Словесные игры, речевые упражнения для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Анна Николаевна Лапшина

«Путешествие по стране Красноречия».

 Занятие № 1.

Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1.Чистоговорки.

/ря/ - 3 раза, глубокие моря; /ра/ - 3, широкая нора; /рю/ - 3, я обед варю; /ру/ - 3, вижу я гору; /ерь/ - 3, постучите в дверь; /орь/ - 3, У Никиты корь.

2. Риторика. «У Никиты корь»  Громко – тихо, шёпотом;  плавно, быстро, медленно;  удивись, спроси, сообщи.

3. Игра «Один-много».

 Узор - узоры, комар- комары, день- дни, пень, сон, час, гроздь, гвоздь, стул, письмо, свеча, яйцо, конь, окно.

4. «Будь внимателен».

Кого в зоопарке больше – зверей или обезьян? Чего в лесу меньше – ёлок или деревьев?  Кого в реке больше – щук или рыбы? Чего в шкафу меньше – тарелок или посуды?

№ 5.  «Подбери слово».

Зелёный (кто?) - ….,  высокая (что?) - ….,  красивая (кто?) - …., счастливый (кто?) - …, умная (кто?) -…., новый (что?) - …. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  Причулымский детский сад.

                   

             

             «Словесные игры, речевые упражнения

                       для детей старшего возраста»

         

Составила воспитатель старшей разновозрастной группы Лапшина А.Н.

                                      2018 год

«Путешествие по стране Красноречия».

 Занятие № 1.

Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1.Чистоговорки.

/ря/ - 3 раза, глубокие моря; /ра/ - 3, широкая нора; /рю/ - 3, я обед варю; /ру/ - 3, вижу я гору; /ерь/ - 3, постучите в дверь; /орь/ - 3, У Никиты корь.

2. Риторика. «У Никиты корь»  Громко – тихо, шёпотом;  плавно, быстро, медленно;  удивись, спроси, сообщи.

3. Игра «Один-много».

 Узор - узоры, комар- комары, день- дни, пень, сон, час, гроздь, гвоздь, стул, письмо, свеча, яйцо, конь, окно.

4. «Будь внимателен».

Кого в зоопарке больше – зверей или обезьян? Чего в лесу меньше – ёлок или деревьев?  Кого в реке больше – щук или рыбы? Чего в шкафу меньше – тарелок или посуды?

№ 5.  «Подбери слово».

Зелёный (кто?) - ….,  высокая (что?) - ….,  красивая (кто?) - …., счастливый (кто?) - …, умная (кто?) -…., новый (что?) - …. .

№6. Декламация стихотворения «Чёрный, чёрный, страшный кот».

Чёрный, чёрный, страшный кот крался ночью у ворот,

В темноте горят глаза. Он мышей и крыс гроза.

Мыши в норах затряслись, крысы в подпол забрались.

Кот стрелою под забор, впереди – огромный двор.

Там лежит в полоске света, жмуря глазки, кошка Гретта.

Мышкам можно не дрожать, крысам можно вылезать:

Этой ночью страшный кот на охоту не пойдёт,

Будет петь он песне Гретте- той, что краше всех на свете.

№ 6. Рефлексия.

Что понравилось на занятии? Зачем мы это делали?

Занятие № 2.

Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1.Чистоговорки.

/ахой/ - 3, не буду я неряхой;  /улей/ - 3, буду я чистюлей; /цом/ -3, не буду я глупцом; /брец/- 3 , буду я добрец;  /ямец/ - 3, Миша наш – упрямец.

№2. Риторика.

 Миша наш - упрямец. Громко – тихо, шёпотом; плавно, быстро, медленно; спроси, сообщи, удивись.

№3. «Измени слово».

Упрямый – (кто?) упрямец; неряшливый (кто?) – неряха, чудаковатый, глупый, добрый, лживый, хитрый, ловкий, чистоплотный, занудливый (объясни, как понять).

№4.  «Запомни - повтори».

Стол, дом, река, трава, нос.  Ключ, мама, зонт, град, ёж.  Ветер, стулья, доска, гром, бабушка. Небо, дом, шапка, свеча, утро. Окно, ухо, медведь, цветок, тетрадь.

№5. «Ассоциации».

Птица, рыба, ведро, печка, тетрадь, краски, школа, картина, самолёт, листья.

№6. Игра – импровизация.

«Представь себя камнем у дороги».

Мы много раз проходим мимо предметов, совсем не замечая их. Недавно я проходила по дороге и споткнулась о камень, который около неё лежал. Я хотела заругаться на него, но потом подумала, что он ни в чём не виноват. Присмотревшись внимательного на него, я увидела, что он очень интересной формы, гладкий, как валун, голубого цвета. Как он оказался на дороге?  Откуда он? Давайте поиграем, вы станете этим камнем и расскажите о себе. (Дети укладываются на коврике в произвольной форме).

