Театрализованная деятельность в детском саду
консультация по развитию речи на тему

Кузнецова Ольга Михайловна

Из всех видов художественной деятельности именно театрализовання ближе всего ребёнку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду

Консультация для педагогов

Составитель: воспитатель ГБДОУ д\с 97

Калининского района г. СПб 

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества. Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, его чувств, переживаний, эмоциональных открытий, духовного обогащения.

Цель: воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие

           его возможностей и способностей средствами театрального

            искусства.

Задачи:

- помогать в процессе самопознания и саморазвития;

- развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;

- способствовать выявлению и максимальному раскрытию

  артистических возможностей и способностей для подготовки к

  любой творческой деятельности, выбранной в будущем;

-  развивать художественно - эстетический вкус;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный

   интерес;

- помогать в овладении навыками межличностного общения и

  сотрудничества в деятельности, имеющую творческую

   направленность;

-  развивать выразительную речь и пластику тела.

Принципы:

- развитие и обучение  в игре;

- сотрудничество детей и взрослых в процессе театрально –

  игровой деятельности;

- импровизация – основа театральной игры;

- учёт возрастных особенностей, индивидуальных способностей

  и интересов;

- охрана психического и физического здоровья;

 

Игры – драматизации

 

"Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемым самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями" (известный психолог Л. С. Выготский).

 

 

Игра - драматизация способствует активному развитию психических процессов и различных качеств личности, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.

 

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи детей, активизацию её словаря. Дети успешно усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

С помощью игры - драматизации дети лучше понимают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, элементы речевого общения (мимику, жест, позу, интонацию, модуляцию голоса).

 

Приёмы, используемые в процессе игры - драматизации на занятии:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли не только активных, но и

  застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах;

- использование под игровое пространство всего помещения

 театрального зала;

- самостоятельный выбор костюмов, масок, сказочных

 атрибутов; подбор декораций.

Всё это позволяет создавать во время игры - драматизации

условия для развития творческой активности детей и

импровизации средствами мимики, жестикуляции, пантомимики

и голоса.

Кукольный театр

 

Кукольный театр ближе всего к игровой деятельности ребёнка, ведь именно в игре он развивается и познаёт окружающий мир, общаясь с куклой.

Именно кукла позволяет ребёнку впервые соприкоснуться с искусством театра, овладеть речью, воспринимая окружающие явления более осознанно,  помогает активно развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

В процессе  театрализованной деятельности дети знакомятся с куклами разных видов ( пальчиковыми, ручными, настольными, марионетками, «с живой рукой», ростовыми, теневыми, на гапите),  разыгрывая с ними диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки.

  Обучение детей основам кукловождения осуществляется в процессе увлекательной театрализованной игры.

Упражнения:

-  по отработке эмоциональности и образности походки куклы;

-  по отработке бега, прыжков куклы;

- по отработке взгляда куклы;

- по отработке разговора куклы;

- по отработке действий куклы с воображаемыми предметами;

-  для развития пластики рук.

Кукольный театр в детском саду - это творческий союз   детей, воспитателей и родителей по изготовлению кукол,  оформлению декораций, по подготовке к совместным театрализованным играм, досугам, развлечениям и праздникам.

 

 Основные направления образовательной деятельности в театре

 

1.    Театральные  игры

Цель: развитие наблюдательности,  памяти, творческой

           фантазии и воображения, ассоциативного и образного

           мышления, чувства ритма; приобщение к основам

           самодисциплины и   взаимопонимания.

   2. Основы театрального движения

Цель: развитие пластической выразительности тела.

 

3.     Основы театральной речи

Цель: развитие интонационно – выразительной образной

           речи.

 

        4. Основы кукловождения

Цель: обучение элементарным способам управления  куклами

           разных видов.

 

5.     Основы театральной культуры

Цель: ознакомление с основами и особенностями

           театрального искусства.

           

 

Содержание образовательной деятельности в театре

 

- просмотр кукольных спектаклей;

- беседы о содержании просмотренных спектаклей;

- игры - драматизации;

- упражнения для эмоционального  развития детей;

-  общеразвивающие игры;

- упражнения по дикции  (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития  интонационной  выразительности речи;

- упражнения для развития пластики тела, ритмопластика;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковая  гимнастика для развития   моторики рук;

- упражнения - игры с куклами разных видов;

- упражнения для развития выразительной    мимики,

   жестикуляции, пантомимики;

- театральные игры, этюды;

- игры - инсценировки, разыгрывание разных  сказок;

- беседы о театральной культуре.

