Организация работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Новохацкая Светлана Михайловна

Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.

Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. В младшем возрасте ребенок начинает все больше интересоваться окружающим миром, находит совместные предметные действия, они и являются ведущей деятельностью развития речи ребенка 2-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы36.6 КБ
Файл Презентация к файлу281.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель:

Новохацкая Светлана Михайловна

Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.

Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. В младшем возрасте ребенок начинает все больше интересоваться окружающим миром, находит совместные предметные действия, они и являются ведущей деятельностью развития речи ребенка 2-4 лет.

   Актуальность

     На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

    В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

 

Основная цель речевого развития детей младшего возраста:

- формирование устной речи и навыков речевого общения

 Основные задачи развития речи:

- формирование словаря;

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- приобщение детей к художественной литературе.

Опыт работы.

Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого ребенка (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должен быть замечен.

Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.

Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям нужно ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а также любые другие хрестоматии и книжки. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке.

Например, потешка «Ладушки, ладушки…» поможет завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

А перед зарядкой либо при одевании обуви на прогулку можно рассказать такую потешку:

Посчитаем первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

А после прочтения спросить у ребят: «А какая обувь у наших ребят на ножках?», дети начнут отвечать если кто-то затрудняется можно подсказать, также здесь можно задать вопрос: «А какого цвета, твои Маша сандалики?», «А какие они у тебя большие или маленькие?»

Потешки при неправильно одетой обуви:  

«Странные сапоги»

Ну и сапоги у Славы!

Один – левый, другой – правый.

Но левый - на правой, а правый – на левой.

Объясни скорее Слава, что же это сними стало?

Что стряслось?

Сапоги поссорились, вот и смотрят врозь.  (А. Пысин)

При умывании и мытье рук обязательны потешки:

«Знаем, знаем - да-да-да…», «Водичка, водичка умой мое личико..», «Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить.», «Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!». В группе раннего возраста такие потешки нужно проговаривать с каждым ребенком, с которым моешь руки.

 

Потешки во время приема пищи:                    

                                                                                 А кто кашку кушает

                                                                                 Маму с папой слушает,

Это ложка! Это чашка!                                          Вырастает сильным,

В чашке гречневая кашка.                                    Здоровым и красивым.

Ложка в кашке побывала –                                

Кашки гречневой не стало!

Здесь можно спросить у детей: а как вы думаете, какая кашка у вас в тарелочках? Или - а что у вас в тарелках?

На прогулке:

 дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ), при этом у детей формируется умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

 во время прогулки наблюдая за играющими детьми, можно беспокоясь сказать: «Ой, что-то я Диму не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети обязательно скажут, что Дима здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаемся к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обратиться к нему:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Пикулаева «Лисий хвостик»)

Отпустить ребенка от себя, но остальные дети, уже поняв, что им предложена игра, начнут прятаться, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз можно взять куклу, побаюкать ее и прочитать стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.

Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Педагоги-психологи констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Использовать самых разнообразных игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.

При рассматривании игрушки в раннем возрасте можно использовать сюрпризный момент.

Например  - стук в дверь- попросить кого то из детей посмотреть кто же пришел к ним (заранее посадить за дверь игрушку)

Рассадить детей на стульчики, затем рассказать какой-то стишок, потешку про эту игрушку. («Кисонька-мурысонька», «Заинька»)

Важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает.

Дети этого возраста склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко "заражаются" настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям ("Не раскачивайся, сиди тихо!"). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: "Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел". Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: "На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее".

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.

В младшем возрасте педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, нужно подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что детям очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)…" и т. п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

Также на занятиях по речевому развитию нужно использовать такие приемы:

Чередование различных приемов – таких как пояснение, указание и показ с игровыми заданиями. Например:

Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав".

  • Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными.

Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.

• Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать. Например, терем и теремок удобнее рассмотреть на картинках, а туесок или короб лучше потрогать, а еще лучше примерить.

• Многократное повторение нового слова или фразы. ("Это помидор. Что это?" – говорит педагог, показывая овощ. "Помидор", – хором и индивидуально отвечают дети. "У меня в правой руке… (помидор). И в левой руке тоже помидор. А теперь остался только один помидор".)

• Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. ("Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?")

• Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. ("Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро".)

• Поручения, предполагающие ответ действием. ("Найди…", "Принеси…", "Покажи…", "Дай…", "Сделай…") Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

• Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.

Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делают дети на картинке?), но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". И хотя такие вопросы трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, потому что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.

• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает), что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.

• Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. Например, педагог начинает рассказывать. Не договорив какую-то фразу, он задает детям вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. ("Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… что дала? (Молока.) Молоко Катя налила… куда? во что? (В блюдечко.) И так далее.)

• Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

• Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. ("Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим".) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. ("Саша, попроси Анну Ивановну: "Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит"; Женя, скажи Кате: "Катенька, я принес тебе интересную книжку"; Ира, предложи Оле: "Оля, давай катать мяч"". И так далее.)

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д.), несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Исключаются только шипящие (ж,ш,ч,щ) и сонорные (р,л) звуки, наиболее трудные для произношения.

При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у - гудит паровоз,тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь и т. п.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включенных в предложение).

Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у – так сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ), а теперь давайте послушаем, как сигналит Сашин паровоз, Колин, Машин и т.д.)

Например, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в занятие можно использовать проблемную ситуацию напр. «У бабушки потерялись животные» (можно использовать письмо) или такой прием как «путешествие».

Например, я на одном из занятий по звуковой культуре речи делала это так:

От бабушки пришло письмо с просьбой о помощи найти пропавших животных, и чтобы попасть к бабушке в деревню мы отправились к ней на поезде.  Я была паровозиком, а дети вагончиками.

