Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Купание медвежат».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи

Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с использованием сюжетных картин.

Задачи:

образовательные:

- совершенствовать умение детей передавать содержание рассказа близко к тексту с использованием сюжетных картинок.

- совершенствовать грамматический строй речи.

- расширять словарный запас.

- упражнять в подборе родственных слов, слов - прилагательных


- закреплять умение подбирать синонимы к заданному слову;

развивающие:

-развивать у детей связную речь, речевой слух, мышление, воображение, память.

воспитательные:

- воспитывать любознательность, любовь к природе и братьям нашим меньшим.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

Оборудование: шкатулка с заданием, сюжетные картинки к рассказу «Купание медвежат», рассказ В. Бианки « Купание медвежат», портрет В. Бианки.

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: групповая комната

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг. момент

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

Какое сегодня у Вас настроение? (веселое, добродушное, прекрасное, хорошее, отличное, спокойное, радостное, бодрое, серьезное).

- А раз нам сегодня  радостно и хорошо, я вам предлагаю открыть маленькую шкатулочку, которую мы нашли сегодня в группе.

- Откроем? (открываю, а она не открывается).

- Что-то не хочет открываться, давайте попробуем открыть с помощью волшебных слов! Какие волшебные слова мы знаем?  

Игра с мячом « Назови волшебные слова»

(спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, здравствуйте, добрый день, доброе утро, хорошего дня, будьте любезны, простите, доброй ночи, спокойной ночи, благодарю, будьте здоровы, до свидания, чем вам помочь)   (Открылась шкатулка)

Задание

Ребята, в этой шкатулке для вас задание, хотите узнать какое?

Отгадайте по словесному описанию, о ком идёт речь:

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластёнами их зовут, потому что они любят мёд".

- Догадались, что за звери? (медведи).

- Правильно, это медведи

- А как ласково можно назвать медведя?

2.Словесная игра "Назови словечко" ( миша, мишутка, медведюшка, мишенька, медвежонок ).

Воспитатель: Ребята, как мы назовем папу медведя?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Маму?

Дети: Медведица.

Воспитатель: Детёнышей?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Это чья семья?

Дети: Это медвежья семья.

Основная часть

3.Чтение Рассказа

Дети садятся на стульчики

- "Сегодня, я Вас познакомлю с рассказом   Виталия Бианки (показываю портрет) , которое называется "Купание медвежат".

 Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка.

Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

   Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

4. Словарная Работа

- О ком этот рассказ?

- бурая (коричневая)

- Вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (это значит взять за воротник)

- А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)

- А, что значит слово «удирать»? (быстрый бег)

- Что означает  «мама надавала шлепков» (шлепок – удар плошмя чем-нибудь мягким, не больно, любя)

- А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)

 А что значит знойный день? (жаркий день)

- Медведица купает медвежонка, заботится о нём, значит она какая мама? (заботливая)

- Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (любящая, внимательная)

Сейчас более подробно поговорим по содержанию рассказа.

5.Беседа по содержанию (учить отвечать полным предложением)

1)Где шел охотник? (Охотник шел берегом лесной реки)

2)Что он услышал? (охотник услышал громкий треск сучьев)

3)После услышанного что сделал охотник? (Он испугался и влез на дерево).

4)Кого увидел охотник? Кто вышел из чащи? ( Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и два веселых медвежонка.)

4)Что сделала медведица с одним медвежонком? ( Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).

5)Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался).

6)А что случилось с другим медвежонком? (Другой медвежонок испугался холодной ванны и убежал в лес).

7)Догнала ли непослушного медвежонка мать? Искупала ли она его?( Мать догнала его, надавала шлепков, а потом –в воду как первого) .

8)Почему медвежата остались довольны купанием? ( Медвежата остались довольны купанием, потому что день был знойным и им было очень жарко в густых лохматых шубках).

9)Куда скрылись медведи после купания?( После купания медведи скрылись в лесу).

10)Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

11)Расскажет ли охотник своим друзьям о том, что видел?

12) А вы бы рассказали бы?

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.  А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все встали

4.Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Подготовим наши язычки для чистоговорки:

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи                                                    

ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь                                                    

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата                                           

ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА - играют медвежата                                                      

БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы       

5.  Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ,  опираясь на сюжетные картины.

6. Пересказ рассказа дети

 Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые использовали при чтении текста.

Можно пересказать рассказ (3, 4)

Встаем на коврике полукругом

 7. Заключительная часть: Игра «Кто знает?» (с мячом)

Воспитатель:

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает?»

-Мы будем подбирать слова – родственники к слову «лес»

-Где живет медведица со своими медвежатами? (в лесу)

-Как называется маленький лес? (лесок, лесочек)

-Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (лесная)

-Как называется человек, который охраняет лес? (лесник, лесничий.)

-Как называются ягоды в лесу? (лесные)

Воспитатель:

-Молодцы ребята, во всех этих словах слышится одинаковая часть – лес, все они по смыслу связаны со словом – лес, то есть можно сказать, что все эти слова родственники.

7. Итог занятия.

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Дети: «Купание медвежат»

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Ребята, скажите, кто был самым лучшим рассказчиком?

Оцените себя и выберите себе смайлик. Почему вы выбрали такие смайлики?

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2. ТЕМА: «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» .

Цель: закрепить знания детей о хлебе,  как об одном из  величайших богатств на земле.Задачи: развивать связную речь  у детей, умение отвечать на вопросы сложными предложениями, аргумент...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР, с применением мнемотехники. Тема: «Проказница Зима»

Конспектинтегрированного занятия по речевому развитиюв подготовительной группедля детей с ТНР, с применением мнемотехники.Тема: «Проказница Зима»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Времена года" 2023

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Времена года" 2023...