Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Весну выручаем» в старшей подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Смольянинова Галина Алиповна

Программное содержание:

Ст. гр. -развивать монологическую форму речи, умение составлять рассказ о весне, опираясь на схему; упражнять в подборе прилагательных к существительному, существительное к прилагательному. Развивать умение определять место звука в слове. Расширять представления о весне, как времени года; знания о народных традициях весной, побуждение использования в речи фольклора. Продолжать формировать умение и навыки работы с тестом и другими материалами (изюмом). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формирование отзывчивости и желания помогать.

Подг. гр. -продолжать совершенствовать монологическую форму речи, умение составлять рассказ о весне, используя схему; совершенствовать умение определять место звука в слове. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным; в составлении предложения с заданным словом, определении последовательности слов, выкладывании схемы. Закреплять представления о весне, как времени года; знания о народных традициях весной, побуждение использования в речи фольклора. Применять известные способы и техники работы с различным материалом (тестом, используя дополнительный материал (изюм). Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы товарищей и при необходимости дополнять или исправлять их.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативная – воспитание дружеских взаимоотношений, инициативности, привычки сообща играть, заниматься, формирование сочувствия, отзывчивости, желания радовать окружающих хорошими поступками.

Познавательное развитие – расширение и обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе, формирование представлений о народных весенних традициях и праздниках.

Речевое развитие – развитие речи как средства общения, совершенствование умения использовать разные части речи, фонематического слуха, развитие связной речи при составлении рассказа, упражнения в составлении предложения.

Худ. -эстетическое развитие – приобщение детей к народному искусству, совершенствование умений использовать в лепке тесто и другие материалы,реализация самостоятельной музыкальной деятельности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятия фольклора, изобразительная, музыкальная.

Предварительная работа: беседы, просмотр презентации о весне, знакомство с весенними народными обычаями и традициями, знакомство и заучивание закличек, песенок, хороводов; словесные упражнения, работа над предложением, звуковым составом слов; использование в лепке различных материалов.

Материал и оборудование: схема рассказа о весне, экран, три шкатулки, «волшебная палочка», «посылка» от дядюшки «Ау», тесто и виноград для лепки, полоски для обозначения слов в предложении, испечённые «жаворонки», аудиозапись музыки для «минутки релаксации», песня «Весенний хоровод», костюм «Весна».

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

В: Ребятки, а вы любите загадки?

Д: Да!

В: Попробуйте отгадать мою загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса-

Значит к нам пришла… (Весна)

Картина весны появляется на экране.

В: Правильно, почему вы решили, что это весна? Что вы знаете о весне?

В: А давайте и весну в гости пригласим. Как Весну на Руси кликали?

Д: Весна! Весна красна!

Тёпло солнышко,

Приди скорей, согрей детей!

С великой милостью,

Со льном высоким

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Дети проговаривают закличку и, вдруг, раздаётся шум сильного ветра (метель, пурга, вьюга)

В: удивляется. – Что вы услышали, что за звук? Звали мы, ребятки, Весну, а прилетел к нам Холодный Ветер.

Воспитатель замечает посылку и обращает внимание детей на неё.

В: Как вы думаете, что это и откуда? (ответы детей). Видимо это ветер нам посылку принёс. Давайте узнаем от кого.

В: читает. Для ребят группы «Берёзка», а от кого сами догадайтесь. (на экране появляется Дядюшка АУ). Достаёт письмо, читает : «Дорогие ребята, в наш лес не может прийти весеннее тепло, потому что злой Холодный Ветер задержал Весну. Весна попросила обратиться к вам за помощью».

В: Что же делать? Хотите помочь Весне?

Д: Да!

В: Давайте попробуем. Для этого нам нужно выполнить все задания Холодного Ветра. Задания лежат в посылке. Если мы справляемся с ответом, то услышим звон ручейка, а если нет, то Холодного Ветра. Все готовы?

В: 1 задание: назовите весенние месяцы, названия этих месяцев в народе и почему так называют.

Д: Март-протальник, апрель-снегогон, май-травень.

Звенит ручеёк. Воспитатель сообщает, что с 1 заданием справились.

Достают из посылки 2 задание – схемы составления рассказа и предлагает детям пройти на стульчики.

В: Второе задание заключается в составлении рассказа о весне.

Нужно повторить с детьми обозначения на схеме.

Заслушивают 3 рассказа.

Звучит ручеек. Воспитатель хвалит детей.

Подходят к посылке и вынимают 3 задание – картинку грустного солнышка. Солнышко появляется на экране. Дети подходят поближе.

В: Посмотрите, какое солнышко? А как вы думаете, почему? Что могло случиться с Солнышком? Видно Холодный Ветер и Солнышко заколдовал, сковал, лучики забрал. Кто может помочь солнышку? Как вы думаете? (дети отвечают). А мы можем превратиться в волшебников? А какие мы будем с вами волшебниками добрыми или злыми? (добрыми). А добрые волшебники говорят какие слова? (добрые) .Так давайте скажем много хороших и добрых слов о солнышке. У каждого волшебника есть волшебная палочка. Будем передавать волшебную палочку друг другу и называть слово – расколдовывать солнышко.

