Паспорт проекта: «Русская изба» для детей младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.Развитие интереса к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-russkaya_izba-3-4goda.docx118.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Паспорт проекта:

«Русская изба»

для детей младшего  дошкольного возраста

Картинки по запросу клипарт русская изба

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Демидова Любовь Алексеевна

Озёрск, 2019 год

1. Информационная характеристика педагогического проекта.

1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна

 1.2. Вид: познавательный, коллективный.

1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.

1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель,   родители воспитанников.

1.5. Возраст: 3-4 года

 1.6. Срок: долгосрочный,  1 год

1.7.  Продукты проекта: итоговое мероприятие с детьми и родителями «Посиделки в избе», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным  и методическим материалом по данной теме.

2. Актуальность. 

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Слушая колыбельные песни, пестушки, потешки, играя игры-забавы, отгадывая загадки, познаёт смысл пословиц, поговорок и сказок.

Звучность, ритмичность, занимательность потешек, колыбельных песенок, поговорок, пословиц, пестушек, скороговорок, загадок привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить. Что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В пословицах и поговорках отмечают народную мудрость, а в приметах наблюдательность.

Большинство произведений народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности. Чем больше мелких и  сложных движений выполнит ребёнок, тем больше участков мозга включатся в работу.

Знакомясь с предметами народного прикладного искусства, познаёт культуру своего народа.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. И одна из функций — воспитательная. Современные дети с интересом играют в игры, придуманные задолго до их рождения, с удовольствием слушают народные сказки, которые воспитывают будущего гражданина. Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.

Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.

Таким образом, я поставила перед собой цель: развивать речь детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Для реализации этой цели необходимо побудить в ребёнке интерес к устному народному творчеству, предметам старины, прикладному искусству своего народа, желание использовать полученные знания на практике через общение с другими людьми.

Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.

Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.

       Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.

        Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.

         Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».

3. Программа проекта:

Цель:

1. Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

2. Развитие интереса к устному народному творчеству.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить детей с интерьером и  предметами обихода деревенской «избы» (домашней утварью).

 2.Познакомить с декоративно-прикладным искусством народных мастеров.

Развивающие:

1. Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).

2. Совершенствовать развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Воспитывающие:

1.Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры.

2.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3.Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа.

4. Мотивировать родителей стать участниками  проекта.

3.1. Интеграция областей:

  • Познавательное развитие  — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
  • Социально – коммуникативное развитие  — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры.
  • Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
  • Художественно – эстетическое развитие  — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
  • Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.

  • 3.2. Предполагаемый результат: 
  • Развить интерес к предметам старины.
  • Развить интерес к истокам русской народной культуры.
  • Воспитать интерес к устному народному творчеству.
  • Развивать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, сообразительность).

4. Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1.Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.

2. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

3. Подбор предметов домашней утвари.

4. Оформить папки: «Потешки», «Песенки», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Прялки», «Народные игры».

 5. Подбор и изучение информации, литературы собранных родителями.

2этап. Реализация проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр, чтение литературы.

3. Организация предметно – развивающей среды:

- мини-музей «Русская изба» с утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации;

-иллюстративный материал для детей и педагогов по темам: «Русский костюм», «Русская изба», «Утварь», «Народные игры», «Декоративно-прикладное искусство»;

-подборка литературы с устным народным творчеством.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Тематический годовой план:

Тема занятия

Содержание

 

1

«Деток ждет изба»

Первое посещение избы.

Знакомство с предметами избы (печь, стол, лавки, полки, колыбелька).

 

2

«Урожай собирай»

Знакомство с деревянным корытцем и сечкой.

Загадывание загадок об овощах.

 

3

«Во саду – ли,

в огороде»

Драматизация сказки «Репка».

Знакомство с элементами одежды (деда, бабки, внучки).

4

«Чугунок стоит – в нем картошечка дымит»

Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением.

Закрепление знаний об овощах.

5

«Котик – котик – киска»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

6

«Стоит чудо – сундучок»

Знакомство с сундучком. Загадывание загадок о домашних животных (кошка, собака, корова, овца).

