Проект по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Маляренко Елена Андреевна

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название проекта: «Говорим красиво»

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.

К. Д. Ушинский.

Актуальность. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Развивать речедвигательный аппарат, оперативную память, содержательность и логичность речи.
  2. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
  3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
  5. Быстро включаться в диалог.
  6. Формировать точность, ясность речи.
  7. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.

Принципы: необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

  • принцип наглядности;
  • принцип энциклопедичности;
  • принцип интеграции;
  • принцип развивающего характера образования;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип единства с семьей.

Содержание и методы (наглядные, словесные, практические):

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи игровой деятельности в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:

— ориентировка на широкое использование дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в организации на углубленное развитие речевой системы в течение всего учебного года;

— организация разнообразной и регулярной деятельности детей в игровой зоне: культура и техника речи, основы дидактических игр, речевые игры и упражнения;

— широкое использование специальной учебной и детской литературы;

— совместная деятельность родителей и детей;

— регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;

— оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни открытые занятия.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана.

3. Взаимодействие с родителями (собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).

4. Работа семейного клуба «Говорунчики».

5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.

6. Создание дидактической игровой зоны.

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

На первом этапе: был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи.

Определены участники проекта.

Проведение беседы:

  • Правильное дыхание.
  • Что такое звук?
  • Речевые и не речевые звуки(звуки вокруг нас, звуки природы).
  • Сказка о весёлом язычке.
  • Гласные и согласные (сравнение).

На втором этапе:

 Реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по 3-м направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.

  • занятия по звуковой культуре речи;
  • дидактические игры, игровые упражнения;
  • занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
  • чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
  • артикуляционная гимнастика;
  • «Слушание звуков улицы»;
  • подвижные игры;
  • консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Вся работа по проекту строилась в совместной деятельности с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

  • звуки природы;
  • речевые и не речевые звуки (звуки вокруг нас);
  • конструирование (домик для собачки, оригами)
  • художественное творчество, музыка, физкультура.
  • птицы, животные (домашние и дикие);
  • гуси-гуси-га-га-га, собачки (дети изображают в танце, песнях движения и звуки животных);
  • фонетическая зарядка, игры малой подвижности с использованием речи.

Мероприятия по реализации проекта:

  • досуг «Путешествие в страну знаний»
  • показ сказок: «Теремок», «Репка»

Средства и условия для реализации проекта:

  1. Технические средства (ИКТ)
  2. Оснащение предметно-развивающей среды.

Изготовление картотек:

  • игры на развитие фонематического слуха, задания на звуки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика;
  • игры на дифференциацию звуков, гласные и согласные;
  • подбор художественной литературы: «Кто сказал мяу», «Как я научился говорить букву Р, «Сказка о глупом мышонке» и.т.д.;
  • подбор игрового материала: д/и «Где спрятался звук», «Звуковое домино», «Гласные и согласные» и т. д;
  • иллюстративный материал: домашние и дикие животные, времена года, перелётные и зимующие птицы, насекомые и т.д.

Работа с родителями.

  • анкетирование;
  • родительское собрание;
  • информационные стенды по ЗКР;
  • домашние задания, выучить: стихотворение, чистоговорки, арт. гимнастику, упражнение на заданный звук.

На заключительном этапе:

  • оформление выставки «Звук-волшебник» для родителей и детей с использованием ТСО;
  • оформление тематической папки «Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей  дошкольного возраста».

Технологии реализации проекта:

  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы реализации проекта:

  • комплексные ООД;
  • беседы;
  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • презентация проекта.

Результат проекта:

  1. Развит речедвигательный аппарат, оперативная память, содержательность и логичность речи.
  2. Правильно произносят гласные и согласные звуки, отработано произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
  3. Умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  4. Пользуются интонационными средствами выразительности речи.
  5. Быстро включаются в диалог.
  6. Речь точная, ясная.
  7. Применяют партнерские отношения друг с другом, коммуникативные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»

Создание  условий для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Осенние заботы»

Создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ Н...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста. "Насекомые и их знакомые"

Конспект НОД по О.О. "Развитие речи" написан по теме "Насекомые". Содержит 5 заданий и осуществлен с применением игровых технологий....