Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема "Рассказывание по картине "Собака со щенятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Михайлова Алиса Владимировна

Конспект предназначен для средней группы для того, чтобы учить описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_shchenyata_na_pechat.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

 

Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Задачи:

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить слушать ответы других детей.

Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.

Материалы и оборудование: игрушка – собака, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова), .

Музыкальное сопровождение: песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)

 

Ход ОД:

Воспитатель утром, до ОД, вносит в группу картину «Собака со щенятами», располагает ее на мольберте и оставляет детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали. По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем сидят на ковре.

Воспитатель:

- Ребята, вы наверное уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая интересная картина. (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.

Воспитатель загадывает загадку:

Скажите кто - же этот друг

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад – хвостом виляет.

(Ответы детей - собака).

Воспитатель вносит в группу игрушку щенка. Дети здороваются с ним. Гладят его.

Воспитатель:

- Вот этот щенок сегодня ждал меня в коридор и принес с собой картину. Он сидел и грустил. Я спросила: « Что случилось с тобой?». Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему очень нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам в группу за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей – да!) Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным - сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Насосик».

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,

выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

           

 2. Основная часть.

Дети садятся перед мольбертом на стульчики.

Воспитатель:

 - Ребята, сначала мы должны придумать название для этой картины. Что же изображено на картине? Как можно назвать картину?

Воспитатель выслушивает детей, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и  коротким. Мы же должны понять, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Воспитатель:

- Мне нравится название «Собака со щенятами».

Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.

Воспитатель:

- Для того чтобы рассказ по картине получился понятным и  интересным, без повторов, надо для начала рассказать все о собаке, затем – все о щенятах и, наконец, описать нужно сам двор. Итак, ваше внимание на собаку.

Педагог задает наводящие вопросы:

- Мама – собака, она какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая, рыжая).

- Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит на щенят и т.п.).

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Рядом еще есть собака – папа. Собака большая, лохматая, пятнистая. Папа – серьезный. Они наблюдает за своими щенятами». Затем воспитатель предлагает рассказать о щенках, задает вопросы, исправляет ответы детей и т.п.:

- Кто стоит около собаки? (Хоровые ответы - щенки).

- Мама - собака большая, а щенята? (Хоровые ответы – маленькие, разноцветные).

- Какие щенята? (индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые).

- Что делают щенята? (Индивидуальные ответы – лежат, смотрят).

- Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает какой щенок, где он находится относительно мамы - собаки и что он делает).

- Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка).

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев».

Воспитатель:

- А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у, и т. п. ):

- Где живут собаки? (хоровые ответы - во дворе).

- Кто построил для них конуру? (индивидуальные ответы – человек, хозяин).

- Кто принес собакам еду? (хоровые ответы - хозяин).

- Кто прилетел к ним? (хоровые ответы - воробьи).

- Что делают воробьи? (индивидуальные ответы – кушают корм).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А теперь послушаем мой рассказ.

Образец воспитателя: На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Недалеко сидит собака – папа. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит. Щенята смотрят на прилетевших воробьёв и думают: "Кто это такие? Почему они клюют нашу еду?" Хорошо щенятам со своими родителями!

Дети выслушивают рассказ педагога. Затем педагог предлагает рассказать о картине 2-3 детей (по желанию).

Воспитатель:

- Молодцы, щенку очень понравились ваши рассказы. А давайте с ним поиграем.

Физкультминутка «На лугу»:

На лугу.

Мы по лугу прогулялись

И немножко запыхались (шагаем на месте).

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед (развели руки в стороны, вперед).

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели).

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем (хлопаем в ладоши).

И ногами топаем! (топаем ногами).

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! (шагаем на месте).

3. Итог.

Воспитатель:

- Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю теперь вам послушать песню  «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Рассказывание по картине»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по картине "Собака со щенятами"

Продолжать учить детей описывать по картине, составлять небольшие рассказы....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Собака со щенятами"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Рассказывание по картине собака со щенятами"...