7

«Уж ты, котенька – коток»

Знакомство детей с глиняным кувшином (крынкой). Заучивание потешки «Уж ты, котенька – коток».

8

«Сорока – белобока кашу варила».

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком (корчага).

Разучивание потешки «Сорока – белобока».

9

«Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит»

Знакомство детей с самоваром, его назначением. Рассматривание иллюстраций по сказке «Федорино горе». Чтение отрывков из сказки  К.И. Чуковского.

10

«Спи младенец, мой прекрасный»

Знакомство с колыбелькой, с песенкой «Баю, бай, баю, бай, ты собаченька не лай».

11

«Веселые ложки»

Знакомство детей с деревянными ложками. Д/и «Чья это ложка?» по сюжету сказки «Три медведя». Чтение  сказки «Три медведя».

12

«Мишкин коробок»

Знакомство детей с берестяным коробком. Чтение сказки «Маша и медведь».

13

«Скачет сито по полям»

Знакомство детей с ситом, с его назначением. Рассматривание иллюстраций по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе», чтение отрывка.

14

«Уж ты, белая березонька»

Знакомство с дровами из берёзы. Закрепление знаний у детей о деревьях (берёза, ель, клён, рябина).

Д/и «С какого дерева листок?».

15

«Возле печки посидим и стихи заучим»

Рассматривание иллюстраций о зиме. Заучивание стихотворения «Белый снег пушистый…».

16

«Уж ты, лисонька – лиса»

Знакомство детей со скалкой. Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

17

«Чудо помощники»

Знакомство с коромыслом, деревянными вёдрами. Рассматривание иллюстраций по сказке «По щучьему велению».

18

«Бабушкины помощники»

Знакомство с деревянным корытом и стиральной доской. Рассматривание иллюстраций,  сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

19

«Печка, печка – «матушка»

Знакомство с заслонкой, ухватом, кочергой. Чтение отрывка из русской народной сказки «Гуси – лебеди».

20

«Половичку веничком собачка метет»

Знакомство с берёзовым веником, половиками. Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была».

21

«Стой, мой козлик»

Знакомство с обитателем избы – козликом. Заучивание потешки «Привяжу я козлика…».

22

«Прялка –  чудесница»

Знакомство с прялкой, веретеном. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

23

«Теплые вещички»

Знакомство с шерстью, пряжей, клубком. Закрепление знаний об одежде.

24

«Вот какая мама»

Этическая беседа «Моя любимая мама». Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама».

25.

«Масленица – наша гостья дорогая»

Знакомство детей с праздником «Масленица». Чаепитие с блинами в «избе».

26

«Ой! Вы лапти мои»

Знакомство с лаптями. Закрепление знаний об обуви.

27

«Да здравствует, мыло душистое»

Знакомство с рукомойником. Повторение потешки «Водичка, водичка».

28

«Петя, Петя – петушок».

Знакомство с новым персонажем «избы» петушком. Разучивание потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок».

29.

«Петина семья»

Знакомство с семьей петушка. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

30

Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

31

«Пришла весна – красна»

Рассматривание иллюстраций о весне. Разучивание потешки «Весна».

32

«Избушка, избушка»

Рассматривание иллюстраций деревенской избы. Чтение сказки «Заюшкина избушка».

33

«Здравствуй ясно солнышко»

Закрепить знания детей о приметах весны. Разучивание потешки «Солнышко – вёдрышко».

34

«До свидания.

Милая избушка»

Закрепление знаний о предметах обихода «избы».

Д/и «Скажи, что это такое?». Прощальное чаепитие в «избе».

Перспективный план по проекту: «Русская изба»

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Задачи

                                                                                      сентябрь

1

«Деток ждет изба»

Первое посещение избы.

Знакомство с предметами избы:

печь, стол, лавки,

полки, колыбелька.

Обучающие:

Расширять знания об окружающем.

 Дать понятие о свойствах и назначении предмета.

Развивающие:

 Развивать речь, любознательность, внимание.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам деревенской «избы».

 

 2

«Урожай собирай»

Знакомство с деревянным

корытцем, сечкой.

Загадывание загадок об

овощах.

Обучающие:

Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой).

