Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мосман Елена Александровна

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка". Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение и передавать его в своих высказываниях; видеть выразительные средства создания образа; умение подбирать синонимы, объяснять значения слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rassmatrivanie_kartiny_v._vasnetsova.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы».

Возрастная группа: старшая группа.

Тема НОД: «Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: учить детей рассматривать сюжетную картину.

Задачи: формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение и передавать его в своих высказываниях; видеть выразительные средства создания образа; умение подбирать синонимы, объяснять значения слов.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: картина В. Васнецова «Аленушка».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки о сестрице Аленушке и братца Иванушке.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель, обсуждая с детьми значения слов «темный, бедность, печаль», задает им вопросы:

 - Что может быть темным?

 - Как об этом можно сказать по-другому?

 - Как вы понимаете слово «бедность»? Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово «печаль»? Каким бывает печальный человек?

Как об этом можно сказать по-другому?

Ночь, небо, лицо, лес, глаза, лента, коридор…

Дети подбирают синонимы.

Грустным, огорченным, опечаленным.

Человек горюет, печалится, грустит.

Затем детям предлагается внимательно рассмотреть картину (звучит «Элегия» Ж. Массне) и ответить на вопросы:

 - О ком эта картина?

 - Что вы можете сказать о девочке? Какая она? Какое у нее лицо? Одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось?

 - Как художник показал, что девочка горюет?

 - Что окружает девочку на картине?

 - Какое время года изображено?

 - Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

 - Какими красками написана картина? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

 - А что вы чувствуете, глядя на нее? Чем она вам нравится?

 - Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Ответы детей.

Основная часть

Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка».

- Сюжет картины В.М. Васнецова навеян сюжетом хорошо известной вам русской народной сказки о сестрице Аленушке и братца Иванушке.

Образ Аленушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. Ее поникшая фигура, смуглое печальное лицо выражают горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени.

Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а ведь на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины, ели. Ранняя осень. Начало увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневый цвета.

Заключительная часть (рефлексия)

Дети подходят к картине, рассматривают, находят детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникаются настроением картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованного досуга по ОО « Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»

Для эфективной реализации образовательной программы и для формирования комуникатинвых навыков мы активно используем театрализованные игры. Предлогаем вам ознакомиться с конспектов театрализованного до...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг» (подготовительная группа).Программное содержание:Познакомить детей с историей возни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....

Конспект ООД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Составление рассказов о зиме"

В данном конспекте представлено содержание деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Отражены современные подходы....

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Мир пресноводных и аквариумных рыб»

Конспект содержит материалы, способствующие развитию речи старших дошкольников  по лексической теме: "Пресноводные и аквариумные рыбы"...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...