Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-russkaya_izba-5-7l.docx | 207.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Паспорт проекта:
«Русская изба»
для детей старшего дошкольного возраста
Составил:
воспитатель высшей квалификационной категории
Демидова Любовь Алексеевна
Озёрск, 2018 год
1. Информационная характеристика педагогического проекта.
1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна
1.2. Вид: познавательный, коллективный.
1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.
1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
1.5. Возраст: 5-7 лет
1.6. Срок: долгосрочный, 2 года
1.7. Продукты проекта: итоговое мероприятие с детьми и родителями «Посиделки в избе», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным и методическим материалом по данной теме.
2. Актуальность.
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта русского народа. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью, исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности
Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.
Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.
Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».
3. Программа проекта:
Цель:
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Обучающие:
- Активизировать знания детей о народных промыслах, об интерьере деревенской избы, одежде наших предков.
2.Обогать представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Развивающие:
1. Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).
- Совершенствовать развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.
Воспитывающие:
1.Продолжать формировать бережное отношение к предметам русской культуры.
2.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
4. Мотивировать родителей стать участниками проекта.
3.1. Интеграция областей:
- Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
- Социально – коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры.
- Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
- Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
- Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.
3.2. Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
4. Этапы работы:
1этап. Подготовительный:
1.Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.
2. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».
3. Подбор предметов домашней утвари.
4. Оформить папки: «Русские народные костюмы», «Чаепитие на Руси», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Прялки».
5. Подбор и изучение информации, литературы собранных детьми и их родителями.
2этап. Реализация проекта:
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр, чтение литературы.
3. Организация предметно – развивающей среды:
- мини-музей «Русская изба» с утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации;
-иллюстративный материал для детей и педагогов по темам: «Русский костюм», «Русская изба», «Утварь», «Праздники на Руси», «Искусства народов Урала»;
-подборка литературы с устным народным творчеством
Познавательно-исследовательская деятельность:
Тематический годовой план
№ | Тема занятия | Содержание | |
1. | «Первые помощники человека» | Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде. | |
2. | «Хлеб — всему голова» | Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С.Шуртакова «Зерно упало в землю». | |
3. | «Светит свет в окошке» | Закрепление знаний у детей о лучине, свече, керосиновой лампе. Чтение рассказа Б.В.Зубкова «Как солнце в дом пришло». | |
4. | «Дивные кувшины» | Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага). | |
5. | «Чудесный кувшин» | Знакомство со Скопинской керамикой. Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль». | |
6. | «Прялка чудесница» | Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило). | |
7. | «Половичку веничком курочка метёт» | Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была». | |
8. | «Корзинка с пирогами» | Знакомство с берестяной корзинкой. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка». | |
9. | «Самовар кипит, уходить не велит» | Беседа на тему: «Чаепитие на Руси». Чаепитие с сушками. | |
10. | «Золотая хохлома» | Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек. | |
11. | «Одежда русского народа» | Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов. | |
12. | «Обувь русского народа» | Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви. Рассказ об изготовлении лаптей. | |
13. | «Чугунок стоит – в нем картошечка дымит»» | Закрепление знаний о чугунке, ухвате, кочерге и их назначении. Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах. | |
14. | «Бабушкины помощники» | Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | |
15. | «Весёлые подружки» | Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек. | |
16. | «Чудо помощники» | Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение сказки «По щучьему велению». | |
17. | «Пришла коляда — отворяй ворота»» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. | |
18. | «Масленица наша гостья дорогая» | Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе». | |
19. | «Пуганая ворона и куста боится»» | Знакомство с пословицами о трусости. Чтение сказки «У страха глаза велики». | |
20. | «Небо голубое, голубой рассвет, Это Гжели ласковый букет» | Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды. Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды. | |
21. | «Мудрёному и счастье к лицу» | Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка». | |
22. | «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» | Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях). | |
23. | «Тканые полотна» | Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён». Чтение сказки «Хаврошечка». | |
24. | «Старинные игрушки» | Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы. | |
25. | «Ситцевое царство» | Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». | |
