"Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе."
статья по развитию речи (младшая группа)

Дружина Елена Алексеевна

Речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек»

Тема:

«Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе»

Воспитатель: Дружина Е.А.

г. Тамбов, 2018


Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.

Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:

  1. Работу над звуковой культурой речи;
  2. Формирование грамматических навыков;
  3. Расширение словарного запаса слов;
  4. Развитие речевого творчества;
  5. Развитие связной речи.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Существуют несколько методов развития речи:

Словесный: Чтение произведение;

Вопросы к детям по содержанию произведений;

Пересказ произведения;

Заучивание наизусть;

Выразительное чтение;

Беседа по произведению;

Прослушивание грамзаписи;

Практический: Элементы инсценировки;

Игры-драматизации;

Дидактические игры;

Театрализованные игры;

Использование разных видов театра;

Игровая деятельность.

Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

Элементы инсценировки;

Движение пальцами, руками.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

  • Словарный запас к концу 3-го года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.
  • Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, одежды и прочее, т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем их окружении.
  • В словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25%) и меньше всего (10%) прилагательные.

Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

  • Однако к концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 2000 слов.
  • Разнообразней становится словарь и в качественном отношении.
  • Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово - «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов.

Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления.

Сравним грамматический строй у детей трех и четырех лет:

  • На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.
  • При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов.
  • Небольшие тексты, почитанные многократно, запоминают наизусть.
  • ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности устанавливает зависимость между предметами делает умозаключения
  • На четвертом году жизни ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
  • На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.

Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки:

неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными;

неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»);

при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом домов, ручка «ручков»);

наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»),

С возрастом проявляется наиболее интенсивно овладение словообразованием, формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 — 3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3—4 и более). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.
Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 г. произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими. Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).

Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)

Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)

В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

 Данные проблемы в развитии речи можно решить с  помощью дидактических игр : их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Познавая окружающий мир по средствам дидактического материала, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы. Так же провожу консультации с родителями, отвечая на главный вопрос Какие же действия родителей  помогут быстрее исправить недостатки детской речи? 

Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно, дайте речевой образец.

Говорите вслух о том, что делаете, чувствуете. Говорите ясно, четко, не «сюсюкая». Спрашивайте о том, что делает, думает сам ребенок, выясняйте его отношение к увиденному или услышанному (сказке, рассказу).

Следите за своей речью. В ней не должно быть « слов-паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери.

  Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше употреблять слово так, как оно есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

·  Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, чаще вспоминайте о фольклоре: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т. д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует.

В моей II младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Уже с младшей группе надо учить детей говорить и быстро и медленно. Для этого произносить звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?

Дети нашей группы могут:

  • выполнять простые словесные поручения,
  • воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.);
  •  начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
  •  определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения
  • знает назначение основных предметов
  • понимает степени сравнений
  • определяет пол людей по роли в семье
  •  понимает время, использует прошедшее и настоящее время
  • считает до пяти

Так же на четвертом году жизни у детей отмечается:

  •  заметное улучшение произношения,
  • речь становится более отчетливой дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель.
  • Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. появляются зачатки монологической речи.
  • В речи детей преобладают простые распространенные предложения.
  •  Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.
  • Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.
  • Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
  • Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Итогом работы и усилий будет

  • Словарный запас достигнет 2000 слов.
  • Словарный запас обогатится за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  • Появится «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • У многих детей звукопроизношение нормализуется, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

А хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволит запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию детей во второй младшей группе "На сказочной полянке"

Конспект НОД по речевому развитию детейво второй младшей группе "На сказочной полянке"...

Речевое развитие детей во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» «Опиши игрушку».

. Подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке.Закреплять умение выделять характерные признаки предметов. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе....

Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе

Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе. Особое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей....

Консультация для родителей «Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе»

Консультация знакомит родителей с особенностями речевого развития детей с 3 до 4 лет"...

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе

laquo;УГАДАЙ ИГРУШКУ»Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить пра...

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе...

Характеристика речевого развития детей во второй младшей группе

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед пе...