Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Бережанская Татьяна Владимировна

Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок реализации программы 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ffnr.docx60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи Сахалинской области

Одобрено:

Педагогически Советом

 протокол №

от «  »                    2017 года

Согласовано

заместитель заведующего по ВМР

_____________Н.В. Яковлева

«    »  2017 г.

Утверждаю

заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

_______________Н.А. Москвитина

Приказ №      от «   »             2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопункта

срок реализации программы 3 года

учитель-логопед:

                                Бережанская Татьяна Владимировна

Оха, 2017

Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры ребенка:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

  1. В течение года логопед работает с 12детьми, таким образом ведется достаточно интенсивная работа.
  2. Основной контингент – дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
  3. Преимущественно индивидуальная форма занятий.

В основе рабочей логопедической программы лежит «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» -авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

- Развитие речевого дыхания.

- Постановка звуков и ввод их в речь.

- Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений. 

- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

- Развитие психических функций: слухового  внимания, зрительного внимания, слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. 

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения - по результатам обследования на каждого ребенка составляется индивидуальный перспективный план коррекции речи, который реализуется на индивидуальных логопедических занятиях и в рабочих индивидуальных тетрадях.
  2. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все ее компоненты.
  3. Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  4. Онтогенетический принцип, который предполагает коррекционно-логопедическое воздействие с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка.

Дидактические принципы.

  1. Принцип наглядности - широкое представление изучаемого материала наглядностью.
  2. Принцип доступности- материал должен быть доступен восприятию ребенка, подбираться с учетом результатов обследования.
  3. Принцип последовательностиот простого к сложному- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Объем и сроки обучения.

Форма организации процесса обучения:

Содержание программы предполагает организацию индивидуальных занятий – 3 раза в неделю, продолжительностью 15 минут – 12 занятий в месяц, 96 занятий в год.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся с 15 сентября по 1 июня.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Психофизические особенности детей с ФФНР. Эти дети, обладают нормальным слухом и интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но и выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. У них наблюдается также нерезкое выраженное отставание развития лексико-грамматического строя речи. Отмечается неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с развитием высших психических функций, произвольности, самоконтроля и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, созданию равных стартовых возможностей для полноценного усвоения школьной программы в будущем.

Система коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей сФФНР.

     Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 5-6 лет. Время занятий 15 минут. Форма проведения занятий -  непосредственная образовательная деятельность индивидуального плана. Занятия проводятся в режиме дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении, кроме времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Наполняемость группы зависит от состава воспитанников. Коррекционно-развивающее обучение проводится логопедом на индивидуальных занятиях, во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. К индивидуальной работе с детьми привлекаются родители детей, они занимаются дома с детьми в индивидуальных тетрадях. Для родителей оформляются специальные стенды, проводятся консультации и родительские собрания.

Учебный год на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и делится на три периода:

  • С 1 по 15 сентября - углубленная диагностика, сбор анамнеза, наблюдения за детьми в режимных моментах, составление и обсуждение плана работы.
  • С 15 сентября начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы, оценка темпов динамики развития детей и составление плана работына следующий период, проходит в рабочем порядке.
  • С 15 мая - итоговая диагностика.

Основные направления работы:  

I. Устранение дефектов звукопроизношения.

Данное направление включает в себя:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Постановка звука.
  • Автоматизация звука.
  • Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

II. Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой культуры слова.Фонематическое восприятие невозможно без полноценного фонематического слуха, способствующего осуществлению операций различения и узнавания фонем.Фонематический анализ делится на элементарные формы звукового анализа (выделение звука на фоне слога, слова) и на сложные формы звукового анализа:

  • развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  • развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
  • развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
  • выделение звука из ряда других звуков.
  • вычленение первого и последнего звука из слова;
  • определение места звука в слове;
  • определение последовательности звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам.

III. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Это направление работы способствует развитию у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении. А также способствует обогащению словаря детей.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи идет по следующим направлениям:

  1. Содержание работы по развитию словаря:
  1. части предмета;
  2. время года;
  3. обобщающие понятия;
  4. детеныши животных;
  5. профессии;
  6. атрибутивный словарь;
  7. предикативный словарь;
  8. антонимы;
  9. синонимы
  1. Содержание работы по формированию грамматического строя речи:
  1. образование существительных мн.ч. И.п. и Р.п.;
  2. согласование числительных с существительными;
  3. предложно-падежные формы;
  4. образование названий детенышей животных;
  5. образование прилагательных: относительных, качественных, притяжательных;
  6. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных.

