конспект к презентации Сравнительный анализ глиняной игрушки
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кабанченко Наталия Владимирона

конспект к презентации Сравнительный анализ глиняной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_prezentatsii_sravnitelnyy_analiz.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе.

Тема «Глиняная лошадка»

Сравнительный анализ глиняной игрушки - лошадка народных промыслов Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка.

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные задачи:

  • Формировать умение составлять описательный рассказ на основе сравнительного анализа.
  • Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
  • Уточнить и расширить представление детей о народных промыслах Дымковская и Филимоновская игрушка
  • Познакомить с Каргопольской игрушкой.
  • Способствовать умению выделять основные элементы и соотносить ярко выраженные характеристики игрушки с особенностями народного промысла (строение, цвет, узор.).
  • Побуждать детей к активному участию.


Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Формировать навыки связной речи.
  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.


Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эстетические качества.
  • Воспитывать интерес к рассматриванию и рассказыванию о предметах народного промысла.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска для показа презентации
  • Игрушки глиняных лошадок Дымковская, Филимоновская и Каргопольская.
  • Плакаты с элементами росписи народных промыслов  Дымковская, Филимоновская и Каргопольская.
  • Игрушка Лошадка
  • Три конверта со стихами

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

  • Знакомство с Дымковским и Филимоновским народным промыслом.
  • Рассматривание картин с элементами росписи Дымковского и Филимоновского народного промысла.
  • Дидактические игры «Собери барышню» «Подбери узор»
  • Роспись игрушек (силуэты на бумаге) узором Дымковского и Филимоновского народного промысла.
  • Лепка игрушек Дымковского и Филимоновского народного промысла.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

(Дети играют, вдруг стук в дверь, входит воспитатель с лошадкой)

Ребята, ребята скорее сюда. Посмотрите кто к нам пришел.

(лошадка)         

-помогите мне пожалуйста, я получила три загадочных письма,  с  приглашением в гости, но ничего не могу разобрать. Вот посмотрите:

Достает три конверта в конверте стихотворение-загадка и элементы росписи.

Вы знаете о чем идет речь?

-Ответы детей

-Поможете мне отыскать того кто прислал мне эти конверты?

- Дети:да

2. Ознакомительная часть.

1-й конверт

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

-Как вы думаете о чем это?

-правильно это про дымковскую игрушку, Слайд2 отправимся туда ?

давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Дымково очутись!»

 Слайд 3

Давайте вспомним. Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю.

Слайд 4

Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

 Слайд 5

Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр.

Слайд 6

Двух одинаковых игрушек быть не может. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой - солнце и другие светила.

Слайд 7

-ой ребята, посмотрите какой красивый конек.

-Привет, я рад что ты меня нашел. Я твой двоюродный брат.

-это очень хорошо что мы встретились, а у меня есть еще 2 конверта. Посмотрим что там?

2-й конверт

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

-догадались о чем речь?

-правильно это про Филимоновскую игрушку Слайд 8

давайте отправимся туда. Чтобы попасть на родину Филимоновской игрушки вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в деревне Филимоново очутись!»

 Слайд 9

Известным нам с вами народным промыслом является деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей глины.

 Слайд 10

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций.

Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

Слайд11

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Слайд 12

Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Слайд 13

А вот и второй наш братец.

-привет, пошли с нами братца искать

-пошли

3-й конверт

Слайд 14

Мороз суров. Широко поле.

Январь идет по Каргополью.

И утопая в море снега,

Где льдами скована Онега,

Где спит медведь в своей берлоге,

И замело пути-дороги,

Подсмотрим в светлое окошко:

Там на скамейке дремлет кошка,

И необычная картина –

Печная сажа, мел да глина,

И что-то лепит мастерица,

Вот тройка удалая* мчится,

Стоит Полкан*, снуют зайчата*,

Здесь хоровод*, там медвежата*,

Герои старых русских сказок

На землях чуди белоглазой**.

-ребята посмотрите, вы знаете такую игрушку?

-нет

- давайте отправимся на север и познакомимся с Каргопольской игрушкой?

-Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Слайд 15

В деревнях, которые находились на территории Архангельской области, с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки для забавы. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно.

«Каргопольская игрушка — это крестьянская игрушка. Тематика игрушек отражала жизнь людей. В разное время лепили разные игрушки. Мальчикам всегда лепили коня. Конь служил оберегом. Считалось, если есть конь в семье, значит семья живёт в достатке. А девочкам лепили кукол, олицетворявших Мать Сыру-Землю. Круглая шапочка у фигурок означала Солнце, птички являлись символом неба. Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Иногда мастера доходят до такого обобщения, что сани, например, сливаются с головой коня, а тройка составляет единое целое. Однако именно в «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки.

Слайд 16

Несмотря на кажущуюся примитивность каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью и самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Простота изделий — кажущаяся, за этой простотой кроется опыт многих поколений мастеров, их чуткость к глине, форме, цвету игрушки.

Слайд 17

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Слайд 18

В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Слайд 19

А вот и третий братец. Каргопольский конек

Слайд 20

Спасибо ребята что помогли отыскать мне трех братьев. Теперь у меня есть три брата, три расписных коня. Сделаем их фото.

3. Физкультминутка:

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

4. Составление описательного рассказа на основе сравнения

Воспитатель

-ребята посмотрите какая замечательная фотография у нас получилась.

А давайте посмотрим и сравним  глиняных лошадок разных народных промыслов. Найдем в чем сходство и в чем различие.

Наводящие вопросы:

-материал

-форма-цвета используемые для раскрашивания

-элементы росписи

-Смотрите какая замечательная таблица получилась для сравнения.

Слайд 21

5. Заключительная часть. рефлексивный этап

- Наша встреча подходит к концу.

- Скажите, вам понравилась сегодня в путешествии?

О чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Кто был у нас в гостях?

А я вам предлагаю изготовить или нарисовать понравившуюся глиняную лошадку.


форма

орнамент росписи

основные цвета

Дымковская игрушка

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

Филимоновская игрушка

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольская игрушка

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

Символы Солнца –круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС"

В презентации отражены изменения, которые произошли с принятием ФГОС....

Презентация. "Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ"

Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ...

Презентация "Сравнительный анализ проблемы коррекции заикания в России и за рубежом"

В презентации освещается вопрос лечения заикания в России и за рубежом....

Сравнительный анализ глиняной игрушки

Сравнительный анализ глиняной игрушки - лошадка народных промыслов Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Роспись глиняной игрушки по мотивам Кожлянской» в старшей группе

Знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью....

Презентация Мастер -класс "Глиняная игрушка"

В данной презентации представлена история появления глиняных игрушек и мастер-класс по созданию дымковской игрушки....