Воспитатель даёт детям «волшебную палочку» и дети по очереди произносят слова.

Д: Красивое, тёплое, жёлтое, ласковое, приветливое, сверкающее.

Дети говорят слова и на экране у солнышка появляются лучики.

В: Ну что ж, Холодный Ветер, справились мы с заданием?

Слышится шум Холодного Ветра.

В: Видимо не хватило солнышку добрых слов. Давайте, ребята, ещё «поколдуем». На что похоже солнышко?

Солнце жёлтое, как (одуванчик)

Солнце круглое, как (мячик)

Солнце ласковое (бабушка)

Солнце румяное, как (блинчик)

Звон ручейка.

Воспитатель хвалит детей.

В: Ребятки, Солнышко хочет погреть нас. Ложитесь на спинку закрывайте глазки.

Дети ложатся на пол и звучит спокойная музыка.

В: Представьте, что здесь растёт зелёная травушка- муравушка. Вы лежите на ней, как на пушистой перинке. Ласковые, нежные лучики солнца ласкают ваш лоб, носик, щёчки. Тепло лучиков касаются ваших рук, ног, греют ваше тело. Вам тепло и приятно, вы чувствуете себя хорошо. Дружно потянемся, откроем глазки. Вы отлично погрелись. Давайте поблагодарим солнышко.

В: Ну что ж, ребята, давайте посмотрим следующее задание, четвёртое.

Воспитатель вынимает три шкатулки.

В: Что это такое, что нам знакомо в шкатулках? (схемы для определения места звука в слове). Нам предлагает Ветер слова, которые нужно разложить по этим шкатулкам. В первую нужно положить слова, в которой звук «А» находится первым, во вторую – в середине слова, в третью – в конце слова.

Дети раскладывают по шкатулкам. На шкатулках обозначения: схема слова, где выделенный звук в начале, в середине, в конце (весна, апрель, май, сосулька, капель, ручей)

Слово «ручей» специально подбирается без звука «А».

Старшие дети могут помочь младшим.

Раздаётся звук ручейка, воспитатель хвалит детей.

В: Предлагаю пройти к посылке и посмотреть, остались ли задания. Холодный Ветер спрашивает, что хозяйки пекли, когда весну ждали. Что же это может быть? Давайте вспомним, что пекут люди, когда весну встречают, поторапливают.

Д: Пекли «жаворонков».

В:А мы с вами можем весну поторопить? (Да). Что нам для этого нужно сделать?

Д: Испечь «жаворонков»

В: А кто нам поможет тесто приготовить? (дети отвечают)

В: Но у нас осталось задание для самых старших. А кто у нас самый старший? (остаются дети подготовительной группы). А остальные ребята проходите готовить тесто.

Дети старшей группы проходят готовить рабочие места.

Воспитатель остаётся с детьми подготовительной группы, берут из посылки последнее задание, проходят за стол.

В: В последним задании нужно составить предложения со словом «весной», это слово должно быть первым в предложении, выложить схему этого предложения. Это слово должно находиться на первом месте. В предложении должно быть четыре слова.

Дети составляют, выкладывают, определяют положения слов в предложении.

Звук ручейка. Воспитатель хвалит детей и проходит с ними к остальным ребятам. Дети одевают фартуки, садятся вместе с воспитателем.

На столе приготовленные кусочки теста и изюминки для глаз. Можно спросить, что ещё можно использовать

В: Ребятки, а кто вспомнит, как делать жаворонков? Кто хочет показать?

Д: Сначала раскатаем колбаску из теста. Затем увяжем узелком, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Сверху сделаем глазик из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».

В: Ребятки, а как нужно с тестом работать?

Д: Аккуратно и с любовью. (Дети выполняют)

В:Сейчас мы их отдадим Наталье Александровне, а пока ждём, предлагаю встать в «Весенний хоровод».

Заходит Весна с жаворонками в руках, здоровается, благодарит детей за помощь, угощает жаворонками детей и гостей. Уходит.

В: Ребята, какое мы сегодня с вами дело сделали? (доброе) Жаль, что Дядюшка Ау не видел этого. Как же мы можем ему об это сообщить? (Дети высказываются). А давайте ему письмо вечером напишем «Как мы Весну выручали». Он будет рад.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию и театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе с ОНР  "Пожар на Дне рождения!"...

НОД конспект интегрированного занятия по речевому развитию, социально-коммуникативному развитию для подготовительной группы "Мы любим сказки"

В данном конспекте интегрированы образовательные области художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.Дети в конце занятия показываюь драматизацию сказки "Заюшкина изб...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием ИКТ в средней группе детского сада.

Практика использования ИКТ в совместной или организованной деятельности  позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества:1. Современность и акт...