конспект занятия для средней группе составление рассказа по картине "Играем в Айболита"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

конспект занятия для средней группе составление рассказа по картине "Играем в Айболита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kartine_aybolit3.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Составление рассказа по картине «Играем в Айболита».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение рассказыванию по отдельному фрагменту картины по плану и образцу. Расширение и уточнение словаря (игрушка, мишка, зайка, машина; играть, лечить, делать; белый, красный).

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, речевого дыхания, связной речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления. Совершенствование навыка хорового пения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Воспитание интереса к труду взрослых, желания трудиться.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Играем в Айболита», магнитофон, кассета с записью аккомпанемента песенки «Игрушки».

Предварительная работа. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит», организация игры «Доктор Айболит». Беседа о работе врача и медицинской сестры.

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение рассказыванию по отдельному фрагменту картины по плану и образцу. Расширение и уточнение словаря (игрушка, мишка, зайка, машина; играть, лечить, делать; белый, красный).

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, речевого дыхания, связной речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления. Совершенствование навыка хорового пения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Воспитание интереса к труду взрослых, желания трудиться.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Играем в Айболита»

Предварительная работа. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит», организация игры «Доктор Айболит». Беседа о работе врача и медицинской сестры.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины. Оживление личного опыта детей. Чтение педагогом отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит».

· Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.

— Сядьте правильно, выпрямите спины, положите руки на колени. Послушайте стихотворение.

Добрый доктор Айболит.

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и паучок,

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Вам знакомо это стихотворение? Как оно называется? («Айболит».)

Правильно. Мы с вами читали его. Вспомните, что делал Айболит? (Лечил зверей.)

Как он их лечил? Что он делал?

(— Ставил градусник.

— Пришил зайчику ножки.

— Давал шоколадку.)

Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой художник нарисовал детей в детском саду. Дети играют в доктора Айболита. Мы с вами тоже играли в эту игру. Помните, каким хорошим док­тором был Миша? Он вылечил всех ваших больных зверей. А как хорошо помогала ему медицинская сестра Ариша! Что она делала? (Уколы, перевязки.)

2. Рассматривание картины и беседа по ней.Развитие диалогической речи.

· Педагог помещает на мольберт картину и предоставляет детям возможность рассмотреть ее.

— Кого нарисовал художник? (Детей.) Что они делают? (Играют в доктора Айболита.)

· Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой задан вопрос.

— Кого вы видите на картине слева? (Это мальчик. Он в костюме Айболита.) Где он сидит? (Он сидит под пальмой.) Как в стихотворении: «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит...» Что он делает? Что у него в руках? (Он хочет послушать больного. У него в руке трубка.)

Что вы видите рядом с табуретом, на котором сидит доктор? (Это чемоданчик. Там лекарства).

Расскажите о других детях. Как они одеты? Кого каждый ребенок принес на прием к доктору Айболиту? (Мальчик в клетчатых шортах принес мишку.)

Что болит у мишки? (У него болит лапа.) Правильно, лапа завязана. Наверное, мишка ее поранил. (Девочка в розовом сарафане принесла зайчика. У него болят ушки). Да, наверное, зайчик простудился.

А что делает медицинская сестра? Помните, мы говорили о том, что медицинская сестра помогает доктору? (Она делает укол маленькому слонику.)

Кто ждет своей очереди, сидя на табуреточке около стола? (Это маленький мишка. Ему надо измерить температуру. На столе лежит градусник.)

Вы сказали мне, что мальчик в костюме Айболита. Расскажите, какие костюмы у Айболита и у медицинской сестры.

(— У Айболита белый халат и белая шапочка с красным крестом.

— У медицинской сестры белый халат и белая косынка с красным крестом.)

Что вы видите около столика? (Это машина «скорая помощь». В ней ездит доктор.)

Обратите внимание на лица детей. Как вы ду­маете, им нравится игра? (Нравится. Им интересно играть. Они улыбаются.)

Давайте и мы поиграем. Встаньте со стульчиков и пройдите на ковер. Давайте вспомним упражнение «Лошадка» и покажем, что мы любим лошадку так же как добрый доктор Айболит.

· Педагог убирает картину с мольберта.

3. Подвижное упражнение «Лошадка»(по стихотворению А. Барто). Координация речи с движением. Закрепление навыка бега по кругу с высоким подниманием колена.

· Педагог предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик         Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошади, потом по спинке и по хвостику.

И верхом поеду в гости.         Бег по кругу с высоким подниманием колена.

4. Игра «Вспомни и назови».Развитие памяти.

·

— А теперь я хочу проверить, хорошая ли у вас память. Пожалуйста, перечислите игрушки, которые вы видели на картине. Постарайтесь ничего не забыть. (Мишка, зайка, маленький мишутка, слоник, машина «скорая помощь», игрушечный шприц, игру­шечный градусник, трубка, чемоданчик с лекарствами, кукольные столик и табуреточка.)

Молодцы! Все перечислили! Ничего не забыли!

6. Рассказывание по отдельным фрагментам картины по плану и образцу, данному педагогом.Развитие связной речи.

· Педагог предлагает детям снова пройти на стульчики к мольберту и ставит на мольберт картину.

— Давайте попробуем составить рассказ по картине. Начну рассказывать я, а вы продолжите.

Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора — в белом халате и белой шапочке — сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей. Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.

Теперь каждый из вас будет рассказывать об одном из детей. Что он делает? Что у него в руках? Сначала нужно рассказать о мальчике, который стоит рядом с доктором. Попробуй ты, Машенька. Начни со слов рядом с доктором. (Рядом с доктором стоит мальчик. Он держит в руках большого мишку. У мишки завязана лапа. Он ее поранил.)

Хорошо. О девочке в розовом сарафане расскажет Юля. Начни со слов за мальчиком. (За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит зайчика с завязанными ушками. Он простудился.)

Теперь  Андрей  расскажет о девочке в костюме медицинской сестры. Начни со слов девочка в белом халате. (Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слоненку.)

Расскажи, Андрюша, о маленьком мишке и машине. (Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру. Перед столиком стоит «скорая помощь». На ней доктор ездит к больным.)

Расскажи, Дима, нравится ли детям играть. (Детям нравится играть в доктора Айболита. Им интересно. Они улыбаются.)

Вы очень хорошо рассказали о том, как дети играют в доктора Айболита. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Если вы хорошо помните, о чем мы рассказывали, можете рассказать вместе со мной.

7. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.

8. Организация окончания занятия.Оценка работы детей.

· Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось, кто из них лучше всех рассказывал сегодня. После этого педагог оценивает деятельность каждого из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Строительство космической станции"

Данное занятие является итоговым в работе с детьми по развитию речи с использованием методики "Картинки без запинки" И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс...

Конспект занятия в старшей группе. Составление рассказа по предметным картинкам по теме: «Мебель».

Развивать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием....

конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"

Непосредственно образовательная деятельность«Речевое развитие» (Развитие речи)По программе «От рождения до школы» Н.ВераксыДля детей старшей группы5 – 6 летс использованием мнемотаблиц...

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»

Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»...

Конспект занятия в подготовительной группе - Составление рассказа по картине "Встреча в космосе"

Занятие посвящено Дню космонавтики. Занятие помогает:1. Уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса.2. Развивать зрительное вн...

Конспект ООД в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Цель: Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.Задачи:Образовательные:Учить детей составлять описательный рассказ по картине;Упражнять в подборе определ...