Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Корсун Лидия Владимировна

 

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Одним из глубинных изменений детства является ориентация современных детей на потребление. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, что приводит к неспособности концентрироваться на каком – либо занятии, к отсутствию интересов, оскудению речи и словарного запаса.

Нет сомнения, что первыми воспитателями детей, должны быть их родители. Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Это обусловлено ускорением темпа жизни, в котором просто не остается времени, для «пустой болтавни», так важной для развития ребенка. Очень часто родители, используют в общении с ребенком не правильную речь. Книги, если и читаются в семье, то редко подлежат обсуждению. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Скудная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда тревожность у ребенка, стресс, проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

·       Ухудшение состояния здоровья детей;

·       Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

·       Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

·       Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

·       Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Это очень актуальная проблема для нынешнего времени, когда идут глубинные изменения, на фоне глобальных цивилизованных процессов (технократизация, информатизация, духовный кризис). Изучение этой проблемы будет актуально и полезно для социологов, воспитателей и родителей, людей неравнодушных к проблемам развития нового поколения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_krasna.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по познавательно – речевому развитию в соответствии с

требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»

Выполнила:

Корсун Лидия Владимировна,

воспитатель МАДОУ д/c № 53 г. Новосибирск

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Одним из глубинных изменений детства является ориентация современных детей на потребление. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, что приводит к неспособности концентрироваться на каком – либо занятии, к отсутствию интересов, оскудению речи и словарного запаса.

Нет сомнения, что первыми воспитателями детей, должны быть их родители. Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Это обусловлено ускорением темпа жизни, в котором просто не остается времени, для «пустой болтавни», так важной для развития ребенка. Очень часто родители, используют в общении с ребенком не правильную речь. Книги, если и читаются в семье, то редко подлежат обсуждению. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Скудная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда тревожность у ребенка, стресс, проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Это очень актуальная проблема для нынешнего времени, когда идут глубинные изменения, на фоне глобальных цивилизованных процессов (технократизация, информатизация, духовный кризис). Изучение этой проблемы будет актуально и полезно для социологов, воспитателей и родителей, людей неравнодушных к проблемам развития нового поколения.  

Основной нравственно – педагогической идей занятия можно обозначить заботу о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Цель:

  • Всестороннее развитие личности.,
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.,
  • Формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать связную речь, учить пользоваться сложными предложениями, богатыми синонимами, дополнениям и описанием.
  • Активизировать словарь детей по теме времена года «Весна – красна».,
  • Обогатить познавательную сферу через занятие, наблюдение, экспериментальную деятельность, речь.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память, слуховое внимание, логическое мышление.
  • Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.,
  • Развить интерес к проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к окружающему миру, представлению его целостности.,
  • Прививать детям культурно – гигиенические навыки.,
  • Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо слушать ответы других детей и чувство взаимопомощи.
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности

Интеграция областей:

  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное развитие

Основными формами деятельности являются:

1. Общение: неподготовленное и подготовленное.  Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

2. Игра. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4.Опытно - экспериментальная. При помощи экспериментов, идет всестороннее развитие ребенка.

5.Физкультурно – оздоровительная.  Стимулируя познавательную активность детей, руководствуясь тем, что уровень познавательной активности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

6. Труд: трудовые и речевые действия.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседы, игры, рисование, лепка, аппликация по лексической теме «Весна»

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формируемые УУД:

  • Формирование умений прийти на помощь другу, герою сказки и т.д.
  • Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к родине, бережное отношение к природе)
  • Формирование умений узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности
  • Формирование умения работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • Формирование умения пользоваться простейшими инструментами (стаканчики с наполнением, спорт инвентарь и т.д.)
  • Формирование умения устанавливать контакт и взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.

Основные термины и понятия: обогащение словарного запаса детей новыми словами по теме занятия(проталины,  капель, сосульки, наст и т.д)

Ресурсы для проведения занятия: музыка «звуки леса», сюжетные картинки с изображением весны, весенних цветов, птиц, обруч с ленточками, пластиковые стаканчики, снег, листы, карандаши, радио колонка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»).

Я раскрываю почки,

Зеленые листочки,

Деревья поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…(весна) (Ведерникова А.)

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о весне.

1.Чтение стихотворения «Весна» Г.Ладонщикова

Отшумела злая вьюга. 
Стала ночь короче дня. 
Тёплый ветер дует с юга, 
Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, 
Гонит с нашей горки лёд. 
Тает баба снеговая 
И ручьями слёзы льёт.


Воспитатель: Ребята, у весны есть три брата, весенняя месяцы. Вы можете их назвать??

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы!!А кто знает, какой сейчас месяц?

Дети: (отвечают)

2.Игра «Скажи наоборот»

Зимой дни короткие, а весной …(длинные)

Зимой сугробы высокие, а весной …(низкие)

Зимой воздух холодный, а весной … (теплый)

Зимой солнце стоит низко, а весной… (высоко)

3.Активизация словаря по теме «Весна», развитие связной речи

На ковре лежит обруч (солнце) с прикрепленными к нему лентами (лучики). Звучит аудиозапись А. Вивальди «Весна». Дети называют приметы «Весны» растягивают лучик, в результате получается солнышко.

  • Весной ярко светит солнышко;
  • Весной птицы прилетают (перелетные);
  • Весной почки набухают;
  • Весной тает снег;
  • Весной бегут ручейки;
  • Весной зеленеет травка;

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое у нас получилось солнышко!!!А что мы можем сказать о солнышке??Оно какое?

