Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузьмина Жанна Васильевна

   В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Большое значение для решения этих задач имеет семья, имеено семейные ценности - это те принципы на которых основывается наша жизнь. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному краю, дому, семье, семейным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc54 КБ
Файл arhiv_winrar.rar20 байтов

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 р. п. Семибратово»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе на тему:

«Моя семья».

Подготовила и провела: Кузьмина Ж.В.

2015год

Цель.

Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в речи имена и отчества родных.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи, желание помогать родным и близким.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  • Расширять активный словарь детей за счёт слов, обозначающих чувства, нравственные качества.

Предварительная работа.

  • Беседы воспитателя на темы: «Моя семья», «Семейные праздники».
  • Заучивание фамилии, имен, отчества и профессии родителей.
  • Чтение художественной литературы: русских народных сказок «Гуси - Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
  • Закрепление знаний пословиц о семье.
  • Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа, семейных гербов, рисунков.

Предполагаемые результаты: имеет представления о семье, знает и называет членов семьи по имени отчеству, выражает положительные эмоции при рассматривании рисунков своей семьи, может составить небольшой рассказ о своей семье.

Материалы и оборудование: оформленная выставка рисунков на тему «Моя семья», «Древо семьи», «Герб семьи»; ноутбук; семейные фотографии.

Ход образовательной деятельности.

Собрались все дети в круг, (слайд №2)

Я – твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Жанна Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Димочка, Ксюшенька, Илюшенька, Мариночка,… ).

- Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот, таких хороших и пригожих, я приглашаю к себе в гости. Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас, давайте поприветствуем их.

Воспитатель зажигает свечу в подсвечнике (слайд №3).

- Что за башенка стоит,

  А в окошке свет горит?

  К той башне подойдем,

  А зовётся башня – дом.

- Скажите, что я сделала? (Зажгла свечу, огонь).

- А как вы, считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу, слайд №4).

- В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага – огонёк в этом домике. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, - о СЕМЬЕ.

- Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (Ответы детей, слайд №5).

- Да, семья – это самые близкие, любимые и  родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

- (Слайд №6). Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они дали вам имя и фамилию.

- Каждая семья - это свой мир и своя жизнь, свои заботы и традиции. У каждой семьи свой семейный герб (слайд№7). А что такое семейный герб? Это - символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы с вами. Ребята, кто хочет представить герб своей семьи.

- Ребята, я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево (слайд №8), корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (это ваши прадедушки и прабабушки). Толстые ветви дерева - это бабушки и дедушки (родители мамы и папы). Веточки потоньше - это ваши папы и мамы. И самые тонкие веточки - это вы детки - наши любимые деточки.

- Вы составили свое семейное древо, посмотрите, какие они сильные и могучие. Кто хочет познакомить нас со своими родными (слайд № 9).

- Ребята, приглядитесь внимательнее к своим родным (слайд №10). Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка, как у дедушки.

- Семью почитали еще с древних времён, и народ сложил много пословиц и поговорок:

«При солнышке тепло, при матери - добро».

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

«Согласие и лад – в семье клад!»

«Вся семья вместе так и душа на месте!»

- Хороши пословицы о семье, а теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (Повороты туловища вправо - влево)

Мой сверчок, щегол и я. (Наклоны туловища вправо - влево)

Вот и вся моя семья! (Хлопаем в ладоши)

- А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нём.

  • «Сыро, хмуро за окном, дождик моросит,

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло?» (Слайд №11).

- Ребята, кто хочет рассказать о своей маме: как её зовут, скажите самые хорошие слова о ней (ласковая, нежная, заботливая, внимательная, добрая).

  • «Кто не в шутку, а в серьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

Кто же это?» (Слайд №12).

- А кто хочет рассказать о своём папе, какой он? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый).

  • «Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки,

У любимой …?» (Слайд №13)

- Какими ласковыми словами вас называет бабушка?

  • «Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый…» (Слайд №14)

- Как зовут вашего дедушку, чему он вас научил?

- У нас сегодня выставка рисунков (слайд №15), которые вы подготовили вместе с родителями, у вас получились замечательные рисунки. Нашим гостям, будет интересно послушать рассказы о вашей семье. (Дети рассказывают о своей семье).

- Дом, семья - это то место, где человек чувствует себя защищённым,  нужным любимым.

- Ребята, вы любите театр?

- Я предлагаю вам устроить театр, и разыграть небольшие сценки (слайд №16).

«Находчивая мама».

Действующие лица: автор, мама, дочка.

Простясь, до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути:

Устала я шагать - идти!

Зачем шагать? – сказала мать.

Попробуй зайцем поскакать.

Вот так. Ещё давай - ка!

Отлично! Ай да зайка!

Теперь попробуй, покажи - ка,

Как семенит к норе ежиха…

Теперь - как бегает щенок.

Ух - как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадётся кошка?

Неслышно, вкрадчиво, осторожно…

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок?

Но постой! Вот мы уже и дома!

(С. Погорельский)

«Какой же я?»

Действующие лица: автор, папа, мама, сын.

Сын: Говорят мне папа с мамой.

Папа: Ты у нас такой упрямый!

            Все умылись и поели,

            Только ты лежишь в постели.

Мама: Сколько можно повторять,

              Что тебе пора вставать!

Сын: Я умылся чисто с мылом.

Автор: Мама сразу похвалила.

Мама:  Вот теперь, сынок Алёша,

              Ты послушный и хороший.

Сын: Я всегда у них такой:

          То хороший, то плохой!

              (Д. Шеянов)

«Бабушка и внучка».

Действующие лица: автор, бабушка, внучка.

Автор: У Кати два глаз, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?

Бабушка: А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо не совала!

Внучка: Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Бабушка: Ясно?

Внучка: Ясно!

             (Е.Пермяк)

- Давайте, еще раз вспомним, что такое  семья? (Слайд №17)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, подарки, приятные траты.

Рождение детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем. Волнение, трепет.

Семья – труд, друг о друге забота, семья – это много домашней работы, семья – это важно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: «Какая хорошая ваша семья!»

- Я, желаю вам и нашим гостям, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для старшей группы на тему: «На сказочной опушке»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «На сказочной опушке» (старшая группа)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Птицы зимой»

Конспект НОД образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы зимой"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах  и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. Образовательные задачи: 1.​ Расширять и актив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме "Домашние птицы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с дидактическими играми...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...