Конспект ООД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Составление рассказов о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В данном конспекте представлено содержание деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Отражены современные подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 20» с. Трусово

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

 по речевому развитию

 с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Составление рассказа о зиме»

Воспитатель:

Вокуева Татьяна Фёдоровна

2015

Цель – обучение детей составлению описательного рассказа по плану.

Задачи:

Обучающие:

Окружающий мир:

Создавать условия для систематизации представлений детей о признаках зимы (явления неживой природы, жизнь растений и животных зимой, деятельность человека, зимние забавы).

Связная речь:

  1. Диалог – поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
  2. Монолог – формировать умение составлять рассказ по плану (в виде модели).

Звуковая культура речи:

Развивать умение называть слова с определенным звуком (с).

Грамматический строй речи:

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Словарная работа:

         Способствовать активизации словаря по теме «Зима»;

         Объяснить смысл слова «бахрома» (бахрома – отделка со свободно свисающими кистями, шнурками; бахрома у скатерти; «Ходит бабушка зимой в теплом шарфе с бахромой); активизировать в речи детей образные выражения со словом «бахрома»;

Уточнить значение пословицы «Мороз невелик, да стоять не велит».

Развивающие:

Развивать внимание, память, мыслительные операции: анализ и синтез.

Воспитательные:

         Воспитывать умение работать в группах.

Виды и формы детской деятельности: двигательная (физминутка), игровая (дидактическая игра «Назови слова со звуком –с-», «Подбери слова-родственники»), коммуникативная (беседа по картинкам), познавательно-исследовательская (дидактическая игра «Собери картинку», нетрадиционный способ рисования), чтение художественной литературы (пословица, загадки).

Предварительная работа:

Чтение сказки «Два Мороза».

Беседа о зиме (погода, растительный мир, животный мир, деятельность детей).

Подбор определений к слову «снежинка».

Называние слов с заданным звуком (з – з/).

Оборудование и материалы:

- магнитная доска, магниты;

- фланелеграф;

- конверт с письмом и портретом-загадкой (невидимое изображение Снеговика, нарисованное воском на бумаге);

- кисть, краски, баночка с водой;

- разрезные картинки (медведь в берлоге, новогодний праздник, дети лепят снеговика);

- фигурные картинки с изображением солнышка и снежной тучки для рефлексивной деятельности на каждого ребенка, поднос;

- магнитофон, запись песни «Кабы не было зимы…», ватные снежки для игры.

Ход ООД:

Дети располагаются в группе произвольно. Раздается стук в дверь, почтальон вручает письмо. Педагог предлагает детям распечатать конверт. Зачитывает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш друг. Я – веселый, озорной, люблю поиграть и пошалить. (Интересно, кто бы это мог быть? Вы догадались от кого письмо? Нет, читаем дальше).

Чтобы вы могли узнать, кто я, высылаю вам свой портрет (достает портрет). Но портрет мой не простой. Изображение вы сможете увидеть только после того, как выполните мои задания».

Вы хотите узнать от кого пришло письмо? Мы сможем это сделать? Что нужно сделать, чтобы узнать загадочного героя? (Выполнить все задания).

Задание 1 (педагог зачитывает задание, присланное в письме):

«В конверте лежат картинки, но они рассыпались, вам необходимо их собрать» (Достает из конверта разрезные картинки. Детям необходимо собрать их на фланелеграфе или магнитных досках. Для выполнения этого задания дети объединяются в три группы. После того, как все картинки будут собраны, педагог предлагает рассмотреть первую картинку, на которой изображен медведь в берлоге. Для рассматривания картинок дети рассаживаются на стульчики полукругом).

- Кто же здесь изображен?

- Что он делает?

- Почему он спит?

- А как зимуют другие животные? Например, белка (делает запасы на зиму), заяц (меняет свою шубу на более теплую и незаметную), еж (впадает в спячку, как и медведь).

Педагог предлагает рассмотреть картинку, на которой изображен новогодний праздник.

- Что изображено на этой картинке?

- Какая елка?

- Какими словами мы можем сказать про нее? (пушистая, нарядная, стройная, красивая)

Рассматривается картинка, где дети лепят снеговика.

