Проект "Эта добрая Баба Яга"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы снижение интереса у детей дошкольного возраста к русским сказкам и отечественной мультипликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eta_dobraya_baba_yaga.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярский край г. Канск

МБДОУ № 16 «Родничок»

Старшая группа 2018-2019 учебный год

Проект

«Эта добрая Баба Яга»

                                           

                                                             Воспитатель: Маркова О.В.

Паспорт проекта:

Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Д. Родари

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 5-6 лет

Участники: дети, воспитатели, родители

Проект среднесрочный: ноябрь – декабрь

Проблема:

- снижение интереса у детей к русским сказкам и отечественной мультипликации, как к произведениям искусства.

Актуальность:

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы снижение интереса у детей дошкольного возраста к русским сказкам и отечественной мультипликации. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у обучающихся интереса и любви к русским сказкам и отечественной мультипликации, направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена.

Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.

Сказка — средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные».

Сказка нужна детям для того, чтобы создать представления о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно — сейчас», «сначала — потом», «вчера – сегодня – завтра»).

Сказка позволяет включать в себя все виды игровой деятельности, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребёнка.

Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создаёт.

В данном проекте я хочу показать, что сказка является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к хорошим поступкам. Сказка создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств и эмоций, и творчества ребенка.

Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать.

Рассказывание и сочинение сказок –

это искусство, которому нужно обучать.

В.Я. Пропп

Цель проекта:

- формирование устойчивого интереса и любви у детей дошкольного возраста к русским сказкам и отечественной мультипликации, как к произведениям искусства.

Задачи:

- расширять представления детей о сказках;

- учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям;

 - познакомить со сказками, где одним из персонажей является Баба-Яга – выяснить с детьми - кто же эта загадочная старушка.

- расширить представление детей о волшебных сказках;

- учить пересказывать содержание;

- учить высказывать свое отношение к героям сказки;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Новизна:

Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей с одним из самых таинственных существ на Земле - известным сказочным персонажем Бабой Ягой.

Методы и приемы проекта:

1. Словесные:

- беседы

- игры-беседы

- рассказ

- чтение художественной литературы

- использование игровых ситуаций

- пересказ сказок

2. Наглядные:

- групповые выставки

- рассматривание иллюстраций

3. Практические:

- игры-драматизации

- игры-инсценировки

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- рисование

- лепка

Формы организации проекта:

- индивидуальная работа с ребенком

- коллективные работы

- тематические занятия

- дидактические игры

- физкультминутки

- драматизация

Прогнозируемый результат:

- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, а именно к сказке;

- возрождать традиции домашнего чтения и совместного творчества детей с родителями;

-  активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки;

- выяснить с детьми - кто же эта загадочная старушка – Баба Яга:

• Узнать, откуда появилась Баба Яга;

• Выяснить где она живет;

• Сколько лет Бабе Яге и как она выглядит;

• Убедиться, является ли Баба Яга отрицательным героем;

• Отследить изменение образа Бабы Яги в кинофильмах и современной литературе.

- дать возможность детям расширить кругозор о сказках с участием Бабы Яги.

Продукты проекта:

- выставки рисунков, поделок;

- оформление альбома «Портрет Бабы Яги»;

- изготовление «Словарика Бабы Яги»;

- создание книги: «Сказки про добрую Бабу Ягу».

Проект «Эта добрая Баба Яга» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка, создания совместной творческой работы с родителями.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо от Бабы Яги с просьбой. После беседы дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге стать доброй. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга.

Письмо от Бабы Яги:

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!

Как же жизнь моя плоха.

Мочи нет одной мне жить.

С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать

В этой старой ступе,

Мне б избушку побелить,

Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,

Я сама их сочиняю.

Я расстанусь с помелом,

Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть

И карету заслужить.

Помогите! Помогите!

Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

Ваша Баба-Яга…

«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения» - с таких слов мы начали «путешествие» с детьми в мир сказки.

Содержание проекта:

1 этап проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

-определение темы, цели и задач проекта;

-составление плана мероприятий;

- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

-консультации для родителей «Воспитание сказкой»;

-оформление книжного уголка в группе;

-подбор наглядно-дидактического материала;

- подготовка паспорта проекта «Эта добрая Баба Яга».

2 этап проекта ОСНОВНОЙ:

- оформление книжной выставки;

- сбор и анализ творческих работ;

- слушание сказок и их пересказ;

- рассматривание иллюстраций книг и беседы по этим книгам;

- использование различных театров и показ сказки детьми (настольный, кукольный и плоскостной театр);

- разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;

- придумать свою сказку (родители помогают в оформлении сказки);

- отгадывание загадок про героев сказок;

- лепка доброй Бабы Яги;

- раскрашивание иллюстраций по сказкам;

- изготовление поделок с родителями к сказке «Царевна - лягушка»;

- рисование сюжетов сказки с участием Бабы Яги.

3 этап проекта ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

Анализ проделанной работы и подведение итогов:

 - создание книги «Сказки про добрую Бабу Ягу»;

- создание «Словарика Бабы Яги»

- оформление альбома «Портрет Бабы Яги»;

- выставка творческих работ «Подарки для Бабы Яги», «Красивая избушка», «Вот такая я красотка!»;

 - конкурс загадок по русским сказками и отечественным мультфильмам «Отгадай-ка!»;

- литературный КВН «Путешествие в сказку».

Результаты проекта:

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

5. Совместное создание с родителями книги: «Сказки про добрую Бабу Ягу».

Детям очень интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях:

- любят слушать сказки в исполнении педагога;

- с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах;

- в самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра;

- некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки;

 - дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

В результате проведенной работы, были сделаны выводы, о том, что Баба Яга – это реальность, а не вымысел. Сделав сравнительный анализ, мы выяснили, что Баба Яга бывает как положительным персонажем, так и отрицательным. Также мы поняли, что действительно «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Мы с ребятами довольны своей работой. Мы поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные!!!

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

Список используемой литературы:

1. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

2. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.

5. З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи…»-  Москва, Линка-Пресс, 2003 г.

6. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2008г.

7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2000.

8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

9. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М. : ВЛАДОС, 2001.

10. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2001.

11. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам.»- М. : Просвещение, 1969.

12. Афанасьев А. Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.

13. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

14. Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.

15. Усачев. А. Большая книга Бабы Яги Москва: Оникс 21 в. 2004

16. Багрова. Л. А. Я познаю мир. Нечистая сила. Москва: Астрель. 21 в. 2005

17. Пропп. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 1946г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Как добры молодцы и красны девицы с Бабой Ягой в лес ходили"

Программные задачи:Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;Формировать ответственное и береж...

Творческая деятельность детей в рамках проекта "Эта добрая Баба Яга".

В процессе совместной деятельности развивать творческое мышление, инициативу, самостоятельность детей в достижении поставленой цели....

Презентация проекта "Эта добрая Баба Яга".

Проект  «Эта Д о б р а я Баба Яга» осуществляется,какувлекательная игровая, творческая деятельность, направленная наактивизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяетразвив...

Проект "«Эта добрая Баба Яга»

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы снижение интереса у детей дошкольного возраста к русским сказкам и отечественной мультипликации. Данные анкетирования р...

Конспект НОД "Как мы учили Бабу Ягу делать добрые дела"

Конспект Как мы учили Бабу Ягу делать добрые дела...

Конспект образовательной деятельности "Как дети бабу Ягу добру учили"

В конспекте представлена взаимосвязь детского сада и родителей по воспитанию нравственных качеств дошкольников....