Расскажи, где ты лежишь? Что ты чувствуешь, когда машина обливает тебя водой из лужи? Какое настроение у тебя в жаркую погоду? Кто тебя обижает ? О чём бы ты хотел их попросить? Часто о тебя спотыкаются люди, что бы ты им посоветовал? Как ты попал на дорогу? Где ты лежал раньше? О чём ты мечтаешь? Что будет с тобой дольше? Если ты попадёшь к мастеру – скульптору, что из тебя можно сделать?

№7. Рефлексия. Что вам понравилось больше всего на занятии?

Занятие № 3.

Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

  1. Чистоговорки. Подбери слово в рифму.

/ашки/ - 3 –нашёл я три … (ромашки, букашки, промокашки…) ; /ушки/ - 3, увидел я (сушки, пушки, погремушки…) ; /амии/ - 3, поеду в гости к  ….; /ошки/ - 3, купили мне  …..

  1. Скажи одним словом.

листья падают – листопад, сок варит – соковарка, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит - …, скоро варит - ….; паром варит - …..; пыль сосём - …. ; сам варит - …..; сам летит - …..

№3. «Будь внимателен».

Сосна, шишка, ядро,  ёлка – что съедобное?   Торт, сахар, вода, крыша – что льётся?  Машина, дом,  песок, чайник – что сыпучее? Суп, тарелка, нож, ложка – что разобьётся?

№ 4  «Скажи наоборот».

Ночь – день, зима – лето, восход- закат, жара – холод, мир – война, правда – ложь, война – мир, вопрос – ответ, любовь – ненависть, свет – тьма.

№5. «Скажи ласково»

лёгкий ветер –лёгенький ветерок, синий цветок – синенький цветочек, старая ваза - …; тонкая ветка - ….; быстрый заяц - …; добрый дед - …..; тёплое одеяло - …..

№6. Декламация стихотворения «Чебурашка и мурашки».

По спине у Чебурашки так и бегают мурашки.

Знать старуха Шапокляк пошутила страшно так –

И за шиворот рубашки сыпанула три мурашки.

Ах! Как чешется она, Чебурашкина спина!

И мурашку за мурашкой ловит бедный Чебурашка.

№7. Рефлексия.

Что особенно понравилось на занятии? Зачем мы это делаем?

        

Занятие № 4.

Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

1.Чистоговорки.

/ря/ - 3, синие моря, /ра/ - 3, я кричу ура, /рю/ - 3, я обед варю, /ру/ - 3, я деру кору, /ерь/ -3, постучите в дверь, /урь/ -3, не боюсь я бурь.

2.Риторика.

«Не боюсь я бурь». Громко – тихо, шёпотом; плавно, быстро, медленно; спроси, удивись, сообщи.

Выделение слов интонационно. НЕ БОЮСЬ  я бурь. Не боюсь Я бурь. Не боюсь я БУРЬ.

3.Прослушай, повтори.

В роще – скворцы, в парниках – огурцы. Овцы в овчарне, собаки на псарне. Серёжа – шахтёр, Макар – шофёр. Много риса ест Лариса..

4.Измени слова по образцу «маленький, малюсенький».

Динозавр –динозаврик, динозавричик; мышь – мышонок, мышоночек, крыса – крысёнок, крысёночек; слон – слонёнок, слонёночек, дым – дымок, дымочек; сапог – сапожок, сапжочек; лестница – лесенка-лестничка; чугун – чугунок, чугуночек.

5.Придумай концовку.

Папа отругал сына, потому что…… . Дети выбежали из дома, потому что…. . Мальчик кричит, потому что….. .Мама похвалила сына, потому что….. .Мне нравится зима, потому что ….. .

6.Декламация стихотворения «Букашки».

У дома ромашки, в ромашках букашки.

Зачем же букашки залезли в ромашки?

Ведь если ромашки положим в кармашки,

То эти букашки залезут в рубашки.

7.Рефлексия.

Что понравилось больше всего на занятии? Почему?

Занятие №5.

1.Ввод. Хором.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

2.Чистоговорки.

/жа/ -3, ходят два ежа; /жок/ - 3, выйду на лужок; /жу/ -3, ленту повяжу; /жи/ -3, у меня ножи.

3.Риторика.

 «У меня ножи». Громко – тихо, шёпотом; плавно, быстро, медленно; спроси, удивись, сообщи.

№4. Прослушай- запомни-повтори.

-Белый волк на свете жил, часто лапы с мылом мыл.

-Дятел выдолбил дупло, было дятлу в нём тепло.

-Лампочку повесили, окна занавесили.

-На болоте клюква, в огороде брюква.