26 | «Посиделки в «избе»» | Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен. |
Перспективный план
Сентябрь
2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Первые помощники человека» Содержание: Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с трудом взрослых в деревне. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Хлеб — всему голова» Содержание: Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С. Шуртакова «Зерно упало в землю». Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Тема: «Светит свет в окошке» Содержание: Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло». Задачи: Образовательные: Расширять знания о предметах старины. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость. |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Дивные кувшины» Содержание: Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага). Задачи: Образовательные: Уточнить знания о народных промыслах. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. | Тема: «Чудесный кувшин» Содержание: Знакомство со Скопинской керамикой. Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль». Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с народными промыслами. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Прялка чудесница» Содержание: Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило). Задачи: Образовательные: Закреплять знания о прялках. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Половичку веничком курочка метёт» Содержание: Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была». Задачи: Образовательные: Формировать представления о различных видах труда. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Корзинка с пирогами» Содержание: Знакомство с берестяной корзинкой. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка». Задачи: Образовательные: Расширять знания о ремесле наших предков. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. | Тема: «Самовар кипит, уходить не велит» Содержание: Беседа на тему: «Чаепитие на Руси». Чаепитие с сушками. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с домашней утварью. Уточнить знания о чаепитии на Руси. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти. Воспитывающие: Воспитывать интерес к социо -культурным ценностям нашего народа. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Золотая хохлома» Содержание: Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек. Задачи: Образовательные: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, эстетических чувств, мелкой моторики рук. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Одежда русского народа» Содержание: Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов. Задачи: Образовательные: Обобщить знания о русском народном костюме. Развивающие: Способствовать развитию активного словаря, связной речи. Воспитывающие: Воспитывать интерес к культуре русского народа. | Тема: «Обувь русского народа» Содержание: Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви. Рассказ об изготовлении лаптей. Задачи: Образовательные: Закрепить знания об обуви наших предков. Развивающие: Способствовать развитию любознательности, активного словаря. Воспитывающие: Воспитывать интерес к культуре русского народа. |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Пришла коляда — отворяй ворота» Содержание: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Задачи: Образовательные: Обобщить знания о рождественских праздниках. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать интерес к православным праздникам. | Тема: «Бабушкины помощники» Содержание: Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: Образовательные: Закрепить знания о предметах быта наших предков. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина. |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Весёлые подружки» Содержание: Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек.
Задачи: Образовательные: Обобщить знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность). Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства. | Тема: «Чудо помощники» Содержание: Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение сказки «По щучьему велению». Задачи: Образовательные: Закрепить знания о предметах быта деревенской избы. Развивающие: Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству. Воспитывающие: Воспитывать любознательность, усидчивость. | Тема: «Чугунок стоит – в нём картошечка дымит» Содержание: Закрепление знаний о чугунке, ухвате, кочерге и их назначении. Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах. Задачи: Образовательные: Уточнить знания о предметах домашней утвари. Развивающие: Способствовать развитию активного словаря, связной речи. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Тема: «Масленица наша гостья дорогая» Содержание: Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе». Задачи: Образовательные: Уточнить знания о празднике «Масленица». Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие: Воспитывать интерес к православным праздникам. | Тема: «Пуганая ворона и куста боится» Содержание: Знакомство с пословицами о трусости. Чтение сказки «У страха глаза велики». Задачи: Образовательные: Уточнить знания о пословицах (о трусости). Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность). Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Небо голубое, голубой рассвет, Это Гжели ласковый букет» Содержание: Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды. Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды. Задачи: Образовательные: Закрепить знания о народных промыслах. Развивающие: Способствовать развитию активного словаря, связной речи. Воспитывающие: Воспитывать интерес к народным промыслам, эстетические чувства. |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
«Мудрёному и счастье к лицу» Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».