А может быть и мы с вами так поиграем?

Чтобы наши детки не ругались кто будет первым сделаем вот что:

Кто первый назовет слово тот и будет первым вагончиком, а остальные за ним.

1.Слон большой,а собачка – маленькая.

2.Летом тепло,а зимой – холодно.

3.Я высокая, а Агата – низкая.

4. Мама молодая, а дедушка – старенький.

5.Вата мягкая, а камень – твердый.

6.Дорога широкая, а тропинка – узкая.

7.Днем светло, а ночью – темно.

8.Яблок много, а груша – одна.

9.Кошка пушистая, а ежик колючий.

10. Дерево толстое, а травинка – тонкая.

Молодцы ребята! Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Итак, отправляемся!

Поезд едет – чух-чух-чух.(здесь то ускоряем темп речи , то замедляем. Так же и движения.) тутууууу!!!!

Выпускаем пар – с-с-с-с-с.

Тормозим – з-з-з-з-з.

Вот мы и приехали. Какой у бабушки воздух в деревне. Давайте его понюхаем. Дыхательная гимнастика – через нос медленно вдыхаем воздух и выдыхаем через рот «А-а-а-ах»

    Далее в занятии можно использовать самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

      Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. (пример)

Для успешного развития детей нужно использовать картинки, фланелеграф, а также магнитную доску. Это поможет как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам производить какие-то действия с героями.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). (пример сказка «Водоносы»)

Нужно стараться как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорить с ними, спрашивать, дополнять их ответы, подсказывать.

Также большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Так, например, игра «Какого цвета».  Раздать детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем показать квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Приобщение детей к художественной литературе.

Развитие речи связано с художественной литературой, поэтому, работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений. Среди программных произведений, особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. Содержание художественных произведений, позволяет применить их не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в режимных моментах.

Использование потешек, песенок, стихов, не только знакомит детей с окружающим миром, но и помогает услышать ритмичность и возможность для ведения диалогов.

В течение года знакомим детей с русскими народными и авторскими сказками, отечественных и зарубежных писателей (Толстой, Чуковский, Бианки, Сутеев и т.д.). Короткие рассказы, рассказываются 2 раза подряд, это не утомляет детей и обеспечивает их активность во время слушания; при рассказывании используются разнообразные пособия, иллюстрации, игрушки, фигурки. Наибольший эффект достигается, когда рассказ сочетается с показом фигурок настольного театра.

Восприятие сказок, происходит успешно, если перед рассказыванием (чтением) проводится предварительную подготовка. Например, перед тем, как рассказывать сказку «Козлята и волк», можно показать иллюстрации и охарактеризовать животных: козлята маленькие, волк большой, очень страшный. А затем уже, предложить послушать сказку про козу, умных и послушных козлят и страшного, большого, злого волка. Закончить занятие можно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра. При рассматривании иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу. При повторении сказки, стараться обучать детей элементам драматизации. Это доставит малышам много радости. При повторном чтении, дети с удовольствием будут договаривать фразы, имитировать голоса и поведение животных (крякают, мычат, бодаются, как телята и т.д.)

Повторное чтение можно организовать по-разному:

-использовать те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;

-читать произведение, не прибегая к наглядности;

-использовать дополнительный наглядный материал;

-вставлять в текст имена, присутствующих при чтении детей.

Таким образом, чередование различных приемов и методов, позволяет поддержать интерес детей, повышает речевую активность, формирует способность к общению.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

     Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него впечатление. Поэтому нужно стараться донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

     Чтобы расширить кругозор, предлагать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.

В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться со взрослыми и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по речевому развитию д етей младшего возраста Составила воспитатель: Новохацкая С.М.

Слайд 2

Цель: ф ормирование устной речи и навыков речевого общения Задачи: Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь Приобщение детей к художественной литературе

Слайд 3

Формирование словаря Расширять и активизировать словарный запас детей н а основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Уточнять названия и назначения предметов. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов; некоторые материалы и их свойства. Развивать умение понимать обобщающие слова.

Слайд 4

Звуковая культура речи Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Развивать моторику речедвигательного аппарата; слуховое восприятие; речевой слух и речевое дыхание; Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, и нтонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Слайд 5

Грамматический строй речи Совершенствовать умение детей согласовывать п рилагательные с существительными; у потреблять существительные с предлогами. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Помогать детям получать из нераспространенных п ростых предложений распространенные; с оставлять предложения с однородными членами.

Слайд 6

Связная речь Развивать диалогическую форму речи. Формировать умение вести диалог с педагогом: с лушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

Слайд 7

Приобщение детей к художественной литературе Читать знакомые художественные произведения. Воспитывать умение слушать новые произведения (сказки, рассказы, стихи) Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Формировать интерес к книгам.

Слайд 8

Приемы речевого развития Чередование пояснения, указания и показа с игровыми заданиями. Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. - Использование разнообразного демонстрационного материала.

Слайд 9

Приемы обогащения и уточнения словаря Показ с названием Многократное повторение нового слова или фразы Объяснение происхождения слова Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами - Поручения, предполагающие ответ действием

Слайд 10

Приемы активизации словаря Вопросы Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи Сочетание показа и объяснений с игрой детей - Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания

Слайд 11

Приемы приобщения детей к художественной литературе Использовать наглядный материал Читать произведения, не прибегая к наглядности Использовать дополнительный наглядный материал Вставлять в текст имена, присутствующих при чтении детей

Слайд 12

Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. Дитятко – что тесто: Как замесил, Так и выросло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....

"Организация работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста"

Здесь представлен материал об особенностях развития речи дошкольников....

Опыт работы «Организация речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 города Туймазы муниципального районаТуймазинский район Республики Башкортостан...