-Молоко лакали кошки из большой зелёной плошки.

№5. Ассоциации.

Снег, яблоко, собака, сахар, стол, дом, трактор, книга.

№6.Измени по образцу.

Смех (какой?) смешной, грязь (какая?) грязная, чистота, лето, день, город, село, дерево, железо, хлеб, утро.

№6. Декламация стихотворения «Кошки».

На окошке, свесив ножки, целый день болтали кошки,

Что у рыжих у котов больше пышных нет усов;

Что ушли куда-то мыши, а куда? никто не слышал.

Что с утра на лужах лёд, позже солнышко встаёт,

И что ножки бедных кошек очень мёрзнут без сапожек.

Тяжела кошачья жизнь – ешь, мурлыкай, спи, лежи!

№7 Рефлексия.

Что вам понравилось на занятии? Зачем мы выполняем такие упражнения?

Занятие №6.

№1. Чистоговорки.

/ся/, -3, вот морковка вся; /СА/ -з –русская краса; /се/ -3 –волк идёт к лисе; /ась/ -3 вот приплыл карась; ,ось, -3, у болота лось; /усь/ -3 я играть учусь.

Я ИГРАТЬ УЧУСЬ. (громко, тихо, шёпотом, медленно, плавно, протяжно).

Определи выделенное мной слово и повтори.

 Я ИГРАТЬ учусь.   Я играть УЧУСЬ.   Я играть учусь.

№2. Исправь меня.

Длинная ремень, короткий дорога, ясная небо, высокая забор, полный луна, горячий солнце, Красивая дерево, толстый коса, спелый яблоко.

№3 Вспомним и определим.

Без чего не бывает зимы?

Дети. Зимы не бывает без …… (снега, санок, лыж, сугроба, мороза, валенок, рукавиц, ….)

№4.

«Потопаем-похлопаем».

Снежинка (тает, горит, падает, идёт, кружится, лежит, ёжится, воет, вьётся, стучится).

Лёд (трещит, гудит, горит, растёт, говорит, тонет, бежит, плывёт, ломается).

№5. Слушаем- понимаем – объясняем-запоминаем.

Снег шёл, шёл, шёл

И к нам пришёл,

Эскимо себе купил, (что такое эскимо?)

Бабу снежную слепил, (кто слепил?)

Навалял снежков  (что сделал, скажи по-другому)

И был таков!      ( как это понять?)

№6.

Рефлексия. Что понравилось на занятии?

Занятие № 7.

№1. Чистоговорки.

ЖА-ША,  ЖО-ШО, ЖУ-ШУ, ЖИ-ЩИ, ЖЕ-ШЕ,

жар-шар, лужа-Луша, жутко – шутка, мажут-машут, жест – шест, жесть-шесть.

Что такое шест, жесть, жутко? (объяснение детей, правка педагогом)

№2.Игровое упражнение «Мой, моя, мои, моё». Педагог читает слова, дети их присваивают.

Снег, сугробы, луна, звёзды, сияние, океан, пингвин, морж, небо, медведь, яблоко.

(Дети: мой снег, мои сугробы, моя луна…..).

№3.Игра. «Потопаем – похлопаем».

Первый снег обычно тает. (Дети хлопают).  Земля имеет форму груши. (Дети топают). Бананы не растут в России. Шиповник - это дерево. Арбуз не ягода. За осенью не наступит весна. Жеребёнок – детёныш лошади.

№4  «Переведи с французского».

Педагог читает слова с неправильной постановкой ударения (на последнем слоге, как у французов) дети проговаривают правильно.

Валенки,  деревья, сугробы, сорока, кормушка, пельмени, трактор, ручка, газета….

№5. Закончи предложение.

У дерева всегда есть …. ( ствол, ветки, сучья, корни).    У дома всегда есть ….(крыша, стены, окна, пол). Бабушка любит …. (вязать, варить, шить, убирать). Невозможно представить сад без…..( цветов, кустов, ягод, травы).

№6. Послушай – запомни-повтори.

Моржу дам молока, мишке белому медка,

Рыбку дам тюленю, травки дам оленю.

(После первого прочтения полные ответы детьми на вопросы педагога)

Что дам  моржу? Что  мишке белому? Кому рыбку дам? Кому травки дам?

После повторного хорового прочтения стихотворения, индивидуальный повтор.

№7 Рефлексия.

 Чему вы научились? Что понравилось?

Занятие №8.

№1. Чистоговорки.

БА-БА-БЯ     БЯ-БЯ-БА,          РА-РА-РЯ    РЯ-РЯ-РА,      ДА-ДА-ДЯ     ДЯ-ДЯ-ДА

Сколько раз произнесу слоги? Повтори, посчитай!  БА-БА-БА (3),  РЯ- РЯ (2), ДЯ-ДЯ-ДЯ-ДЯ 4;).

