план по самообразованию по развитию речи
методическая разработка по развитию речи

Куликова Екатерина Николаевна

В последнее время особую актуальность для детей дошкольного возраста приобретает проблема развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mi.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                              ПЛАН

             САМООБРАЗОВАНИЯ  

              на  2018 – 2019  уч. год

                                по теме :

        «Развитие связной речи

           детей     старшего

     дошкольного     возраста»

                         Куликова Екатерина Николаевна

                         Образование: высшее.

                         Начало работы:  01.09.2018г.

                         Завершение работы: 25.05.2019 г.

Актуальность:

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

 Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

         Цель

- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

        Задачи

 - развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 Предполагаемый    результат

Обогатить речь детей, развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения.

 Форма самообразования

 

 Индивидуальная

 Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы

 над темой

 - Изучение литературы по теме;

- посещение НОД   у воспитателей своего ДОУ и города;

- посещение педсоветов, семинаров;

 - проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- отчёт по теме на педсовете.

 Практический выход

 Презентация; театральное представление.

 Форма отчёта по проделанной работе

 Показ презентации.

 

Раздел плана

 Сроки

     Формы работы

Практические  выходы

Отчёт о выполнении

Работа с детьми

Сентябрь – октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь – февраль

Март – апрель

Май

- Подбор и изучение литературы по теме;

- Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.  

- Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

-Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

-Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

- Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

- Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

- Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

- Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; опорных схем; составление библиографии.

- Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Как медведь сам себя напугал» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого.

Подготовка дидактического материала.

 

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Проект «Откуда книга пришла?»

Конкурс чтецов.

Открытый просмотр для родителей

Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья»

Работа с родителями

Сентябрь – октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь – февраль

Март – апрель

Май

- Подготовить и провести консультации и беседы с родителями.

- Анкетирование родителей.

-Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

-Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

- Пополнить новыми атрибутами  театральный уголок в группе.

 - Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».

-Консультации  с  родителями:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»,  «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»; «Мнемотехника, как средство

развития связной речи детей»

-Памятки для родителей по обучению связной речи.

КВН для родителей старшей группы

«Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

 -ООД для родителей.

-Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья»

Проект «Откуда книга пришла?»

Самореали-зация

1.09.2013 – 25.05.2014

Показ открытых мероприятий

 ( занятия, игры, развлечения);

Выступление с опытом работы на педсовете.

Участие в методических объединениях, на семинарах ДОУ.

 Показ театральной постановки.

Показ презентации на педсовете.

Показ театральной постановки.

Изучение  методической литературы

1.09.2013 – 25.05.2014

1.Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. М.Мозаика- Синтез. 2012;

2. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

8. В. В. Гербова « Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М. Мозаика- Синтез. 2012;

 

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:

Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список использованной литературы:

Программа по самообразованию в старшей группе на тему

«Развитие связной речи».

Воспитатель: Перевозчикова А. А.

д. Варни, 2013 год

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

С 2013 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Январь

2013 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.

Февраль

2013 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Март - апрель

2013 г. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Май

2013 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Сентябрь

2013 г. Работа с загадками. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Октябрь

2013 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Тематическое занятие «В мире загадок»

Ноябрь

2013 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.

Декабрь

2013 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Январь

2014 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Проведение тематического занятия.

Февраль - март

2014 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Апрель

2014 г. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов.

Май

2014 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для воспитателей РМО.

Сентябрь

2014 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад) » Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. Показ сказки «Теремок (на новый лад) » детям младшей группы.

Октябрь

2014 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ;воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»

Ноябрь

2014 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; ООД для родителей.

Декабрь

2014 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Тематическое занятие «Здравствуй, осень! »

Январь - февраль

2015 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Март - апрель

2015 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы»

Май

2015 г. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по развитию речи для старшей группы

Развитие компонентов устной речи и практическое овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми.Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по ...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.»

Развитие речи является одним из важнейших разделов направленных на умственное развитие ребенка....

План по самообразованию Тема: «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей че...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности» Цель :-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;-расшир...