IV. Развитие связной речи.

Это направление предполагает:

  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

V. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

VI. Взаимодействие логопеда и воспитателя.

Коррекционная работа

Воспитатель

Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

VII. Работа с родителями.

Совместная работа логопеда, воспитателей и родительный – один из главных залогов успеха коррекционно-логопедической работы. Основные задачи этого направления работы:

  • осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
  • создание единого пространства речевого развития;
  • оказание методической адресной помощи при закреплении речевого материала в домашних условиях.

Методы обучения:

 Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

 Наглядные методы: демонстрационный материал, таблицы, плакаты, символы гласных, символы согласных звуков, звуковой домик, слоговые таблицы, схемы, предметные картинки, карточки, использование индивидуальных зеркал при составлении характеристики звука.

 Практические методы: работа с раздаточным материалом, кубики, лото.

 Игровые методы (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, авторские игры).

 Деятельностный метод

 Интерактивные методы общения с родителями.

Формирование правильного звукопроизношения.

Этапы работы при коррекции звуков.

Разные авторы выделяют разное количество этапов (от 3 до 5):

- подготовительный этап;

- этап постановки звука;

- этап автоматизации звука;

- этап дифференциации звука;

- этап введения звука в речь.

При дислалии в зависимости от ее формы, работа проводится по 3-4 этапам. Если нарушение звукопроизношения входит в структуру другого дефекта речи, то чаще бывает необходимость проводить 5 этапов работы. Остановимся подробнее на каждом этапе работы.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному воспроизведению звука.

Содержание работы: сюда входят несколько видов работ

1.

– развитие органов артикуляционного аппарата;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие направленного длительного ротового выдоха;

– развитие мимической мускулатуры.

Для правильного проведения этих разделов работы, логопед должен знать для чего подбирается данное упражнение, каков должен быть конечный результат этого упражнения и следить за качеством выполнения упражнения (сюда относятся: направление движения, объем движения, сила, точность, равномерность работы обеих половинок языка – для артикуляционной гимнастики, дифференцированность движения). Любое упражнение достигнет цели только в том случае, если оно будет выполнено правильно, т.е. с учетом всех вышеуказанных условий. Все эти упражнения направлены на выработку правильной артикулемы звука, которую хорошо должен знать логопед, изучая литературу, как по логопедии, так и по фонетике.

2.

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Сюда входят упражнения на дифференциацию звуков, выделение звука из ряда звуков и слова, определение места звука в слове и другие виды работы.

3.

– отработка опорных звуков, на базе которых мы ставим другие, более сложные звуки, наиболее часто нарушаемые у детей.

Подготовительный этап можно считать законченным тогда. Когда у ребенка будут отработаны основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки нарушенного звука; когда ребенок уже может слышать звук, выделять его из других звуков.

2. Этап постановки звука.

Цель: добиться правильного произнесения необходимого звука.

Содержание работы: обычно выделяют 4 способа постановки звуков.

1.

По подражанию. В этом случае достаточно несколько раз обратить внимание ребенка на положение органов артикуляционного аппарата и на правильное его звучание. При этом подражать звуку, издавая его каким-то предметом или животным. Например, воздух выходит из насоса и свистит с-с-с-с, тигр рычит р-р-р-р и т.п. Обычно этим способом можно поставить звук при функциональной дислалии, но чаще логопед использует это как прием при других способах постановки.

2.

Постановка одного звука от другого, близкого по способу и месту образования. Так можно ставить ряд звуков от «д-р», «т-ш», «и-с», но при этом необходимо, чтобы звук, который ставится, был и с правильной артикуляцией, и с правильным звучанием. Этим способом тоже не всегда удается поставить звуки, поэтому логопеды используют их как один

3.

