Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;

- формирование грамматического строя речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Развивающие:

- развитие связной речи – монолог, диалог;

- развитие и обогащение лексики;

- развитие памяти, внимания, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;

- формирование грамматического строя речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Развивающие:

- развитие связной речи – монолог, диалог;

- развитие и обогащение лексики;

- развитие памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание интереса к происходящим изменениям в природе;

- воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг. момент

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, чтобы нас услышали. Будем работать дружно.

Подготовим наши язычки для чистоговорки:

на - на - на - наступила весна.

но - но - но - распахнем окно.

не - не - не - рады мы весне.

Звучит аудиозапись «Капель и пение птиц».

Воспитатель (читает загадку на фоне музыки):

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …(Весна)

Дети отвечают (весна)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами чувствуем приближение весны?

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Назови признаки весны».

(игра с мячом, по цепочке называют признаки весны)

Садимся за парты.

Воспитатель: Ребята, о ранней весне много говорится в стихотворениях.

Умение писать хорошие стихи – редкий дар, хорошие стихи живут долго.

Сегодня я  хочу познакомить вас  со стихотворениями Ф.И.Тютчева.  (портрет)

 Федор Иванович Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. 

Прослушайте стихотворение.

 «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,

Прошла её пора

Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

И все засуетилось,

 Все нудит Зиму вон-

 И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

 И на весну ворчит.

 Та ей в глаза хохочет

 И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

 И , снегу захватя,

Пустила убегая,

 В прекрасное дитя…

 Весне и горя мало:

 Умылася в снегу,

 И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Проверка первых впечатлений после чтения

- Понравилось вам стихотворение?

 - О чём это стихотворение? (Идет  борьба, спор между Зимой и Весной.)

- Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?

- Почему?

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить)

 Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.

  В  русском языке   много    самых  разных слов, а поэт выбирает  самые нужные и выстраивает музыку  из слов. Когда слушаешь это стихотворение, кажется,   будто музыка слышится.

- А сейчас поразмышляем над текстом.

- Какие времена года в этом стихотворении описал автор? (Зиму и весну)

Вначале поговорим о Зиме.

Как Ф.И. Тютчев описывает настроение Зимы? (Злится)

- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)

- Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)

- Почему же Зима злится? Что её рассердило?   (Прошла её пора)  

- Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима.

 (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).  

- Какое слово употребил Ф.И., описывая действие Зимы? (Хлопочет) 

- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)

- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)

- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой).

- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)

- А что делает Зима на последок – (и снегу захватя пустила убегая)

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

- И так, мы с вами поговорили о Зиме.

Хорошо, молодцы!

А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне

- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)

- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)

Как вы понимаете строчку

 - «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)

- А что значит «засуетилось»? (все движется, всё тает.)

- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)

- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)

- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)

- Кто это? (Птицы)

- Как они приветствуют? (подняли трезвон)

- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)

- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её?

Зима еще хлопочет - весна хохочет

- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)

- Почему автор употребил именно слово» хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?

- Что означает слово «пуще»?( Ещё сильнее)

- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)  

- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)

 Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?  

Физ.минутка

Физминутка «Солнце травке улыбнулось»

 Солнце травке улыбнулось (улыбнуться)

И природа вся проснулось (потягиваются)

С юга птицы прилетели (махи руками, изображая птиц)

 И звенят везде капели. ( руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)

По ручьям хожу в сапожках ( пройти по кругу)

Холодно ещё немножко ( скрестить руки, потирая плечи)

Дни становятся длиннее (развести руки в стороны)

И гулять мне веселее. ( шагают на месте)

2 стихотворение Ф. Тютчев

«Весенние воды »

Еще в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

 Толпится весело за ней!..»

Воспитатель: понравились ли вам стихи?

Какое это стихотворение по интонации?  (Бодрое, жизнерадостное, веселое).

- О каком времени года говориться в стихотворении? (Весне).

- В стихотворении встречаются нам непонятные слова? (Попробуем объяснить их значение)

- Как вы понимаете по словом Брег? - (Брег – берег)

- Гласят-  ( гласят – поют, кричат)

- Гонцы –(  оповестители, посыльные)

А кто является в стихотворении гонцами? (весенние воды)

Весенние воды,  они предвещают наступление весны.

Поэт описывает чувство огромной радости от пробуждения природы. Несмотря на то, что снег всё ещё белеет в полях, воды уже вовсю шумят, предвосхищая наступление скорой весны. Но весенние воды не просто бегут, они ещё и ярко блестят под лучами солнца. Воды сообщают миру о том, что весна пришла. Теперь уже и сам поэт, преисполненный весенним предчувствием, говорит о том, что весна совсем близко. Мы узнаём от него, что за весной уже виден «румяный хоровод» майских деньков, которые она ведёт за собой.

Хорошо,молодцы!

 А, какое стихотворение понравилось больше

всего? (« Зима недаром злиться…»)

Стихотворение «Зима недаром злится…» мы выучим в свободное время.

А сейчас поиграем в игру

Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка.. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Воспитатель: Молодцы справились.

Физминутка

 Задание. « Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».

 Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время? ( Весна)

Воспитатель Молодцы, отгадали загадку.

А сейчас сделаем звуковой анализ слова «весна».

Для этого у вас на столе лежат квадратики синего и красного, зеленого цвета.

-Какие звуки  обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Какие звуки обозначаются зелёным цветом?

Делим на слоги.

 Итак, приступаем к звуковому анализу слова «весна».

 -Сколько согласных,  гласных  звуков в слове «весна»?

Хорошо, молодцы.

Загадка

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

 Слышно жаворонка трель —

 В гости к нам пришел … (Апрель)

Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы на цветы летят.

 Гром грохочет.

 Угадай,

 Что за месяц это? (Май)

 Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «март », «апрель», «май».

Один ребенок работает у доски.

Молодцы!

Подведение итогов:

С каким поэтом мы сегодня познакомились?

-О каком времени года  было наше занятие?

-Что нового узнали на занятии?

-Вам понравилось занятие?

-Какие трудности возникли во время занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2. ТЕМА: «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» .

Цель: закрепить знания детей о хлебе,  как об одном из  величайших богатств на земле.Задачи: развивать связную речь  у детей, умение отвечать на вопросы сложными предложениями, аргумент...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речиПересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР, с применением мнемотехники. Тема: «Проказница Зима»

Конспектинтегрированного занятия по речевому развитиюв подготовительной группедля детей с ТНР, с применением мнемотехники.Тема: «Проказница Зима»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Времена года" 2023

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Времена года" 2023...