Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

                                      Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-russkaya_izba-5-7l.docx207.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Паспорт проекта:

«Русская изба»

для детей старшего  дошкольного возраста

Картинки по запросу клипарт русская изба

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Демидова Любовь Алексеевна

Озёрск, 2018 год

1. Информационная характеристика педагогического проекта.

1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна

 1.2. Вид: познавательный, коллективный.

1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.

1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель,   родители воспитанников.

1.5. Возраст: 5-7 лет

 1.6. Срок: долгосрочный,  2 года

1.7.  Продукты проекта: итоговое мероприятие с детьми и родителями «Посиделки в избе», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным  и методическим материалом по данной теме.

2. Актуальность.

       Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

        Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички,  приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.  

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта русского народа. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью, исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей.   Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности

Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.

       Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.

        Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.

         Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».

3. Программа проекта:

Цель:

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

  1. Активизировать знания детей о народных промыслах, об интерьере деревенской избы, одежде наших предков.

2.Обогать представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

Развивающие:

1. Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).

  1.  Совершенствовать развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Воспитывающие:

1.Продолжать формировать бережное отношение к предметам русской культуры.

2.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

4. Мотивировать родителей стать участниками  проекта.

3.1. Интеграция областей:

  • Познавательное развитие  — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
  • Социально – коммуникативное развитие  — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры.
  • Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
  • Художественно – эстетическое развитие  — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
  • Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.

3.2. Предполагаемый результат:

    Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

4. Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1.Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.

2. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

3. Подбор предметов домашней утвари.

4. Оформить папки: «Русские народные костюмы», «Чаепитие на Руси», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Прялки».

 5. Подбор и изучение информации, литературы собранных детьми и их родителями.

2этап. Реализация проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр, чтение литературы.

3. Организация предметно – развивающей среды:

- мини-музей «Русская изба» с утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации;

-иллюстративный материал для детей и педагогов по темам: «Русский костюм», «Русская изба», «Утварь», «Праздники на Руси», «Искусства народов Урала»;

-подборка литературы с устным народным творчеством

Познавательно-исследовательская деятельность:

Тематический годовой план

Тема занятия

Содержание

1.

«Первые помощники человека»

Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде.

2.

«Хлеб — всему голова»

Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С.Шуртакова «Зерно упало в землю».

3.

«Светит свет в окошке»

Закрепление знаний у детей о лучине, свече, керосиновой лампе.

Чтение рассказа Б.В.Зубкова «Как солнце в дом пришло».

4.

«Дивные кувшины»

Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага).

5.

«Чудесный кувшин»

Знакомство со Скопинской керамикой.

Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».

6.

«Прялка чудесница»

Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило).

7.

«Половичку веничком курочка метёт»

Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

8.

«Корзинка с пирогами»

Знакомство с берестяной корзинкой.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

9.

«Самовар кипит, уходить не велит»

Беседа на тему: «Чаепитие на Руси».

Чаепитие с сушками.

10.

«Золотая хохлома»

Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек.

11.

«Одежда русского народа»

Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов.

12.

«Обувь русского народа»

Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви.

Рассказ об изготовлении лаптей.

13.

«Чугунок стоит – в нем картошечка дымит»»

Закрепление знаний о чугунке,  ухвате, кочерге и их назначении.

Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах.

14.

«Бабушкины помощники»

Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе.

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

15.

«Весёлые подружки»

Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек.

16.

«Чудо помощники»

Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение  сказки «По щучьему велению».

17.

«Пришла коляда — отворяй ворота»»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок.

18.

«Масленица наша гостья дорогая»

Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе».

19.

«Пуганая ворона и куста боится»»

Знакомство с пословицами о трусости.

Чтение сказки «У страха глаза велики».

20.

«Небо голубое, голубой рассвет,

Это Гжели ласковый букет»

Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды.

21.

«Мудрёному и счастье к лицу»

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

22.

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать»

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях).

23.

«Тканые полотна»

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка».

24.

 «Старинные игрушки»

Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы.

25.

«Ситцевое царство»

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках».

26

«Посиделки в «избе»»

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен.

Перспективный план

Сентябрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема:

«Первые помощники человека»

Содержание:

Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с трудом взрослых в деревне.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Хлеб — всему голова»

Содержание:

Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С. Шуртакова «Зерно упало в землю». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тема:

 «Светит свет в окошке»

Содержание:

Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой.

Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло».

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о предметах старины.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Дивные кувшины»

Содержание:

Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага).

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Тема:

 «Чудесный кувшин»

Содержание:

Знакомство со Скопинской керамикой.

Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с народными промыслами.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Прялка чудесница»

Содержание:

Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило).

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о прялках.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Половичку веничком курочка метёт» 

Содержание:

Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о различных видах труда. Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Корзинка с пирогами»

 Содержание: 

Знакомство с берестяной корзинкой.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о ремесле наших предков.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Тема:

 «Самовар кипит, уходить не велит»

Содержание: 

Беседа на тему: «Чаепитие на Руси».

Чаепитие с сушками.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с домашней утварью. Уточнить знания о чаепитии на Руси.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к социо -культурным ценностям нашего народа. 

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Золотая хохлома»

Содержание:

Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек. 

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, эстетических чувств, мелкой моторики рук. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Одежда русского народа» 

Содержание:

Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о русском  народном костюме.

 Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Тема:

 «Обувь русского народа»

Содержание:

Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви.

Рассказ об изготовлении лаптей.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания об обуви наших предков. Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, активного словаря.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Пришла коляда — отворяй ворота»

Содержание:

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о рождественских праздниках.