 

 

Творческое взаимодействие с семьёй в театре

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и родителей, нетрадиционные пути творческого взаимодействия с семьёй - одна из приоритетных задач в образовательной деятельности  нашего дошкольного учреждения.

 

Разнообразные формы взаимодействия:

- помощь в создании домашних кукольных театров, подборе

  литературы для  кукольных постановок;

- консультации по организации совместной с детьми творческой

  деятельности в домашнем кукольном театре;

- выставки кукол, изготовленных детьми вместе с родителями;

- мастер - классы по изготовлению кукол для домашних

  кукольных театров;

- проведение совместно с родителями театрализованных досугов,

  праздников, развлечений, викторин, конкурсов, игр, и. т. д.;

- изготовление и подбор совместно с родителями костюмов,

 декораций, кукол, атрибутов для театрализованных постановок;

- беседы о том, как подготовить ребёнка к посещению театра,

 к экскурсии в музей театральных кукол,  к посещению выставки

 театрального  искусства;

- коллективное посещение родителей с детьми театра; экскурсии

  в музеи театральных кукол,  выставки театрального искусства.

 

Такое интересное взаимодействие с семьёй позволяет активно

 приобщать  детей к театральной культуре, обогащать их 

     новыми  впечатлениями, развивать интерес к искусству в целом,

 знакомить с устройством театра, его жанрами, многообразием

 кукольного театра.

 

 

 

Взаимосвязь театрализованных игр с разными видами детской деятельности.

 

Ежедневное использование театрализованных игр во всех формах организации педагогического процесса делают их такими же необходимыми как дидактические и сюжетно - ролевые. Театрализованная деятельность, органично включённая в другие виды  детской  деятельности : музыкальную,  изобразительную, физкультурную, речевую,  ознакомительную, и. т. д., обогащает дошкольников яркой и  эмоциональной окраской.  Всё  это обеспечивает взаимосвязь творчества с обучением, что способствует более быстрому овладению детьми новых знаний,  умений и навыков. Интеграция театрализованных игр в разные виды деятельности дошкольников наполняет жизнь детей новым смыслом, создаёт для них обстановку эмоционального благополучия, объединяет всех общими переживаниями радости от встречи с искусством в повседневной жизни.

 

Театрально – игровой досуг

является составной частью образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения. Он осуществляется в свободное от образовательной деятельности время в самых разнообразных формах: театрализованные досуги, развлечения, праздники, представления, игры, викторины, КВНы,  и. т. д.

В подготовке и проведении театрально – игровых досугов  принимают активное участие воспитатели,  педагоги (по музыке, физкультуре, рисованию) и родители под руководством педагога по театрализованной деятельности. В процессе театрализовано - массовых мероприятий у детей развивается интерес к театральному искусству, художественно – эстетический вкус, коллективное творчество, воображение, фантазия, образное мышление, память физических действий, актёрские способности и пластика движений, совершенствуются речевые навыки.

 

Самостоятельная театрально - игровая деятельность детей

Развитие интереса к театрализованным играм во многом зависит от организации самостоятельной театрально – игровой деятельности детей в дошкольном учреждении. В  каждой группе нашего детского сада есть:

-  «театральные уголки», где находятся "сундучки" (со сказочными костюмами и атрибутами, масками, украшениями, ширмы);

-  разные виды кукол (настольные, пальчиковые, ручные, марионетки, и. т. д.);

-  книги с любимыми сказками, музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, и. т. д.);

- отведено определённое время для самостоятельных театрализованных игр.

Наличие таких условий позволяет детям проявлять свободно своё исполнительское творчество, закреплять и совершенствовать актёрские навыки,  развивать умение раскрепощёно держаться во время выступления, почувствовать себя настоящими художниками, способными создать  сказочный театральный мир, в котором будут жить придуманные ими герои.

 

Театр – мир детских чувств и эмоций

 

Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Театрализованные игры не только вводят детей в мир прекрасного, но и раскрывают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться  вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...