Развивающие:

Развивать речь, мышление, сообразительность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3

«Во саду – ли,

в огороде»

Драматизация сказки

«Репка». Знакомство с

элементами одежды

деда, бабки, внучки.

Обучающие:

Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой – ушанкой, веночком.

Развивающие:

Развивать речь, память, воображение. 

Воспитывающие:

 Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки.

4

«Чугунок стоит –

в нем картошечка дымит»

Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление знаний об овощах.

Обучающие:

Познакомить с предметом «избы» чугунком.

Развивающие:

Развивать память, речь, мышление.

 Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

                                                                                   октябрь

1

«Котик – котик – киска»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Обучающие:

Расширять знания о домашних животных.

Развивающие:

Развивать речь, память; умение отвечать на вопросы.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2

«Стоит чудо – сундучок»

Знакомство с сундучком.

Загадывание загадок о домашних животных.

Обучающие:

Продолжать знакомить с интерьером избы. 

Развивающие:

 Развивать речь, сообразительность, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к малому фольклору.

3

«Уж ты, котенька – коток»

Знакомство детей с глиняным горшком (крынкой).

Чтение потешки «Уж ты, котенька – коток».

Обучающие:

Познакомить детей с предметом деревенской избы (крынкой).

Развивающие:

 Развивать речь, любознательность, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, усидчивость.

4

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода (корчагой) глиняным горшком.

Разучивание потешки «Сорока – белобока».

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с домашней утварью.

Развивающие:

Развивать память, речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать желание запоминать потешки.

                  ноябрь

1

«Да на вышитой салфеточке

 самовар стоит,

словно жар горит»

Знакомство детей с самоваром, его назначением.

Чтение отрывка из  сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с домашней утварью.

Развивающие:

Развивать любознательность у детей.

Развивать умение

отвечать на вопросы воспитателя. 

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского.

2

«Спи младенец мой прекрасный»

Знакомство с колыбелькой (зыбкой).

Разучивание потешки «Баю, бай,  ты собаченька не лай».

Обучающие:

Познакомить с предметом обихода – колыбелькой.

Развивающие:

Развивать интерес к русской народной культуре.

Развивать память, речь. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3

«Весёлые ложки»

Знакомство детей с деревянными ложками.

Д/и «Чья это ложка?» по сюжету сказки «Три медведя».

Чтение сказки.

Обучающие:

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

Развивающие:

Развивать речь, внимание, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

4

«Мишкин коробок»

Знакомство детей с берестяным коробком.

Чтение сказки «Маша и медведь».

Обучающие:

Продолжать знакомить с народными промыслами.

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание.

 Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, интерес к устному народному творчеству.

                          Декабрь

1

«Скачет сито по полям»

Знакомство детей с ситом, с его назначением.

Рассматривание иллюстраций по сказке «Федорино горе».

Чтение отрывка из сказки.

Обучающие: 

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

Развивающие:

Развивать речь, внимание, любознательность. 

Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского.

2

«Уж ты, белая березонька»

Знакомство с дровами из березы.

Закрепление знаний у детей о деревьях (берёза, тополь, клён).

Обучающие: 

Расширять знания о деревьях.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость у детей.

3

«Зимушка-зима»

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Заучивание стихотворения о зиме «Белый снег пушистый».

Обучающие: 

Расширять знания о временах года. 

Развивающие:

Развивать речь, воображение, память.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость у детей.

4

«Уж ты, лисонька- лиса»

Знакомство детей со скалкой.

Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из сказки «Лисичка со скалочкой».

Обучающие: 

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

 Развивающие:

Развивать речь, любознательность, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

                                                  январь

1

каникулы

2

каникулы

3

«Чудо - помощники»

Знакомство с коромыслом, деревянными вёдрами.

Рассматривание иллюстраций по сказке «По щучьему велению».

Обучающие:

 Продолжать знакомить с предметами деревенской избы.

Развивающие:

Развивать речь, любознательность, память.

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

4

«Бабушкины помощники»

Знакомство с деревянным корытом и стиральной доской.

Рассматривание иллюстраций по сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского.

Чтение отрывка из сказки.