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к православным праздникам.

Тема:

 «Бабушкины помощники» 

Содержание:

Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе.

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта наших предков.

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать

интерес к сказкам А.С.Пушкина.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Весёлые подружки» 

Содержание:

Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек.

 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность).

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Тема:

 «Чудо помощники» 

Содержание:

Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение  сказки «По щучьему велению». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта деревенской избы.

Развивающие:

Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Тема:

 «Чугунок стоит – в нём картошечка дымит» 

Содержание:

Закрепление знаний о чугунке,  ухвате, кочерге и их назначении.

Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах. 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о предметах домашней утвари.

 Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

«Масленица наша гостья дорогая» 

Содержание:

Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о  празднике «Масленица».

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к православным праздникам.

Тема:

 «Пуганая ворона и куста боится»

Содержание:

Знакомство с пословицами о трусости.

Чтение сказки «У страха глаза велики». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о пословицах (о трусости).

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Небо голубое, голубой рассвет,

Это Гжели ласковый букет» 

Содержание:

Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к народным промыслам, эстетические чувства.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Мудрёному и счастье к лицу» 

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

 

Содержание:

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

 Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о пословицах (о трусости, учении).

 Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» 

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях).

Содержание:

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях). 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта русской избы. 

Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи, любознательности. Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

«Тканые полотна»

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка».

Содержание:

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания народных промыслах. Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Старинные игрушки» 

Содержание:

Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы. 

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с изготовлением старинных игрушек. 

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, воображение).

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к изготовлению кукол из соломы. 

«Ситцевое царство»

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках».

Содержание:

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о народных промыслах.

 Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность).

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

«Посиделки в «избе»

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен.

Содержание:

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен. 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о русской избе, домашней утвари. 

Развивающие:

Развивать интерес к народному фольклору, связную речь, мышление, память. 

Воспитывающие:

Воспитывать нравственные ценности русского народа: любовь к ближним людям, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Устное народное творчество:

Вид

Название

Цели

Сказки

  «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,  «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»,

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь, мышление, сообразительность. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Потешки

Песенки

 «Пошёл котик на торжок…»

«Наша-то хозяюшка сметлива была»

 

«Весна»

«Уж ты котенька-коток»

 «Бурёнушка»

«Баю, баю, баю куколку качаю»

Развивать интерес к малому фольклору. Развивать память, речь у детей.

Сказка А.С.Пушкина

Сказка

К.И.Чуковского

Сказка Ш.Перро

Рассказ А.Кулешова

Рассказ В.Дацкевича

Рассказ Б.В.Зубкова

Стихотворение Е.Благининой

Е.Баратынский

И.Суриков

И.Плещеев

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Федорино горе»

«Красная шапочка»

«Колос»

«От зерна до каравая»

«Как солнце в дом пришло»

«Огонёк»

«Весна»

«Зима»

«Осень наступила»

Развивать речь, память, интерес к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

3 этап. Заключительный.

  1. Презентация мини-музея.
  2. Итоговое мероприятие «Посиделки в русской «избе».
  3. Разместить конспекты НОД на сайте.
  4. Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях.

  1. Планирование работы.

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»

Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:

 -«Милости просим»:

 продолжить знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

-«Что расскажет о себе посуда?» (пополнение мини-музея предметами посуды);

-«Чудесный сундучок»: рассматривание вышитых изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).

-расширять знания о рукоделии русского народа.
- «Посидим у самовара»:

продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.

-о русской матрешке;

-о деревянных ложках.

Образовательная деятельность:

ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:

 «Как люди на Руси жили»

«Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.

-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Русский сувенир»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», потешка «Наша-то хозяюшка сметлива была».

 Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.

Развивать связную и диалогическую речь.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей».

Игры - драматизации:

«Лиса и журавль», «Заюшкина избушка».

 Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.    

ОО Художественно – эстетическое развитие.

1.Сказочный лубок» (раскрашивание лубочных  картинок).

2.Рукотворная береста (рассматривание альбома «Рукотворная береста»,
Лыкова И.А.)

3.Урало-сибирская роспись (рисование)

4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды)

5.Хохломская роспись  (рисование)

6.Русская матрёшка (раскрашивание матрёшек) «Матрёшка – Матрёна»

 

Лепка:

- «Посуда»

-Аппликация:    «Матрёшки»

 «Музыка»:

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »

-Разучивание танцев: «Ромашка».

-Оркестр «Игра на ложках».

ОО «Физическое развитие»

 Подвижные игры:

-«Ручеёк»

-«Салки»

-«Золотые ворота»

-«Горелки»

  Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Цель: Способствовать развитию движений.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок», «Хаврошечка».

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр:

 создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей.

 -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 -Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск  2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г

Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.

Лазарева А.И.  «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество»  1997г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.

Садовников Д.Н.  «Загадки русского народа» 1960г.

Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф.  «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.

D:\Демидова Л.А\Музей\P1010672.JPGD:\Демидова Л.А\Музей\P1010665.JPG

                                     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

паспорт- проект "Русская изба"

повышение уровня компетентности воспитателя...

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

Паспорт музея «Русская изба»

Паспорт музея «Русская изба»...

Паспорт проекта: «Русская изба» для детей младшего дошкольного возраста

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.Развитие интереса к устному народному творчеству....

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"

Паспорт педагогического проекта, в котором описана вся работа проведенная с детьми с тяжелым нарушением речи....

Паспорт проекта региональной направленности для детей дошкольного возраста «Мой родной край»

Паспорт проекта региональной направленности для детей  дошкольного возраста «Мой родной край»...