№2.Словесная игра «Скажи наоборот».

Отъехал – (подъехал), въехал - …,  выехал - …., улетел - ….., заплыл - …., нырнул - …., укатил - …..

Кто или что может выполнить такие действия?

№3. Будь внимателен!

Солнце, ветер, дед, метель – кто живой?     Подушка, чашка, кастрюля, ручка – что разобъётся?   Стул, книга, ель, пенал – что растёт?     Песок, земля, бумага, гвоздь –что горит?    Цветок, дом, девочка, дорога – кто движется?

Почему мы спрашиваем  «кто?», а  иногда «что?» (рассуждения детей).

№4. Игра «Живое-неживое» (по анологии топаем – хлопаем)

Птица, рыба, ведро, печка, мама, тетрадь, голубь, зверь, школа, краски, повар, лодка, ракета, червяк.

№5. «Назови его».

Если человек озорничает – озорник,  любит трудиться- , вредничает- , жадничает - , хозяйственный - , грубит - , умеет хитрить - , умеет обманывать - , умеет лгать -, может помогать -, делает добро-….

№6. «Определи предмет».

Зелёный  кто? (крокодил, человек, кикимора, лягушка…. )

Зелёный что?  (дерево, трава, карандаш, краска, шарик, тетрадь…..)

Красивый что?   Красивый кто?          Новый  кто? Новый что?

№7. «Составь предложения из пары слов».

белка-дупло                     речка-щука        дым-печка

ваза-розы                        доктор –больной        лето-солнце

Рефлексия.

Занятие №9.

№1. Чистоговорки.

ал-аль-аль,  ол-оль-оль,  ил-иль-иль,  ял-яль-яль, юл-юль-юль,  ыл-ыль-ыль, ул-уль-уль.

был-быль, юла-юля, угол-уголь, метла-петля, пыл-пыль, дал-даль, жал-жаль.

№2. «Скажи слово наоборот». Педагог произносит слово меняя порядок слогов, дети определяют его).

сень-о (осень), ма-зи (зима), ка-руч (ручка), пель-ка (капелька), ка-суль-со (сосулька), ко-ныш-сол (солнышко).

№3. «Послушный ребёнок». Дети отвечают хором.

Педагог. Поставь чашку на блюдце.     Ребёнок. Я поставил чашку на блюдце.

Педагог. Налей чаю в чашку.                Ребёнок. Я налил чаю в чашку. и т.д.

Подуй на чай в чашке. Возьми чашку с блюдца. Попей чаю с чашки. Поставь чашку на блюдце.

№4. «Что у Тани, а что у детей».

Педагог: У Тани лоб.    Дети отвечают хором:  А у детей лбы.

Педагог: У Тани рот.   Дети: А у Тани рты.  и т. д.

(нос, ухо, глаз, щёка, бровь, палец, ноготь, ноздря, бок, шея, спина).

№5    «Догадайся – что это?».

Шнурок, подошва, замок.  (ботинок). Рукав, пуговица, воротник. (платье, рубашка). Кирпич, огонь, дым. (печка). Стена, крыша, окно (дом). Вкусный, свежий, сочный.(банан, апельсин)

№6. «Чем похожи предметы».

фонарь-свечка (горят, греют, светят, могут обжечь, надо зажигать, тушить и т. д.)

молоко-компот, тюльпан-нарцисс, юбка-джинсы, апельсин-солнце, велосипед-мотоцикл и т.д.

№7. «Что-то здесь не так». Если высказывания педагоги верны, дети соглашаются и говорят «так-так», если нет - «что-то здесь не так» и дают объяснение. Педагог читает любое стихотворение, заменяя одно слово.

Корабль по морю плывёт, пассажиров он везёт.     так-так.

Вновь приходит осень, клубнику нам приносит.    Что-то здесь не так.

Принято сапожки ставить на окошко.    Перечисляю фрукты: редиска, яблоки, грейпфрукты. В известной сказке колобок слону попался на зубок. Петух живёт в дупле, а кошка в конуре.

№8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима».

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима»....

Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения....

Конспект дидактической игры « Почемучки» для детей старшего возраста. Область: речевое развитие.

Дидактическая игра для детей старшего возраста "Почемучки". Область: речевое развитие....

Дидактические игры для речевого развития детей старшего возраста

Игры, которые можно использовать на прогулках, на Нод для развития речи в старшей группе...

Методическая разработка "Словесные игры – потешки для детей раннего возраста"

 Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённ...

Мастер - класс: «Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»

Цели:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избе...

Конспект дидактической игры "Почемучки" для детей старшего возраста. Область: речевое развитие.

Конспект дидактической игры "Почемучки" для детей старшего возраста. Область: речевое развитие....