Содержание: Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка». Задачи: Образовательные: Уточнить знания о пословицах (о трусости, учении). Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях). Содержание: Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях). Задачи: Образовательные: Закрепить знания о предметах быта русской избы. Развивающие: Способствовать развитию активного словаря, связной речи, любознательности. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. | «Тканые полотна» Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён». Чтение сказки «Хаврошечка». Содержание: Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён». Чтение сказки «Хаврошечка». Задачи: Образовательные: Закрепить знания народных промыслах. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
«Старинные игрушки» Содержание: Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с изготовлением старинных игрушек. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, воображение). Воспитывающие: Воспитывать интерес к изготовлению кукол из соломы. | «Ситцевое царство» Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». Содержание: Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». Задачи: Образовательные: Закрепить знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | «Посиделки в «избе» Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен. Содержание: Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен. Задачи: Образовательные: Обобщить знания о русской избе, домашней утвари. Развивающие: Развивать интерес к народному фольклору, связную речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать нравственные ценности русского народа: любовь к ближним людям, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину. |
Устное народное творчество:
Вид | Название | Цели |
Сказки | «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», | Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь, мышление, сообразительность. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Потешки Песенки | «Пошёл котик на торжок…» «Наша-то хозяюшка сметлива была»
«Весна» «Уж ты котенька-коток» «Бурёнушка» «Баю, баю, баю куколку качаю» | Развивать интерес к малому фольклору. Развивать память, речь у детей. |
Сказка А.С.Пушкина Сказка К.И.Чуковского Сказка Ш.Перро Рассказ А.Кулешова Рассказ В.Дацкевича Рассказ Б.В.Зубкова Стихотворение Е.Благининой Е.Баратынский И.Суриков И.Плещеев | «Сказка о рыбаке и рыбке» «Федорино горе» «Красная шапочка» «Колос» «От зерна до каравая» «Как солнце в дом пришло» «Огонёк» «Весна» «Зима» «Осень наступила» | Развивать речь, память, интерес к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
3 этап. Заключительный.
- Презентация мини-музея.
- Итоговое мероприятие «Посиделки в русской «избе».
- Разместить конспекты НОД на сайте.
- Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях.
- Планирование работы.
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»
Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:
-«Милости просим»:
продолжить знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.
-«Что расскажет о себе посуда?» (пополнение мини-музея предметами посуды);
-«Чудесный сундучок»: рассматривание вышитых изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).
-расширять знания о рукоделии русского народа.
- «Посидим у самовара»:
продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.
-о русской матрешке;
-о деревянных ложках.
Образовательная деятельность:
ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:
«Как люди на Руси жили»
«Русская крестьянская изба».
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
-Рассматривание иллюстраций, фотографий.
-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.
-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Русский сувенир»
«Чтение художественной литературы»
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», потешка «Наша-то хозяюшка сметлива была».
Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.
Развивать связную и диалогическую речь.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей».
Игры - драматизации:
«Лиса и журавль», «Заюшкина избушка».
Ручной труд:
-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
ОО Художественно – эстетическое развитие.
1.Сказочный лубок» (раскрашивание лубочных картинок).
2.Рукотворная береста (рассматривание альбома «Рукотворная береста»,
Лыкова И.А.)
3.Урало-сибирская роспись (рисование)
4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды)
5.Хохломская роспись (рисование)
6.Русская матрёшка (раскрашивание матрёшек) «Матрёшка – Матрёна»
Лепка:
- «Посуда»
-Аппликация: «Матрёшки»
«Музыка»:
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »
-Разучивание танцев: «Ромашка».
-Оркестр «Игра на ложках».
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры:
-«Ручеёк»
-«Салки»
-«Золотые ворота»
-«Горелки»
Физминутки:
-«Пильщики»
-«Избушка бабы Яги»
Цель: Способствовать развитию движений.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок», «Хаврошечка».
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр:
создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей.
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Сбор предметов для музея «Русская изба».
-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
6. Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск 2004г.
Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.
Лазарева А.И. «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество» 1997г.
Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.
Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...
паспорт- проект "Русская изба"
повышение уровня компетентности воспитателя...
Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...
Паспорт музея «Русская изба»
Паспорт музея «Русская изба»...
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей младшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.Развитие интереса к устному народному творчеству....
Паспорт педагогического проекта "Русская изба"
Паспорт педагогического проекта, в котором описана вся работа проведенная с детьми с тяжелым нарушением речи....
Паспорт проекта региональной направленности для детей дошкольного возраста «Мой родной край»
Паспорт проекта региональной направленности для детей дошкольного возраста «Мой родной край»...