С механической помощью. Этот прием используется логопедами достаточно часто. Если у ребенка язык, губы не могут принять нужную позу или положение, то логопед использует зонды («палочку-выручалочку» - спичка, конец которой обмотан ватой; соска, туго набитая ватой), шпатель (ручка чайной ложки) – это помогает удерживать язык в нужном положении, или удерживает его, или приподнимает назад, как и на подготовительном этапе, так и при постановке звука.

4.

Смешанный – это основной способ, которым пользуется логопед. Здесь используется и механическая помощь, чтобы принять нужное положение, близкие по способу образования звуки и звукоподражание.

Во всех случаях, когда мы ставим звук, мы ребенку не говорим «сейчас будем ставить такой-то звук», т.к. он сразу даст закрепившееся у него неправильное произношение, поэтому мы идем обходным путем, т.е. используем различные звукоподражания («посвисти, как ветерок»). Если логопед недостаточно хорошо увидел положение органов артикуляционного аппарата и не смог на подготовительном этапе правильно выработать нужное положение, то звук не получится. И тогда надо возвратиться на подготовительный этап и добиться нужных движений и положений, необходимых для правильной артикулемы данного звука. К следующему этапу можно переходить, когда звук, который ставили, изолированно будет произноситься правильно (с правильной артикуляцией и нормативным звучанием).

3. Этап автоматизации звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы: автоматизация звуков проводится последовательно, поэтапно: в словах, слогах, фразах, стихотворениях.

1.Автоматизация в словах.

Автоматизация – это выработка нового навыка, употребление правильного звука, проводится она последовательно, постепенно и достаточно длительно, нельзя пускать этот процесс на самотек.

2.Автоматизация в слогах.

Сначала вводим прямые (открытые) слоги, последовательно соединяя с гласными а, ы, о, у. Не берем в сочетании с гласным «и», потому что этот гласный переднего ряда верхнего подъема, и согласный перед ним смягчается. В русском языке «э» употребляется очень редко, в основном в заимствованных словах и в каких-то терминах (мэр, сэр), поэтому мы его тоже не используем.

СА-СЫ-СО-СУ; АС-ЫС-ОС-УС; -ЭС-ИС в этом случае можно брать и с гласными и, э. Потом тренируем между двух гласных -аса- и последнее отрабатываем при стечении согласных: ста-сты-сто-сту; ска-скы-ско-скуит.д. Стечения согласных надо брать те, которые наиболее часто встречаются с данным звуком. Сначала слоги произносим медленно, затем можно в быстром темпе.

Логопед берет на каждое положение звуков в слове (начало, середина, конец) по 20-30 сов. Итого от 60-90 слов. Слова рисуются в тетради ребенка (а4), под ними подписывается слово и

выделяется буква нужным цветом, которую проходит. Дома ребенок раскрашивает картинки. На одной странице рисуем 8 картинок.

3.Автоматизация во фразах.

С отработанными ранее словами составляем фразы и подписываем под картинкой. Фраза составляется так, чтобы в каждом слове был автоматизируемый звук (санки: Саня ставит свои санки у скамейки).

4.Автоматизация в стихотворных текстах.

Логопед подбирает или сам составляет потешки, чистоговорки, скороговорки, насыщенные автоматизируемым звуком.

Са-са-са вот летит оса.

Сы-сы-сы у осы усы.

Со-со-со оса села на колесо.

Су-су-су гоните с колеса осу.

Стихотворения лучше подбирать из программного материала той группы, в которую входит дошкольник. Можно также подбирать из специальной литературы.

4. Этап дифференциации звука.

К следующему этапу дифференциации звуком можно переходить в том случае, когда у детей нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие.

Цель: добиться умения различать на слух и правильно употреблять в речи поставленный звук и его бывший заменитель или смешиваемые звуки (которые есть, но у ребенка в речевом потоке могут заменяться один на другой).

Содержание работы: так же как и при автоматизации, работа идет поэтапно, последовательно. К последующему этапу можно переходить только тогда, когда ребенок усвоит предыдущий.

