Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

Задачи:

  • Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • Развивать связную речь;
  • Продолжать развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать любовь и умение видеть красоту осенней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Колосок»

Конспект

организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС  в старшей группе

«Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                                 Воспитатель 1 кв. категории

                                                        Погодина С.А.

                                                                                                                 

г. Семенов 2018

Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

Задачи:

  • Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • Развивать связную речь;
  • Продолжать развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать любовь и умение видеть красоту осенней природы.

Методы и  приёмы:

  • Словесный прием – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра,  составление предложений, составление рассказов.
  • Наглядный прием – карты схемы, сюжетные картинки, рассматривание картинки  "Ежи".
  • Игровой прием – физкультминутка.

Словарная работа: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову осень – лист. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций об осени, осенних явлений. Чтение произведений об осени; знакомство с пословицами, стихотворениями об осени; разгадывание загадок об осенних явлениях.

Средства:

  • Иллюстрации в форме слайдов;
  • Демонстрационный материал:  опорные картины об осени, карты-схемы, картина “Осенний лес”.

Словарная работа: всеядный, ежиха, ежонок, семейство, семья.

Этапы работы:

1 Организационный момент «Загадывание загадки».

2 Основная часть.

  • Беседа о ежах.
  • Дидактическая игра «Чем питаются ежи».
  • Чтение стихотворения Б.Заходера «Ежи».
  • Рассматривание картины «Ежи».
  • Беседа с детьми по содержанию.
  • Физкультминутка.
  • Составление рассказов детьми.
  • Рефлексия.

Слова и действия взрослого

Слова и действия детей

В Воспитатель:  Ребята посмотрите, что это такое?

Нам  Нам пришло письмо по электронной почте.  

, что Интересно, что в нем? «Откроется»  письмо тому, кто отгадает загадку

гадку

Слайд 1
 
-  Сам он круглый, а не мяч                                                                         

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это

Слайд 2

                                                                                            
Воспитатель: Ребята, скажите,  чем еж отличается от других зверей?    
 
Воспитатель: Ребята, мы с вами много беседовали о диких животных.  Вы знаете,  что ежи сворачиваются   в клубок, как они сердито фыркают, что кушают.

А сейчас расскажите мне, что вы знаете об этих удивительных животных и  что еще бы вы хотели узнать. 

 

Воспитатель: Расскажите ребята, где ежи делают себе жилище?
 

Воспитатель:  Я хочу знать, когда еж выходит на охоту?

 

Воспитатель:  Скажите, что ежик делает зимой?
  

Воспитатель:  Я бы хотел узнать, чем они еще питаются в лесу?

В.  Ребятки как вы много знаете о ежах. На все мои вопросы вы ответили правильно.  Очень хорошо!
В. Молодцы ребята вы много смогли рассказать о ежах и том, чем   они питаются. 

 Вот сейчас мы и проверим как вы справитесь с  заданием. «Чем питается еж»

Сенсорная  панель 

Дидактическая игра «Чем питается еж»                

Слайд 3


Ребята вот послушайте стихотворение, как поэт Борис Заходер   говорит о еже

                                                                                              

 слайд 4 

стихотворение и картинка

«Ёжик»

Что ж ты, Ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

 

Воспитатель: А вот ребята перед нами картина  Ежи . Давайте вместе внимательно ее рассмотрим.

                                                                                                         Слайд 5  

картинка ежи
 
Воспитатель:  (задает вопросы, требуя отвечать полным предложением)
-Кого вы видите на картине?
-Сколько ежей здесь изображено?
-Как их можно назвать одним выражением?

 

рассказ по картине «Ежиха с ежатами »

Вопросы по содержанию картины:

Что делает ежиха? Что делают ежата? Что едят ежи? Зачем нужны ежу иголки? Как можно сказать о еже? Какой он? - Ребята, вам нравится картина? - Как бы вы назвали эту картину? - Что изображено на этой картине? - Что делают ежи? - Как вы думаете, какое настроение у ежей? - Ежи дикие или домашние животные? - Где они живут? - Какая травка на полянке? - Какое время года? - Какая шубка у ежей? - Для чего им нужна такая шубка? 
В. Ребята давайте придумаем название этой картине.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем                                                 

слайд 6 
 
Физминутка:

Маленький ежик четверо ножек по лесу идет
И песенку поет


Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу


Сладко яблочко несу
Фуф ты фуф ты фуф ты фу
Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем)

песня  «Маленький ежик четверо ножек»

дети повторяют движения по тексту песни.
 
Воспитатель: А сейчас ребята послушайте, какой  рассказ я придумала по этой картине:

 Жила-была ежиха со своими ежатами. Жили они в норке на лесной опушке. И вот однажды, в один ясный, летний день Ежиха с ежатами решила прогуляться. Вылезли они с норки и отправились на полянку, которую хорошо освещало солнышко.  Это была необычная полянка, на ней ежата любили играть. Долго гуляли ежата и очень  устали и проголодались. Вышли они. Папа еж решил отдохнуть  свернулся в клубок  и  лег у пенька.

 А е жата  увидели  улитку  и бабочку на цветочке .

И с большим интересом разглядывали их.

 В. Ребята, а теперь  придумайте  свой   рассказ  по  этой   картине.   В  своем  рассказе используйте слова, которые вы говорили о ежах.
Вызвать двоих детей.
 
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? Дети говорят свою оценку.
 
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали на занятии и составляли  рассказы. Молодцы!
Рассказы интересные, короткие, законченные, четко произносили слова. Использовали красивые слова.
 
В. Ребята вы хорошо сегодня потрудились.
 Я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать  друзей нашей ежиной семье. И эти веселые ежики останутся в нашей группе.

Дети: «Еж»     

 Дети:  Ежик  колючий, небольшой, сворачивается в клубок.

Дети: У ежика маленькие

лапки.

Дети:  Ежи питаются

грибами, они еще питаются ягодами.
Дети: Еж колючий  когда

боится сворачивается в

клубок.

Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из

 листьев и веток у корней

какого-либо дерева. Далеко

 от своего пристанища ёж

не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он

находится постоянно.

Дети: Еж ночью бродит по

лесу, добывая себе

пропитание.

Дети: Набрав вес за лето,

досыта отъевшись, всю зиму ёж

спит в своём гнезде.

Активную деятельность он начинает лишь при

температуре воздуха свыше пятнадцати градусов

Дети: Рацион «колючего и

сердитого жителя», как его

 нередко называют –

насекомые, ужи, жабы,

 лягушки, улитки, мыши,

змейки, земляника, малина.

Дети выполняют действия

на панели. Выбирают и ведут пальчиком в корзину.

Дети начинают ее

рассматривать.

Дети: Ежиху и ежат.

На картине изображено

пять ежей.

Дети: Семья ежей,

 семейство ежей.


Дети: - Ежики пошли за

 добычей;
-Лесная полянка;
-Семья ежей.
Дети выполняют движения:

- Идут по кругу;

- Идем по кругу,

останавливаемся,

поворачиваемся лицом в

 круг.
- руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять

 на пояс.

- ладони вверх, руки вперед

- ладони вверх, руки

вперед, приседаем)

Дети: составляют свои

рассказы детей:

Утром ежи проснулись.

День был солнечный,

хороший. Ежи отправились

на прогулку. После

 прогулки мама ежиха

накормила маленьких ежат

спелой

земляникой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение составлению описательного рассказа по игрушке»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Обучение составлению  описательного рассказа по игрушке»...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин

Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель: Развивать  речь детей через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек.Задачи: Развивать у детей творчество и мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»

Цель: Формирование грамматического строя речи.Задачи: Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных с ...