Дети: яркое, ласковое, теплое, кругло, желтое.

Воспитатель: А травка у нас какая??

Дети: зеленая, маленькая, молодая, нежная.

4.Развитие речевого дыхания.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Губы вытянули в трубочку, давайте подуем на ладошки (щеки не надуваем).
Глубокий вдох и выдох (2-3 раза),а теперь возьмем наши трубочки и подуем в низ, в верх, в право, в лево.

Дети: Выполняют

Воспитатель: Молодцы ребята!!

5.Развитие артикуляции

Воспитатель: Ребята, а хотите я расскажу вам одну историю? только мне нужна будет ваша помощь!!Готовы?

Дети: да

Воспитатель: Жил был на свете Язычок Язычкович, и не было у него совсем друзей. А ему так хотелось дружить. Ребята, предлагаю съездить в гости к Язычку Язычковичу и познакомиться с ним! Садимся все на машинки и едем.

Дети: имитируют машинки (упражнение с губами)

Воспитатель: Ой, ребята, а дорога то кончилась, асфальта дальше нет!!Садимся на лошадок и скачем дальше.

Дети: имитируют цокот копыт (задействован язык)

Воспитатель: Приехали! Пойдемте знакомиться с Язычком! Заходим в дом, а язычок только проснулся и потягивается на кровати!!Ребята, тянемся все!

Дети: выполняют потягивания, как после пробуждения.

Воспитатель: А теперь сделаем все вместе гимнастику!

Дети: ставят язык на правое и левое ребро, поочередно.

Воспитатель: Ой какие молодцы!! Ребята, а давайте поможем язычку язычковичу, прибраться? А то на улице то весна, а он еще после долгой зимы порядок в домике не навел. Собираем все коврики и вынесем на улицу.

Дети: скручивают язык в трубочку и высовывают изо рта.

Воспитатель: А теперь вытряхнем наши ковры!

Дети: выполняют упражнение, проводя по верхним и нижним зубам языком, имитирую встряхивание ковра.

Воспитатель: С коврами мы закончили, а теперь выметим пыль в доме

Дети: языком делают круговые движения с закрытым ртом, по щекам и губам.

Воспитатель!!Здорово! Теперь и у Язычка Язычковича настоящая чистота в доме, можно радоваться весне и солнышку!!

5.Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна. ( Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил. ( Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)


6. Истории «Так или не так?»

Воспитатель: Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

1 ситуация.

Вспитатель:Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?

 Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Воспитатель: Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Нет!! Цветы рвать нельзя!

3 ситуация.

Воспитатель: Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

7.Опытно – экспериментальная деятельность

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию! Сейчас мы станем маленькими учеными и проведем эксперименты. Возьмите в руки мешочки. Что в них??
Дети: Снег, лед

Воспитатель: Ребята, а снег какой??

Дети: Холодный

Воспитатель: А ладошки у вас какие?

Дети: теплые

Воспитатель: Молодцы! Положите мешочки на стол, сейчас мыс вами определим, что произойдет с нашим снегом. Возьмите в руку немного снега и положите на ладошку .Посмотрите, что получилось из холодного снега на теплой ладошке??

Дети: Снег растаял и превратился в воду

Воспитатель:  Значит, что от ваших теплых ладошек, холодный снег растаял.

А давайте теперь посмотрим, что получилось со снегом, который мы с вами утром положили в стаканчики.

Дети: снег растаял

Воспитатель: Верно, снег превратился в воду. А на улице ребята, что так греет, что он превращается вводу?

Дети: солнце

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на воду, чистая она или грязная??

Дети: Грязная

Воспитатель: Верно!!вода получилась грязная, что это значит??Можно ли есть снег на улице??

Дети: Нет нельзя

Воспитатель: Если кушать снег или лед на улице, можно простудиться и заболеть. Поэтому делаем вывод: Нельзя кушать снег или лед.

 Заключительная часть. Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, какое время года к нам пришло?

Что мы с вами сегодня нового узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Скажите ребята, можно кушать снег или лед? А почему?

Дети : (отвечают на вопросы)

Оценку прошедшего мероприятия, можно дать положительную. В начале занятия, ставилась цель и всестороннего развития личности и формирования творческого воображения, и развитию любознательности, с которой мы в полной мере справились походу нашего занятия. Ребятам удалось раскрыть в себе и творческий потенциал и воображение и окунуться в мир науки и стать настоящими экспериментаторами, тем самым развив свою познавательную активность. Дети активно участвовали во всех предложенных заданиях, проявляя искреннее любопытство и интерес.

Рефлексия:

Заранее заготовлены жетоны с изображением солнышка и тучки, заламинированы и оформлены в виде медалек, которые можно повесить на кабинку.

Выбрать: Если занятие понравилось – солнышко, если нет – тучку.

Домашнее задание:

Для закрепления пройденной темы, дома необходимо: Приготовить аппликацию на тему «Весна пришла» в свободной форме. Это может быть плоская аппликация, или объемная, с элементами оригами, квилинг или другой техники выполнения, на усмотрение ребенка.

Все работы буду оформлены в выставку около группы, а ребятишки получат дипломы за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»

АннотацияРанняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой ...

Доклад для педсовета Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема: «Речевое развитие дошкольников   в соответствии с требованиями ФГОС» подготовила воспитатель: Карянова В.П.2017 год Речевое развитие – главный показате...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

Речь не дается человеку от рождения.  Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве.  Формирование речи ребенка происходит, прежде...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в по...

Методическая разработка занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А. Сухомлинский          Речь не дается человеку о...