- Что изображено на вашей картинке? (дети лепят снеговика)

- Из чего дети лепят снеговика? (из снега)

Снег и снеговик. Что мы можем сказать об этих словах? (это слова-родственники, они звучат похоже и обозначают похожие понятия). Какие еще слова будут родственными слову «снег»? (ответы детей).

Будет ли слово «зима» родственным слову «снег» (ответы детей). Почему нет, ведь зимой много снега? (ответы детей).

Подумайте и скажите, к какому времени года относятся все эти картинки (к зиме).

Что еще бывает только зимой? (Лед на реках. Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие перебираются поближе к жилищу человека. (Зачем? Легче найти остатки пищи, семена с растений, перевозимых человеком). Деревья стоят голые; на ветках, словно бахромой, лежит снег (объяснить значение слова «бахрома»). Люди топят печки, заготавливают дрова, возят сено для скота, дети катаются на коньках, санках и лыжах).

Какие явления природы присущи только зиме? (вьюга, метель, пурга, мороз).

Почему в народе говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит»? (предположения и рассуждения детей, объяснение смысла пословицы).

Задание 2.

Отгадайте мои загадки (из письма):

  1. Бел да не сахар, ног нет, а идет (снег)

  1. Растет она вниз головой,

 Не летом растет, а зимой,

На солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (сосулька)

  1. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

Снег, сосулька, снежинки – какой первый звук слышится в этих словах? Произнесите этот звук протяжно (с-с-с-с-с-с). Подумайте и назовите еще слова, связанные с зимой, где слышится звук -с- (сугроб, снеговик, снегурка, смех, сказка, салазки, снегокат).

Предлагаю всем поиграть в игру:

Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.

(Левая ладонь лежит на коленях внутренней стороной вниз, правая чуть сжата в кулак и тоже лежит на коленях. При произнесении слов правой ладонью «скользим» вперед, постепенно распрямляя ее, левую придвигаем к себе, медленно сжимая в кулак).

Задание 3.

Составьте рассказ о моем любимом времени года. Вы догадались какое время года я люблю? О чем вы должны рассказать? (педагог постепенно рисует модель на доске мелом или выкладывает карточки-схемы на доске).

  1. Какая погода бывает зимой?
  2. Как зимуют деревья? (Какие деревья остаются зелеными?)
  3. Зимовье зверей.
  4. Деятельность человека.
  5. Зимние забавы.
  6. Отношение детей к этому времени года.

(Заслушать 3-4 рассказа, в случае затруднений предложить образец).

Образец рассказа:

Зимой на улице холодно. Солнце светит мало и совсем не греет. Часто стоит морозная погода, бывают снегопады, вьюги, метели.

Деревья спят, принакрывшись снежной бахромой. Зелеными остаются только ель и сосна.

Перелетные птицы улетели на юг, зимующие перебрались ближе к жилью человека.

Заяц переоделся в незаметную на снегу белую шубку, белка питается осенними запасами. Медведь и еж спят.

Взрослые люди топят в домах печи, заготавливают дрова, возят сено для скота.

Дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках.

Зимой мы отмечаем веселый праздник – Новый год.

Зима – замечательное время года.

Вам понравились рассказы? Чей рассказ понравился больше всего? Почему?

Можем ли мы сейчас узнать, чей портрет мы получили? (рассмотреть).        Я предлагаю покрасить его в синий цвет (проявляется изображение Снеговика).

Кто же это? (Снеговик. Вот кто прислал нам это письмо!)

(Портрет Снеговика прикрепляется к магнитной доске).

Рефлексия:

Предлагаю вам прикрепить к портрету Снеговика снежные тучки, если при составлении рассказа вам было очень трудно. Те, кто затруднялись немного, пусть прикрепит солнышко, наполовину прикрыв их тучкой. Кому было интересно, понятно и легко, прикрепите солнышко.  

После организованной образовательной деятельности детям предлагается поиграть в «снежки" (под песню В. Шаинского «Кабы не было зимы…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  Пересказ рассказа  Я. Тайца «Поезд»Цель : познакомить детей с произведением Я. Тайца «Поезд». Развивать р...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка"

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка". Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Мир пресноводных и аквариумных рыб»

Конспект содержит материалы, способствующие развитию речи старших дошкольников  по лексической теме: "Пресноводные и аквариумные рыбы"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМА»

Цель: –формирование связной речи у детей, старшего возраста; создание доброго, позитивного настроения в процессе игры....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...