Наиболее часто дети смешивают следующие группы звуков:

- свистящие – с-ш, з-ж, с’-щ, ц-ч;

- сонорные – л-р, л-j, л-л’, р-р’;

- звонкие-глухие – п-б, т-д, к-г, реже ф-в, с-з, ш-ж (т.е. может нарушаться озвончение смычно-взрывных звуков, но могут нарушаться и все 11 пар);

- твердые-мягкие (чаще это бывают тверды и мягкие в группах свистящих, шипящих, сонорных и заднеязычных, но иногда касается всех 15 пар твердых и мягких согласных звуков)

- и другие группы звуков, например: с-т, ц-т, з-д, ш-т, ж-д, щ-т’, а также внутри групп ц-с.

Все эти группы звуков обычно нарушаются у детей, у которых нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие. Кроме того, дети не могут ощущать артикуляцию этих звуков, не чувствуют разницы в их произнесении, поэтому мы проводим дифференциацию всегда и по акустическим, и по моторным признакам. Работа по дифференциации всегда начинается с уточнения артикуляции каждой пары звуков и поиска их различительных признаков. Для примера проведем дифференциацию звуков С-Ш.

Первый этап – уточнение артикуляции дифференцируемых звуков и выявление различительных признаков, как моторных, так и акустических.

по моторным признакам (по работе органов артикуляционного аппарата)

по акустическим признакам (на слух)

работа органов артикул. аппарата

С

Ш

С

Ш

Положение губ

В улыбке

округлены

Рисуем насос.

Воздух выходит из насоса и свистит.

Рисуем шину.

Воздух выходит из проколотой шины и шипит.

положение кончика языка

Внизу (за нижними зубами)

вверху (у бугорков)

При выборе различительных акустических признаков мы даем картинки-символы, которые помогут ребенку соотнести звук с каким-то образом, предметом, звучание которого соответствует данному звуку. Желательно, чтобы в названии или действии этого предмета присутствовал этот звук. Это даст возможность ребенку быстрее услышать, запомнить этот звук и определить его на слух.

воздушная струя

холодная, тонкеая

теплая, широкая

Обычно к дифференциации по моторным и акустическим признакам мы приступаем тогда, когда оба звука есть у ребенка. Однако в отдельном случае мы можем начать дифференциацию только на слух, используя картинки-символы. Мы уже учим ребенка слышать разницу в их звучании и различать на слух, какой это звук. В таком случае звуки называет логопед, прикрыв рот экраном (чтобы ребенок не видел артикуляции), а дети показывают соответствующую картинку.

Второй этап – дифференциация изолированных звуков С-Ш.

по моторным признакам

по акустическим признакам

Выполнение упражнения:

Логопед показывает детям картинки-символы, а ребенок произносит соответствующие звуки, т.е. ребенок сам выбирает нужную артикуляцию и называет данный звук

Выполнение упражнения:

Логопед дает ребенку 2 картинки-символы (насос и шина). Прикрыв рот экраном, и называет в любом порядке звуки «с», «ш», а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Третий этап – дифференциация звуков С-Ш в слогах.

по моторным признакам

по акустическим признакам

Логопед попарно (в любом порядке) показывает слоги, а дети должны их прочитать. (Если ребенок не читает, то логопед использует картинки-символы. Можно будет взять разные насосы, разные шины, которые будут по-разному звучать).

СА-

СЫ-

СО-

СУ-

ША

ШИ

ШО

ШУ

Логопед, прикрыв рот экраном, попарно (в любом порядке) называет слоги; ребенок в том же порядке их показывает. (Если ребенок не читает, то логопед использует различные картинки-символы).

Четвертый этап – дифференциация звуков с-ш в словах.

по моторным признакам

по акустическим признакам

Логопед раздает от 1 до 3-4 предметных картинок, в названии которых есть звук с или звук «ш» (скамейка, машина, шуба, миска). Ребенок берет первую картинку, показывает детям, называет, опускает в соответствующий конверт и говорит, почему он так делает

Логопед раздает детям картинки-символы. Прикрыв рот экраном, он называет слова, а дети поднимают ту картинку с символом, какой звук есть в этом слове.

Пятый этап – дифференциация звуков во фразе.

по моторным признакам

по акустическим признакам

Логопед заготавливает несколько наборов по 4 картинки, которых можно объединить в одну тему и составить по ним фразу. Он вывешивает их на доске и просит детей по ним составить фразу. Например, Мишка в

сосновом лесу нашел шишку.

