«Откуда хлеб пришел»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зоя Александровна Овсянникова

Непосредственно – образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

В подготовительной группе

       Образовательная область « Речевое развитие»

Раздел « Развитие речи» (с использованием технологии развития            критического мышления, прием: шесть шляп.)

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Составитель:

Овсянникова З.А.

2016г

Цель: формировать представление и прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, формировать бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба. Создание условий для развития речи детей.

Задачи:

Образовательные: 

- Формировать умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками;

- Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным;

- Продолжать учить детей развивать предложенный сюжет, опираясь на схему;

- Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова..

Развивающие:

- Развивать  умение внятно и отчетливо с разной скоростью произносить скороговорку; упражнять в отчетливом произношении звуки «ж», «ш», «ч», .

- Развивать построение высказывания, используя технологию развития критического мышления, прием: шесть шляп.

Использовать  схему мнемотехники

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к родной

природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда.

- Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Информационно – коммуникационные технологии: просмотр мультимедийной презентации – по принципу « Что сначала, что потом»

прослушивание аудиозаписи  релаксационной музыки «Звуки леса».

Технология  развития  критического (креативного) мышления):  прием «шесть шляп». Схема мнемотехники

Материал: игрушка колобок, «поговорка», , цветочки, шляпы разных цветов: белая, красная, черная, желтая, синяя, зеленая, подставки для шляп - шесть штук ,  мнемотаблица  для составления рассказа

Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой.

Словарная работа. –хлеборобы, комбайн, хлебозавод, пшеничный, ржаной.

Инд. Работа: выучить всем детям пословицы и поговорки о хлебе

Предварительная работа:  беседа о хлебе, чтение произведения « Теплый хлеб», рассматривание иллюстраций, рассказывание сказки « Крылатый, мохнатый да масляный», Заучивание стихотворения « Очень, очень вкусный пирог»

Работа в уголках: Речевой: картинки  о хлебе, селькохозяйственные профессии, Уголок чтения – сказка « Колосок»,

Содержание организованной деятельности:

Воспитатель:       Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»

 Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру « Да» «Нет» - вы мне будите задавать вопросы, я буду говорить да или нет, и тогда мы узнаем, о чем мы сегодня будем говорить.

 (предполагаемые вопросы детей):

- это живая природа, неживая?

- Это растение?

- Это сделано руками человека?

 Это теплое?

Это можно есть?

- это хлеб?

Молодцы ребята, это действительно хлеб.

В группе появляется кукла колобок и поет свою песенку.

- Я колобок, колобок,

по амбару метен,

по сусекам скребен,

на сметане мешен,

        в печку сажен,

      на окошке стужен.

- Ой, куда это я попал?.

Воспитатель: -. Ребята, а из чего испечен колобок?( предполагаемые ответы детей: из муки, из теста)

Воспитатель: А давайте расскажем колобку, как он стал хлебом, но вначале поиграем в игру:

 Словесная игра « Какой бывает хлеб?» ( предполагаемые ответы детей - теплый, душистый, ароматный, вкусный, свежий, мягкий, белый, пшеничный,  ржаной...)

Воспитатель:- « Хлеб – соль кушай, да добрых людей слушай»- - Ребята что я сейчас сказала?( предполагаемые ответы детей: - пословица, поговорка)

Воспитатель: Давайте эту пословицу произнесем все вместе, с разной скоростью медленно, быстрее еще быстрее.

Воспитатель: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне.

 Игра «Откуда пришёл хлеб?».( Презентация – 4 мин)

- откуда хлеб пришёл? – Из магазина.( ответ затем слайд)

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из муки

- откуда мука? – с элеватора( мельницы).

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

-Кто её посеял? – Люди. (Хлеборобы).

- А что они делают? – Хлеб растят, потом убирают.

Воспитатель: Я сейчас предлагаю следующую игру:

 Словесная игра  «Родственные слова» - подумайте и скажите,  какие слова можно придумать от слова хлеб ( предполагаемые ответы детей: хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебозавод, хлебовозка)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного пофантазировать:  ( Физминутка)    

На полянку мы идем,

В мир волшебный попадем

Вот свежий ветер пролетел,

Заиграл листвою,

Цветков волшебных аромат

Мы ощутим с тобою.

Воспитатель:- Посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами попали, а какие красивые цветы вокруг!

- Возьмите по одному цветочку, который вам понравился.  Давайте вдохнем этот прекрасный аромат цветов и насладимся звуками леса – аудиозапись « Звуки леса»).

Воспитатель: А сейчас с помощью ваших цветков вы разделитесь на группы. Какого цвета цветок,  к шляпе такого же цвета вы подойдете  (дети распределяются на группы и присаживаются на корточки вокруг шляп разного цвета)

Воспитатель: - Первыми будут  выступать  Белые шляпы.

- Вы расскажите, что вам известно  о хлебе. ( предполагаемые ответы детей – хлеб растет в поле, его выращивают и убирают хлеборобы, из колосьев мелют муку, из муки пекут хлеб, хлеб продают в магазине….)

- Вторыми выступят Красные шляпы.

- вы расскажите, какие чувства и эмоции  у вас вызывает хлеб.( при виде хлеба, хочется его съесть, потрогать, понюхать, вспомнить как тяжело его выращивать…)

- Третьими выступят Черные шляпы.

-Вы расскажите, какие на ваш взгляд недостатки есть у хлеба или что отрицательного вы  видите в хлебе. (Предполагаемые ответы детей – если есть хлеб в сухомятку может заболеть желудок, живот, если много кушать хлеба можно поправиться, если кушать старый или заплесневый хлеб можно отравиться…)

- Желтые шляпы нам расскажут о том, что они видят хорошего и полезного в хлебе. ( предполагаемые ответы детей – хлеб вкусный, хлеб вкусно есть с супом, кашей,  когда ешь хлеб быстрее наедаешься,  в хлебе много витаминов, быстрее вырастешь…)

 Воспитатель: Ребята, дальше наш путь лежит к Синей шляпе.( дети проходят садятся на стульчики). 

Воспитатель: Вы многое узнали о хлебе. Надевая синюю шляпу,  вы расскажите –  откуда к нам на стол пришел хлеб, рассказ должен быть небольшой, интересный и законченный. Составить рассказ  нам поможет схема:

 (Составление связного рассказа на предложенную тему  с опорой на мнемотаблицу- 4-5 детей).

С чего мы начнем рассказ?

- Когда пашут поле?

-кто выезжает в поле после трактористов и что делают?

- когда и кто убирает хлеб?

- Куда везут зерно?

- Что с ним делают на элеваторе?

- Куда везут муку и что с ней делают пекари?

- Куда везут хлеб с хлебозавода и что делают продавцы в магазине?

- какой хлеб мы покупаем и едим?

Воспитатель: Какие вы молодцы у вас получились очень интересные рассказы, а теперь послушайте стихотворение о хлебе:

Вот он Хлебушек душистый, 
Вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, 
он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем - земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слава хлебу на столе!

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Охраняло, берегло!

   Воспитатель: Сейчас вы подойдете к зеленой шляпе и расскажите пословицы и поговорки о хлебе.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами проговорим Чистоговорки о хлебе.            Жок –жок – жок – печет бабка пирожок.

Шки – шки шки – мы любим пирожки.

Чи – чи – чи – пекуться в печке калачи.

  Ач – Ач – ач – вкусный будет наш калач.

Рефлексия - если занятие вам понравилось и вы ответили на все вопросы вы возьмете каравай, если понравилось но вам было немного трудно вы возьмете пирожок, ну а если не понравилось и вам было сложно, то возьмите кренделек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....