Проектная деятельность по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Козык Мария Александровна

Ни для кого не серет, что детей с  ОНР становится больше с каждым годом. Для того, чтобы помочь им на начальном этапе - во второй младшей группе дошкольного учреждения был  разработан проект "Игра как средство развития речи". Через игру как ведущую деятельность мы можем развивать артикуляционный аппарат дошкольников, обогатить их словарный запас и дать представления отеатрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проект «Игра как средство развития речи» во второй младшей группе

Содержание:

1.Участники проекта.

2. Срок реализации.

3. Интеграция образовательных областей:

4. Тип проекта.

5. Краткая аннотация к проекту.

6. Актуальность проекта.

7. Цель проекта и задачи проекта.

8. Обеспечение проекта.

9. План реализации проекта.

10. Этапы работы над проектом.

11. Этапы реализации проекта.

12. Предполагаемые результаты.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители второй младшей группы.

Срок реализации:

 Март - май 2017 года.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип проекта:

среднесрочный

Краткая аннотация:  Ни для кого не секрет, что в современном обществе книга перестала играть роль светоча знаний, несущего новый опыт и переживания. Её сейчас с успехом заменили телевизор и компьютер. Удивительно, но родители практически перестали читать детям! А ведь книга – это прежде всего образец родного языка.  Известно, что чтение даёт мощный толчок для развития воображения ребёнка, памяти, его словарного запаса (пусть пока лишь пассивного). Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек.

Роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно переоценить. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста.

Актуальность: Игра – это благоприятное условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

Проблема:

1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

2. Скудный словарный запас.

3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.

4. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.

Цель проекта: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1. Повышение речевой активности детей.

2. Обогащение и активизация словаря детей.

3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.

4. Развитие воображения и творческих способностей.

5. Воспитание умение детей работать в коллективе. 

Обеспечение проекта: мнемотаблицы, сюжетные картинки, театр масок, пальчиковый и настольный театры, дидактические игры, дидактические карточки, карточки-загадки с картинками, сюжетно-ролевая атрибутика, игровые картотеки (по разным образовательным областям).

План реализации проекта:

Вид деятельности

Сроки реализации

Учебно – методическое обеспечение

1

Пополнение игровых картотек, подбор литературы, информационных документов по развитию речи и развитию игровой деятельности

март

Формы работы с детьми:

1

Наблюдение за сезонными переменами в природе

Тематические беседы

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок и дидактических карточек

Изготовление атрибутов для игр, сюжетно – ролевых игр

Дидактические игры

Подвижные игры

Игры малой подвижности

Пальчиковые игры

Работа с мнемотаблицами (расскажи сказку с опорой на таблицу), дидактическими карточками, настольным и пальчиковым театрами

Проведение тематической утренней гимнастики (по сказкам)

Театрализованные игры

Артикуляционная гимнастика

в течение всего проекта

2

Проведение образовательной ситуации по речевому развитию «Купание куклы Кати»

апрель

Формы работы с родителями:

1

 Родительское собрание «Играя развиваем речь». Анкетирование.

март

Проведение консультаций.

Оформление папок-передвижек.

Индивидуальные беседы с родителями

Выставка детских рисунков «Любимый герой сказки»

в течение всего проекта

2

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

май

Работа с педагогами ДОУ

1

Игры по   во время НОД по музыке

Подвижные игры во время НОД по физической культуре

Экскурсия в подготовительную группу в качестве зрителей для просмотра драматизации по русской народной сказке «Репка»

в течение всего проекта

май

2

Презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете

май

Этапы работы над проектом:

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап:  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Постановка цели и задач.

Проведение родительского собрания «Играя развиваем речь».

Подбор дидактических игр.

Подбор художественной литературы по теме.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Подбор методической литературы, интернет - ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.

Пополнение картотеки подвижных, пальчиковых игр.

Анкетирование родителей.

Организация развивающей среды в группе – приобретение развивающих игр «Выбирай противоположности», «Аналогии», «Цветные коврики», «Половинки: где моя мама?», «Ассоциации: профессии».

Оформление стенда и консультативного материала для родителей:

«Игры для развития речи и мышления», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка», «Предложите малышу поиграть в сказку», «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «Важно, чтобы родители были примером для детей!».

Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, пальчиковые игры, малый народный фольклор, сказки, стихотворения.

2 этап: ОСНОВНОЙ

1. Беседы

«Что такое библиотека?»

«Мои любимые игрушки»

«Моя мама - лучшая самая»

«Беседа о весенних месяцах»

«Красавица матрешка»

«Моя семья»

«Дом в котором я живу»

«Мои любимые сказки»

«Если бы я был волшебником»

«Если бы я попал в сказку»

 «Какая посуда нам нужна в игре?»

«Кто живёт в   лесу?»

«Времена года»

«Как мы играем»

2. Художественное творчество:

Рисование: «Книжки – малышки», «Рисование по замыслу», раскрашивание шаблонов из иллюстраций к сказкам.

Лепка: «Миски трех медведей», «Зайчик», «Цыплята гуляют», «Утенок».

3. Чтение художественной литературы: 

1. «Волк и семеро козлят» - русс. народная;

2. «Теремок» - русс. народная;

3. «Колобок» - русс. народная;

4. «Заюшкина избушка» - русс. народная;

5. «Курочка Ряба» - русс. народная;

6. «Репка» - русс. народная ;

7. Л. Толстой «Три медведя»;

8. В. Сутеев «Разные колёса»;

9. В. Сутеев «Кто сказал мяу?»;

10. В. Сутеев «Капризная кошка»;

11. В. Сутеев «Яблоко»;

12. В. Сутеев «Мышонок и карандаш»;

13. В. Сутеев «Под грибом»;

14. К. Чуковский «Краденое солнце»;

15. К. Чуковский «Тараканище»;

16. К. Чуковский «Муха-цокотуха»;

17. В. Даль «Война грибов с ягодами»;

18. В. Даль «Старик-годовик»;

19. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;

20. Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку».

4. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам. 

5. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (потешки, пестушки, стихи, присказки, загадки).

6. Драматизация по сказкам с использованием настольного, пальчиковых театров, театра масок.

7. Экскурсия в подготовительную группу в качестве зрителей для просмотра драматизации по сказке «Репка».

8. Дидактические игры: 

- лото «Герои сказок»;

- «Ассоциации: противоположности»;

- «Ассоциации: профессии»;

- «Половинки: где моя мама?»;

- «Расскажи сказку» (с опорой на мнемотаблицу);

- «Найди цветок для бабочки»;

- «Цветные коврики»;

- мозаика;

- разрезные картинки;

- оденем куклу на прогулку;

- покажем, как нужно умываться;

-шнуровка «Бусы».

9. Подвижные игры: «Веселые воробышки», «У медведя во бору», «Лохматый пёс», «Зайка серый умывается», «Испугались зайца», «Сонный мишка» и другие.

10. Игры малой подвижности:

«Я от тебя убегу-убегу»;

«У жирафа пятна-пятна»;

«Буги-вуги»;

«Как живёшь?»,

 «Колпачок»;

 «Каравай»;

«Потетень».

11. Пальчиковые игры:

«Большая стирка»;

«Гномики»;

«Замок и пальчики»;

«Присказка»;

«10 птичек стайка»;

«Наши уточки с утра»;

«Петушок»;

«Раным-рано поутру»;

«Этот пальчик-дедушка».

12. Театрализованные игры «Теремок», «Репка», «Красная шапочка».

13. Артикуляционная гимнастика:

«Путешествие язычка»;

«Слоник пьёт»;

«Индюки болтают»;

«Орешки»;

«Часики»;

«Блинчики»;

«Чистим зубки»;

«Дудочка»;

«Убаюкай».

3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков «Любимый герой сказки».

3. Экскурсия в подготовительную группу в качестве зрителей для просмотра драматизации по русской народной сказке «Репка».

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

-развитие у детей диалогической формы речи;

-формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

-пополнение предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников;

-формирование речевых навыков;

-Продукт деятельности: презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую).

Разработала: Воспитатель второй младшей группы Козык Мария Александровна

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".

Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...

Описание проектной деятельности «Подружись с водичкой» с детьми младшего дошкольного возраста

Цель проекта: развивать у детей интерес к познанию и стремление к практическому исследованию свойств воды....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»

Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....