Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС. Материалы для педсовета
статья по развитию речи по теме

Смирнова Людмила Юрьевна

Материалы  для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_po_fgos.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

ФГОС  ДО  разработан коллективом ученых под руководством академика РАО  А.Г. Асмолова и утверждён  17 октября 2013 года  Приказом №1155 Министерства образования  и науки РФ.

Переход ДОУ на ФГОС ДО осуществляется с января 2014 года

Из материалов ФГОС  ДО включает следующие :

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Речевое развитие

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. 

В  период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой  комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);

3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;

4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации. 

Задачи  речевого  развития  
в  дошкольном  возрасте:

- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;

- развитие лексики;

- формирование грамматики речи;

- развитие связной речи дошкольников;

- обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;

- знакомство с различными жанрами детской литературы

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Методы  работы  по развитию  речи  дошкольников:

Метод обучения по образцу (имитационный):

- обучение произношению, интонациям;

- составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;

- составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);

- пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

- вопросы, творческие задания,

- упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

- беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать;  что хотели бы увидеть);

- создание речевых ситуаций (например: заблудился  в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой);

- ролевые игры, экскурсии;

- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности  дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.

Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.

Приёмы работы на разных этапах развития речи детей

Дети  младшего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы

От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи.  Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные  упражнения:  шутки-чистоговорки;  потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

 Приемы работы  по развитию звуковой стороны речи:

  • Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т.п.); «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы);  «Месим тесто» (улыбнуться, пошлепать языком между губами  "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками  чередовать эти два движения); «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки",  т. е. слегка приподнять кончик языка), «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы); «Маляр» (губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить – "покрасить" нёбо); «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком, как цокают копытами лошадки);  «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."); «Слоник пьёт» (вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая); «Индюки болтают» (языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."); «Орешки» (рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – "орешки"); «Качели» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы); «Блинчик» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу); «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу); «Шарик» (надуть щеки, сдуть щеки); «Барабанщик» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...") и др.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох):  «Одуванчик» (прогулке найти  одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
  • Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»;  «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»:

– «Му – Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку, ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

  • Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?» «Телефон», «Гуси-лебеди и волк», «Жуки» (условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка (дети в хороводе хлопают в ладоши), жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают).
  • Чистоговорки  (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду,  растут яблони в саду»; «Ду-ду-ду, живет уточка в пруду»; «Жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы»;  фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»; «Жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
  • Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Проворонила  ворона  вороненка», «Около кола колокола», «Шесть мышат в камыше шуршат», «У Сани едут сани сами»,  «Во дворе – трава, на траве – дрова», другие.
  • Загадки: «Лежит  под  крылечком, хвост колечком» и др. 
  • Пословицы  и поговорки: «Семь раз отмерь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда». 
  • Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу-мартышку», «осла»,  «козла», «косолапого мишку».
  • Стихи и считалки: 

Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные  слова:

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты:

Простокваша                                      

Простокваши дали Клаше,                          Синичка, синичка –

Недовольна Клаша:                                      Воробью  сестричка.

  • Не хочу я простокваши,                         Воробей-воришка

Дайте просто каши!                                    Залез в амбаришко, –

Дали вместо простокваши                          Клевать просо

Каши Клаше нашей:                                     Своим носом.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела – встала,

«Спасибо» сказала.

Развитие  лексики

В 1,5 года – менее 50 слов.

К 2 годам словарь возрастает в 3 – 5 р.

До 1,5 – 2 лет – новые  десятки слов, 

после этого словарь увеличивается          в 8 раз за 2 – 3 месяца.

В 1,3 года в словаре только существительные;

В 1,8 года – 20 % глаголов

Словотворчество

«Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» С.Цейтлин

  • Ребёнок «изобретает» слова по аналогии с другими, вычленяя определенные морфемы:
  • заячий – лисячий, слонячий, белячий; сахарница, конфетница – сольница
  • Направления развития словаря:
  • Расширение объема словаря.
  • Уточнение значения слова.
  • Развитие структуры значения слова.
  • Формирование семантических полей и лексической системности.
  • Расширение связей между словами в лексиконе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Опыт работы  «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта.  Проблема р...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...

Статья на тему: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

«Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО»

laquo;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут заве...

Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС

Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями оста...