любит все делать назло, наоборот. Поэтому и самая любимая игра у нее – это «Скажи наоборот». В этой игре нам снова поможет волшебный клубок. Давайте сядем на стульчики и поиграем. Я даю вам клубок и говорю слово, а вы мне возвращаете его с противоположным словом.

Проводится игра «Скажи наоборот». Например: белый – черный; плохой – хороший; добрый – злой; день – ночь; большой – маленький; мелкий – крупный; соль – сахар; чистота  –  грязь; зима – лето; потолок  –  пол; узкая    –  широкая; длинное  –  короткое; сильный  – слабый; веселая – грустная; высокий  –  низкий; смеется   –  плачет; холодный – горячий.

Воспитатель: Ребята, Бабе Яге так понравилось с вами играть и заниматься, что она нас не только отпустит, но и сначала накормит! Как вы думаете, куда она положит хлеб? (Хлеб Баба Яга положит в хлебницу). А сахар? (Сахар Баба Яга насыплет в сахарницу). А салфетки? (Баба Яга сложит салфетки в салфетницу). Соль? (А соль – в солонку). Конфеты? (Конфеты положит в конфетницу). А салат? (Салат наложит в салатницу). А масло? (Масло Баба Яга подаст в масленке). Молодцы! Вот и отпускает нас Баба Яга. Катим наш волшебный клубок. Куда же он нас приведет?

Баба Яга нас отпускает, мы катим волшебный клубок, он приводит нас к «сундуку», мы его открываем, а там вместо зайца лежат атрибуты для театральной деятельности –театр на палочках (См. Приложение 3) и записка от Василисы: «Дорогие мои спасатели! Иван-царевич уже спас меня, и мы уехали жить в наше царство, а для вас оставили театр на палочках, чтобы вы вспомнили, как Иван в сказке победил Кощея и кто ему в этом помог, и разыграли эту сцену, как в настоящем театре. Спасибо вам за все, ребята. Василиса»

При помощи наводящих вопросов воспитателя дети вспоминают и рассказывают, как в сказке Иван встретил на своем пути медведя, зайца, утку и щуку и как они помогли ему победить Кощея Бессмертного.

Воспитатель просит детей мысленно выбрать одного из героев этой сцены и рассказать нам про него, но не называть. Остальные дети внимательно слушают и стараются угадать, о каком герое говорится. Таким образом определяется, кто какого персонажа будет изображать. Остальные дети, которым не досталось ролей, исполняют роль «автора», еще раз проговаривая события из сказки, а «персонажи» разыгрывают сценку.

Воспитатель предлагает детям сложить театр на палочках обратно в «сундук» и присесть на стульчики, после чего проводится рефлексия.

Рефлексия. В какое путешествие мы отправлялись? Для чего мы шли за волшебным клубком? Куда он нас привел сначала? Зачем мы выполняли задания у Бабы Яги? Какие задания вам понравились больше всего? Какие задания вызвали затруднения? Куда привел нас клубок во второй раз? Понадобилась ли Ивану наша помощь? А кто ему помог до нас? Вам понравилось путешествовать с волшебным клубочком? А давайте отпустим его дальше, может, он еще кого-нибудь отведет в интересное путешествие?

Открываем дверь и «отпускаем» клубок – кидаем его за дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего возраста "Царевна - лягушка"

открытое занятие с детьми старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка".

Выполнила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород....