" Развитие речи ребенка".
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Баранова Ирина Николаевна

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье ,интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…»,«На этом кустике вызреет малина».Обращаясь, вы помогаете, чтобы слова«обрели плоть ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Подготовила учитель-логопед

                                                                                                            СП детский сад №3

                                                                                                                       Баранова И.Н.

Консультация на тему:" Развитие речи ребенка".

 

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье ,интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…»,«На этом кустике вызреет малина».Обращаясь, вы помогаете, чтобы слова«обрели плоть ».

По мере обогащения его опыта, проявления новых наблюдений развиваются его умственные способности,происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходства и различие между предметами,  вывод. Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребёнок строит длинные идостаточно сложные слова,много и охотно рассказывает о увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную  информацию.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то,что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы оживотных,  о растениях, о таких же девочках и мальчиках,как он сам.

Ваш ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете или рассказываете неторопливо,невнимательно, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам.  Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает » книжку ,аккуратно следует за буквами, которых еще не знает. К трем годам, осознав себя как личность, он научится говорить«я». Позднее, включившись в коллективные игры, пополнил речевой запас местоимениями «ты » и «он ». Во время игр дети много и охотно разговаривают, шумно подражают товарищам по игре,  старшим членам семьи,персонажам увиденных фильмов.

Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат (совсем как мама).мальчики играют с машинами,приказывают трогаться с места.

В 3 – 4 года с ребенком можно строить диалоги,проводить беседы. Он будет говорить беспрерывно,торопиться.Старайтесь говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы успокоить, «погасить »ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть с некоторыми звуками(например: «р», «л»).

Еще в старину были придуманы скороговорки –род складной речи с повторениеми перестановкой одних и слогов и слов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи.  Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие  стишки.

Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-нибудь звук(особенно часто«р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различны слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно  при ребенке самим говорить правильно,четко , и  обычно  он сам справляется со своим недостатком.

Произношение звуков, по мнению специалистов,  самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло,  следует обратитьсяв к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника.Опыт показывает, что дети, неправильно произносимые отдельные звуки и  пишут неправильно. до шести лет практически можно исправить  почти все недостатки произношения.

 Говорить правильно—это одна сторона речи. С ребенком, не посещающим дошкольное учреждение, необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи.  Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков и их значения на образное их употребления.

Очень важно научить ребенка слушать, улавливать смысл услышанного иотвечать на соответствующие вопросы.  Поэтому не стоит стремиться читать ребенку побольше.  Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать мысли,высказывать отношение к прочитанному.  Полезно упражнять память ребенка, предлагая ему заучить небольшие стихотворения, потешки.

Для формирования связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам,правильно составлять их. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть внужном направлении детскую речь.

Для развитии речи дошкольников необходимо практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на самом интересном месте.  Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждать к активности.

Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое.  Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше,поправляют , если рассказчик допустил какую-нибудь неточность  При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Помогает ли развитие руки развитию речи ребенка? Маленький секрет развития мелкой моторики.

Действительно ли существует прямая зависимость развития речи и мышления от развития мелкой моторики? В статье представлены практические сведения о том, как проводить пальчиковые игры и ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...