Обучающие:

 Продолжать знакомить с предметами деревенской избы.

Развивающие:

Развивать речь, любознательность, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского.

Воспитывать усидчивость у детей.

                                                                                                      Февраль

1

«Печка, печка, матушка»

Знакомство с заслонкой, ухватом, кочергой.

Чтение сказки «Гуси – лебеди».

Обучающие: 

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес  к устному народному творчеству.

2

«Половичку веничком собачка метет»

Знакомство с берёзовым веником, половиками.

Заучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была».

Обучающие: 

Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. 

Развивающие:

Развивать память, речь, любознательность.

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес  к устному народному творчеству.

3

«Стой мой козлик»

Знакомство с обитателем избы – козликом.

Чтение потешки «Привяжу я козлика».

Обучающие: 

Закреплять знания о домашних животных.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес  к устному народному творчеству.

4

«Прялка - чудесница»

Знакомство с прялкой, веретеном.

Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Обучающие: 

Расширять знания о предметах старины.

Развивающие:

Развивать умение

отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость у детей.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

                                                                           март

1

«Тёплые вещички»

Знакомство с шерстью, пряжей, клубком.

Закрепление знаний об одежде.

Обучающие: 

Закреплять знания о домашних животных.

Развивающие:

Развивать речь, память, мышление.

 Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам.

2

«Вот какая мама»

Этическая беседа «Моя любимая мама».

Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама».

Обучающие: 

Расширять знания о членах семьи.

 Развивающие:

Развивать память, речь, мышление, умение составлять небольшой описательный рассказ о маме. Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к матери.

3

«Масленица – наша гостья дорогая»

Знакомство детей с праздником «Масленица».

Чаепитие с блинами в «избе».

Обучающие: 

Расширять знания о народных праздниках.

 Развивающие:

Развивать речь, любознательность. 

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.

4

«Ой! Вы лапти мои»

Знакомство с лаптями.

Слушание песенки «Ой, вы лапти мои».

Закрепление знаний об обуви.

Обучающие:

Расширять знания о предметах старины.

Развивающие:

Развивать речь, память, музыкальный слух. 

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, к музыкальным произведениям.

                                                                 апрель

1

«Да, здравствует мыло душистое!»

Знакомство с рукомойником.

Разучивание потешки «Водичка, водичка».

Обучающие:

Продолжать знакомить с предметами старины.

Развивающие:

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству.

2

«Петя, Петя - петушок»

Знакомство с новым персонажем «избы» - петушком.

Разучивание потешки «Петушок, петушок – золотой гребешок».

Обучающие:

Расширять знания о домашних птицах.

 Развивающие:

Развивать память, речь у детей.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3

«Петина семья»

Знакомство с семьёй петушка.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

Обучающие:

Закреплять знания о домашних птицах.

 Развивающие:

Развивать речь, память, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

Воспитать интерес к художественной литературе.

4

«Трень –  брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

Обучающие:

Расширять знания о музыкальных инструментах. Развивающие:

Развивать речь, память, мышление.

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

                     Май  

                                 май

1

«Пришла весна - красна»

Рассматривание иллюстраций о весне.

Разучивание потешки  «Весна».

Обучающие:

Расширять знания о временах года.

Развивающие:

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2

«Избушка, избушка»

Рассматривание иллюстраций деревенской избы.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Обучающие:

Расширять знания о деревенской избе.

Развивающие:

Развивать память, речь, мышление, сообразительность

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3

«Здравствуй ясно солнышко»

Закрепление знаниё о приметах весны.

Разучивание потешки «Солнышко – ведрышко».

Обучающие:

Закреплять знания о приметах весны.

Развивающие:

Развивать речь, мышление, сообразительность, память. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

4

«До свидания, милая избушка»

Закрепление знаний о предметах обихода «избы».

Д/и «Скажи, что это?»

Прощальное чаепитие в «избе».

Обучающие:

Уточнить знания о предметах деревенской избы. Развивающие:

Развивать речь, мышление, сообразительность, память. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Устное народное творчество:

Вид

Название

Задачи

Сказки

  «Репка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему велению».