В лесу с сосны упала шишка и ушибла мишку.

В лесу мишка под сосной наступил на шишку.

Фразы надо составлять так, чтобы в каждом слове присутствовал звук с, или звук ш.  

Бабушка Соня сварила Маше рисовую кашу.

Назвать слова со звуком «с» (Соня, сварила, рисовую).

Назвать слова со звуком «ш» (бабушка, Маше, кашу).

Соня связала шапку Шуре.

Соня шла с собакой шариком

Шестой этап – дифференциация звуков в связной речи.

по моторным признакам

по акустическим признакам

Детям предлагается сюжетная картинка, насыщенная предметами и действиями, в названии которых есть звуки «с-ш». Ребенок должен составить рассказ по этой картинке.

Логопед читает рассказ или сказку, в которой много слов со звуками «с-ш». Ребенок должен правильно рассказать этот рассказ (последовательно, не пропуская отдельные смысловые компоненты) и при этом правильно произносить дифференцируемые звуки.

Вывод: проводить дифференциацию и по моторным, и по акустическим признакам можно проводить тогда, когда у детей есть тот или другой звук. Но иногда, когда один из звуков находится на стадии постановки или автоматизации, а иногда даже на подготовительном этапе, мы можем дать дифференциацию звуков только на слух (чтобы развивать фонематический слух). Это можно сделать только по трем этапам: дифференциация изолированных звуков, в слогах и словах, т.к. здесь ребенку не надо называть тот звук, который он произносит, а только показывать соответствующую картинку-символ. А когда будет поставлен этот звук, то можно уже проводить полную дифференциацию и по моторным, и по акустическим признакам. Здесь приведены только по одному образцу видов работы, остальные виды работы логопед должен подобрать сам, т.к. одна тема (подэтап работы) может проводиться на нескольких занятиях.

5. Этап введения звука в речь.

Цель: добиться правильного употребления поставленного звука в самостоятельной связной речи ребенка.

Содержание работы: поскольку связная речь – это обычно монологическая речь, то необходимо давать задания на составление описательных рассказов, повествований, рассказов из личного опыта; также могут даваться: «составь рассказ по серии последовательных картинок», «составь рассказ по сюжетной картине» (см. учебник Развитие речи для дошкольников Бородич).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

В итоге логопедической работы дети старшей группы должны уметь:      

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;      

• четко дифференцировать все изученные звуки;      

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;      

• различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;  

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.      

 • производить элементарный звуковой анализ и синтез;  

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Разделы работы

Дидактические пособия

Диагностические методики

     Е.С. Большакова  Логопедическое обследование ребенка.

Т.А.Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника»

И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»

И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи»

Формирование

звукопроизношения

1.Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик.

2.Зонды постановочные.

3. Картинки-символы звуков.

4.Дидактические пособия для автоматизации правильного произношения звуков в речи.

     Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.

     Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.

     Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи

     Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении

     Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.

     Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.

     Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Е.С.Большакова, Т.Туманова, Н.В. Нищева, В.В. Коноваленко и др).

     Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков.

Формирование

фонематического

восприятия

     Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.

     Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, сере дина, конец слова.

     Карточки — символы гласных и согласных звуков.

     Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).

     Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий.

     Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.

     Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов.

Формирование словаря

Дидактический материал на лексические темы:

Папка 1. Осень. Грибы. Деревья.

Папка 2. Цветы. Насекомые.

Папка 3. Овощи. Фрукты.

Папка 4. Домашние животные.

Папка 5. Дикие животные.

Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.

Папка 7. Зима. Зимующие птицы.

Папка 8. Мебель. Посуда. Продукты питания.

Папка 9. Новый год. Зимние развлечения.

Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.

Папка 11. Животные жарких стран. Животные морей и океанов.

Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.

Папка 13. Дом. Строительные профессии.

Папка 15. Домашние птицы.

Папка 16. Весна. Перелетные птицы.

Папка 17. Школа. Школьные принадлежности.

Формирование грамматического строя речи

Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального:

- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький);

- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги —

ножищи);

- образование названий детенышей животных (котенок, котята);

- образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);

- образование притяжательных прилагательных (утка —

утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);

     Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.

     Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных).

     Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.

     Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:

- имен прилагательных с именами существительными;

- имен существительных с именами числительными;

- притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).

Связная речь

Серии сюжетных картинок для составления рассказов.

Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.

Различные виды театров: настольный, магнитный, театр бибабо.

Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.

Книжки-малютки с текстами для пересказов.

Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).

Развитие мелкой моторики

Бусы.

Шнуровки.

Пуговицы.

Счетные палочки.

Мозаики.

Колечки.

Пирамидки.

Прищепки.

Фасоль, горох.

Косточки, шишки.

Шары, мячи.

Ленты и веревочки

Трафареты

Пластилин.

Пазлы.

Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

Трафареты – геометрические фигуры.

Трафареты – буквы.

Лекала разной конфигурации.

Методическая и развивающая литература

по развитию мелкой моторики.

Формированию оптико-пространственных ориентировок и графических навыков

     Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).

     Картинки и фотографии с изображением предметов с

различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).

     Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).

     Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях.

     Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.

     Карточки — символы пространственных предлогов.

     Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).

     Картины-пейзажи разных времен года.

    Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

     Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

     Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.

Диагностика, мониторинг речевого развития.

Диагностика речевого развития – важный этап системы логопедической помощи ребенку.

Обучение детей с речевыми нарушениями возможно лишь в том случае, если была проведена комплексная диагностика речевого развития.

Диагностика дает возможность логопеду:

  1. Установить причину и степень выраженности отклонений в речевом развитии.
  2. Разработать индивидуальный план коррекции речи с учетом особенностей его речевого развития.
  3. Контролировать усвоение детьми речевого материала.
  4. Подбирать эффективные формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры
  5. Своевременно корректировать рабочие планы, дополнять их уточнить эффективность используемых методов и приемов.

Таким образом, грамотное решение логопедом задач диагностического обследования и очерчивание «проблемного поля», в котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности. Это помогает, с одной стороны, отобрать основные организационные формы, методы и содержание профилактического и коррекционно-воспитательного воздействия по отношению к каждому из детей, страдающих речевыми нарушениями, с другой стороны, закладывается основа для установления «обратной связи» в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.  

За основу  взята диагностика, разработанная на кафедре логопедии РГПУ им. А.И. Герцена

        Обследование речи идет по следующим направлениям:

•        обследование звукопроизношения;

•        изучение слоговой структуры слова;

•        обследование фонематического восприятия;

•        обследование словарного запаса;

•        обследование грамматического строя речи;

•        обследование связной речи.

Результаты логопедического обследования заносятся в логопедическую карту, которая оформляется на каждого ребенка, занимающегося по программе «Обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи». По итогам обследования оформляется итоговое заключение, в котором указываются:

  1. Природа речевого нарушения (дислалия, дизартрия)
  2. Уровень нарушения лингвистических параметров: фонетические, фонетико-фонематические, смысловой стороны речи (лексика и грамматика).

Итогом диагностики уровня речевого развития является создание индивидуальных коррекционных программ, которые предполагают:

•        установление четких целей        коррекционной работы с ребенком и сроков ее достижения;

•        выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;

•        разработку индивидуально-ориентированных коррекционных программ с учетом структуры дефекта речи.

При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение следующих принципов:

•        коррекционной направленности образовательного процесса;

•        принцип системности, т.е. коррекция предполагает воздействие на все компоненты речи;

•        принцип развития, который предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей и этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития;

•        онтогенетический принцип, который предполагает коррекционно-логопедическое воздействие с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка.

        При определении целей и задач программы коррекционно-речевой работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию недостатков речи и предупреждение возникновений других нарушений (дисграфии и дислексии), но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности.

        Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

•        коррекционного (исправление речевых нарушений);

•        профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);

•        развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).

Индивидуально-коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне  его ближайшего развития, позволяет осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

При составлении личностно-ориентированных коррекционных программ можно выделить следующие направления:

•        формирование правильного звукопроизношения;

•        совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений; развитие фонематического анализа и синтеза;

•        развитие лексико-грамматического строя речи;

•        развитие связной речи.

Логопедическое обследование детей старшей группы проводится с 1 по 15 сентября нового учебного года. Повторное логопедическое обследование проводится с 15 по 30 мая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ ...