Игровые упражнения как средство развития речи детей раннего возраста
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Василенко Валентина Алексеевна

Практические игровые упражнения для развития речи детей раннего возвраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_r-r.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Подготовила Василенко В.А. МКДОУ № 3

2018 г.

 «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»- так утверждала и доказывала известный итальянский педагог М.Монтессори. Другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития речи ребенка. Чем подвижнее пальчики ребенка, тем выше уровень развития его речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Современные врачи- психиатры подтверждают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Если движение пальцев изолировано, значит, малыш уже научился говорить. Напротив, вялые, неизолированные движения пальцев (пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолировано) присущи не говорящим  детям. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться  не удастся.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука.  

Я предлагаю вам несколько игровых упражнений , способствующих развитию речи детей. Начинаем с самых простых упражнений: это

массаж пальчиков и ладошек (с помощью карандаша).

Карандаш в руках держу,

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Рисование на манке (на песке). Манка рассыпанная на подносе.

Рисуем пальчиком круг, квадрат, солнце, цветок, домик и т.д..

Игровое упражнение с крупами «Найди предмет»

В сухом бассейне в крупе (рисовой, гречневой, пшенной и др.) спрятаны мелкие игрушки- животные. Нужно найти пальчиками игрушки, назвать их звукоподражанием.

Игровое упражнение с водой «Ну-ка, вылови».

Нужно выловить из воды мелкие игрушки, при этом называя их и обыгрывая потешкой или стихом.

Игровое упражнение “Мамины помощники». (Сортируем фасоль красную и белую, семена тыквы и подсолнуха).

Игровое упражнение «Волшебное превращение». (С помощью прищепок сделать листики для свеклы и моркови, а ежу иголки).

Игровое упражнение «Швея». (Упражнения со шнуровкой, нанизывание предметов «Бусы для мамы»

Пальчиковая гимнастика «Встреча зверят» используется на занятиях по развитию речи, а также можно использовать перед продуктивной дятельностью.

Повстречались два котенка- мяу- мяу (здороваются большие пальцы)

Повстречались два щенка- ав- ав (здороваются указ. пальцы)

Два жеребенка – иго – го (средние пальцы)

Два тигренка – р- р (безым. пальцы)

Два быка – му – му (мизинцы).

Пальчиковые игры по стихам А. Барто

Наша Таня…

Наша Таня громко плачет,             хлопки ладонями; ладони сжаты в                        

                                                                                     кулачки,

                                                          вращательные движения около  

                                                                                             глаз

Уронила в речку мячик.                  волнообразные движения всей  

                                                                                      рукой:

                                                          пальца обеих рук соединены в круг

Тише, Танечка, не плачь,               указательный палец правой руки

                                                                             прижать к губам;

                                                          вращательные движения

                                                                              кулачками у глаз

Не утонет в речке мяч.                   волнообразные движения всей

                                                                                          рукой;

                                                          пальца обеих рук соединены в круг

Мы поедем за водой                       имитация вращения руля

И достанем мячик твой.                 пальца обеих рук соединены в

                                                                                                Круг.

Также активно используем пальчиковый театр для обыгрывания потешек и инсценирования сказок.

Я вам представила несложные, но очень полезные упражнения, которые способствуют не только развитию мелкой моторики, а также способствуют формированию  речи детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста

В настоящее время я работаю с детьми младшей группы. Социальное положение группы благополучное, дети в основном из полных семей....

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...