Обучающие:

Продолжать знакомить с русскими народными сказками.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивающие:

Развивать речь, мышление, сообразительность.  

Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Потешки

 «Как у нашего кота»

«Наша-то хозяюшка сметлива была»

 «Солнышко-вёдрышко»

 «Весна»

 «Водичка-водичка»

 «Петушок, петушок-золотой гребешок»

 «Сорока - белобока»

 «Уж ты котенька-коток»

 «Привяжу я козлика»

 «Баю, бай, ты собаченька не лай»

Обучающие:

Приобщать детей к малым формам фольклора.

Развивающие:

Развивать память, речь у детей.

 Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Сказка А.С.Пушкина

Сказка

К.И.Чуковского

Рассказ К.Д.Ушинского

Стихотворение Е.Благининой

Стихотворение

Суриков

«Сказка о царе Салтане»

«Федорино горе»

«Петушок с семьёй»

«Вот какая мама»

«Белый снег пушистый»

Обучающие:

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, К.И.Чуковского. 

Развивающие:

Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать речь, память, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественной литературе.

3 этап. Заключительный.

1.Итоговое мероприятие «Посиделки в русской «избе».

2.Разместить конспекты НОД на сайте.

3.Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях.

  1. Планирование работы.

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»

Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:

 -«Милости просим»:

 Познакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

-«Что расскажет о себе посуда?» (пополнение мини-музея предметами посуды);

-«Чудесный сундучок»: рассматривание костюмов русского народа, изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).

-Познакомить детей с  рукоделием русского народа.
- «Посидим у самовара»:

продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.

-о русской матрешке;

-о деревянных ложках.

Образовательная деятельность:

ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:

 «Как люди на Руси жили»

«Русская крестьянская изба».

Цель: Развивать интерес детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.

-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Русский сувенир»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди»,

«Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему велению».

Потешки: «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Как у нашего кота», «Весна», «Солнышко-вёдрышко», «Водичка-водичка», «Петушок, петушок-золотой гребешок», «Сорока - белобока»,  «Уж ты котенька-коток», «Привяжу я козлика», «Баю, бай, ты собаченька не лай».

Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.

Развивать диалогическую речь, память, воображение.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей».

Игры - драматизации:

«Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

 Ручной труд:

-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.    

ОО Художественно – эстетическое развитие.

1. «Сказочный лубок» (раскрашивание лубочных  картинок).

2.Дымковская роспись (рисование отдельных элементов)

3. «Клубочки» (рисование карандашами)

4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды)

5.Хохломская роспись  (рисование отдельных элементов)

6.Русская матрёшка (раскрашивание матрёшек) «Матрёшка – Матрёна»

Лепка:

- «Посуда»

-Аппликация:  «Матрёшки», «Салфетки», «Украшаем тарелочки».

 «Музыка»:

-Разучивание песенок.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Разучивание хороводов, народных игр.

-Оркестр «Игра на ложках».

ОО «Физическое развитие»

 Подвижные игры:

-«Гори, гори ясно»

-«Зайка беленький»

-«Золотые ворота»

-«Карусели»

  Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Цель: Способствовать развитию движений.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Гуси-лебеди», «Теремок», «По щучьему велению».

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр:

 создание предметно - развивающей среды, разместить в группе половики и коврики.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, аппликации.

Взаимодействие с семьёй.

 -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 -Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск  2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г

Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.

Лазарева А.И.  «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество»  1997г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.

Садовников Д.Н.  «Загадки русского народа» 1960г.

Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф.  «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.

                                     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

                                    Формирование  представлений детей о русской культуре и воспита...

паспорт- проект "Русская изба"

повышение уровня компетентности воспитателя...

Паспорт музея «Русская изба»

Паспорт музея «Русская изба»...

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"

Паспорт педагогического проекта, в котором описана вся работа проведенная с детьми с тяжелым нарушением речи....

Паспорт проекта региональной направленности для детей дошкольного возраста «Мой родной край»

Паспорт проекта региональной направленности для детей  дошкольного возраста «Мой родной край»...

Методическое пособие «Русская изба» Для детей дошкольного возраста с ОВЗ

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивн...