Конспект занятия в подготовительной группе "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

формирование представлений о зиме и способах выражения зимних явлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимушка -зима».

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, самообслуживание, продуктивная, музыкально-художественная,

Тема образовательной деятельности: «Зимушка-Зима»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: формировать представления о зиме и способах выражения зимних явлений в разных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Средствами художественного слова, картин и музыки показать детям, как прекрасна природа в зимнее время.

- Учить передавать впечатление о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности.

- Обогатить и активизировать словарь детей по теме «Зима».

- Создать доброжелательную атмосферу совместного творчества детей, атмосферу добра и радости.

Развивающие:

- Развивать речь, воображение, вызвать эмоциональный отклик.

- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.

- Передавать настроение, характер музыки в движении.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

наблюдение за зимней природой во время прогулок , чтение и разучивание стихов о зиме


Ход


Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей, они пришли посмотреть, как мы с вами живем в детском саду, чем занимаемся. И нам нужно обязательно поздороваться со всеми.

    Добрый день, добрый день,

     Нам здороваться не лень,

     Этими словами здороваемся с Вами.

               -    Гости наши очень любят музыку и ответ

Мы поздороваемся с девочками.

  -   Здравствуйте, девочки!

 -   Здравствуйте, мальчики!

Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие… 
Друзья, Вам интересно, куда же мы отправимся? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание. В этом ребусе спрятано слово, мы должны его разгадать.

Дети: Зима

Воспитатель: Совершенно верно. Мы отправимся в царство к Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо совершить волшебство.

Давайте посмотрим в зеркало и скажем волшебные слова:

В зеркале отражусь

Где захочу, там и окажусь

Перенеси нас, зеркало в царство зимней природы…

Слайд 1

Воспитатель: А вот и сама красавица зима!

Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу.

Слайд 2-7

Посмотрите, какая красота!

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в стихотворении? (Зима). Правильно! Молодцы слушали внимательно.

Но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили, что же мы знаем о зиме.

Дети: Зима — одно из четырех времен года.

Воспитатель: А сколько зимних месяцев?

Дети: У зимы три месяца –

Воспитатель: А кто мне назовет их?

Дети: декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: А что вы еще знаете о зиме?

Дети: Зимой очень холодно, выпадает снег.

Слайд 8 -11

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: А из чего состоит снег?

Дети: Снег состоит из ледяных кристаллов — снежинок.

Слайд 12

Воспитатель: Да, Снежинки слуги Зимы. Они тихо переговариваются, касаясь друг друга своими хрустальными лучиками. Именно они помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Что же происходит зимой с деревьями?

Слайд 13-15

Дети: Деревья зимой « спят» под снежным покрывалом.

Слайд 16-17

Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы.

Дети: Холодно, голодно.

Воспитатель: Что еще мы можем рассказать о зиме?

Дети: Зима — любимое время года детворы. Зимой можно кататься на коньках, лыжах и санках, можно лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.

Игра: « Снежки»

Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.

Скажите пожалуйста какая же у нас зима?

Слайд18

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим.

слайд 19– зимний пейзаж. ( Картины художников)

Воспитатель:  Посмотрите на эти картины. К какому жанру они относятся.

Дети: Это пейзажи.

Воспитатель: Правильно, давайте назовём картины и их авторов.

Слайд 20

Дети:  Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря

Слайд 21

Дети: «Зимний сон» Аполлинария Михайловича Васнецова.

«Зима» Алексея Кондратьевича Саврасова.

Воспитатель: А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…

Воспитатель: Какое красивое и поэтическое время года зима! Многие художники, поэты, композиторы любили её за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски, воспевали зимушку в своих произведениях.

Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка к нам в дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

(Дети сидят на стульях и слушают  отрывок из произведения П.И. Чайковского видео фрагмент)

- Неправда ли сказочная мелодия? Это ребята Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор сочинил такую прекрасную музыку. « Вальс снежных хлопьев» из зимней сказки « Щелкунчик»

Расскажите, какая эта музыка (вьюжная, метельная, снежная, кружащаяся, сверкающая, переливающаяся, изящная, сказочная, загадочная, воздушная, волшебная, то тихая, то громкая).

Воспитатель:  Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы – Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где- то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как- будто опускается на землю.

Дети: Такой легкий , звонкий, хрустальный голосок может быть у снежинок.

Воспитатель: Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?

Дети: Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.

Воспитатель: Целый лес вальсирует,  вместе со снежинками. И красивые, сверкающие, мягкие, пушистые снежинки в танце ложатся на ветки деревьев.

Физминутка

Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся) 
Падают на землю кружевные звёзды 
(приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку 
(ловят) 
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! 
(дуют)

В- Ой, ребята я совсем позабыла, что пора возвращаться в детский сад. Подходите ближе к волшебному зеркалу посмотрим в него и скажем волшебные слова:

В зеркале отражусь

Где захочу там окажусь

Перенеси нас зеркало

Обратно в сад.

В:  Давайте подумаем, как мы можем отблагодарить Зиму за гостеприимство?

Дети: Нарисовать зимний пейзаж.

Воспитатель: Хорошая идея. Какой тон преобладает в зимних пейзажах?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Фон у нас уже готов, мы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как зиме присущи розово сиреневые цвета, особенно, в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками. Подумайте, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке .

А чем отличается изображение деревьев на переднем плане от изображения на заднем плане.

Дети: Тем, что они более четко видны, крупнее размером.

В: Кто всё продумал — может аккуратно приступать к рисованию зимних пейзажей гуашью

Выполнение работ детьми под музыку Шопена «Зима»

Ребята, так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом. А снег это снежинки.

Педагог: Перед тем ,как украсить рисунок снегом мы станцуем « Снежный вальс».

Танец: « Снежный Вальс»

В: Как красиво вы танцуете, и я надеюсь, что рисунок будет такой же красивый.

Педагог: Сейчас мы с вами наденем фартуки и изобразим падающий снег способом «набрызгав», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После этого с помощью кисти белой гуашью покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».

Дети рисуют. Педагог поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках) Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь по необходимости.

Коллективная работа.

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, зимним лесом.

Музыка

Анализ работ:

Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная работа?

У кого самый густой Лес?

У кого самые глубокие сугробы?

А у кого самая аккуратная работа?

Как вы думаете, Зиме понравятся наши зимние пейзажи?

Итог занятия:

С помощью чего мы изобразили падающий снег? Подумайте, где мы можем применить наш полученный сегодня опыт? ( сделать фон способом «набрызгав» для любого рисунка). Устроить выставку детских работ. Быть экскурсоводами на этой выставке. Рассказать и показать родителям, чем занимались сегодня.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о зиме.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. Ой! Ребята, посмотрите Снежный комочек зимы. Давайте посмотрим , что в нем? Так это же зима оставила нам подарки. (открываю снежный ком – достаю подарки для детей)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...