Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максимова Валентина Александровна

Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники

«Зима»

Цель. Способствовать обогащению  и активизации словарного запаса, развитию связной речи детей 5-6 лет, посредством обучения их составлению рассказа с использованием элементов мнемотехники.  

Задачи.

  1. Актуализация знаний по теме «Времена года».
  2. Обучать рассказыванию небольшого текста повествовательного характера с опорой на элементы мнемотехники.
  3. Уточнять значение имеющихся слов, обогащать и актуализировать словарный запас по лексической теме «Зима».
  4. Стимулировать познавательную и спонтанную речевую активность детей.
  5. Развивать умение использовать в речи сложные предложения,  слова определения, слова действия, родственные слова.
  6. Развивать умение подбирать слова антонимы.
  7. Развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез).
  8. Воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал.

Демонстрационный: посылка, конверт, сундучок, карточки с номерами заданий на обратной стороне которых изображение частей портрета Зимы, иллюстрация целостного портрета Зимы, копилка слов,  карточки с изображением Волшебника Разъединяй и Волшебника Объединяй, видео физминутка «Танец снеговиков».

Раздаточный: конверты с набором мнемокарточек, картинки со словами антонимами, фишки – снежинки.

Ход занятия.

 (Дети собираются у стола воспитателя)

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня почтальон принес посылку, хотите посмотреть, что в ней? (В-ль открывает посылку, достает сундучок и конверт в зимнем оформлении).

Воспитатель. Cундучок какой-то, что же в нем? (Пустой). Странно.  И еще письмо. Ой, а конверт-то какой холодный, да и сундучок тоже! Как вы думаете, ребята, от кого эта посылка?

(Дети выдвигают гипотезы: от Деда Мороза, от Снегурочки, Снежной королевы, от снеговика и т.п.)

Воспитатель. Давайте не будем гадать, а почитаем письмо и все узнаем: «Ребята, помогите, злой Волшебник Разъединяй (показ изображения Волшебника) наложил на меня страшное заклятие. Ваша Зима».

Воспитатель. Что это за Волшебник такой, где-то я про него уже слышала. А вам, ребята, он не знаком? (Это злой Волшебник, который все разъединяет, разбрасывает и ломает).

Воспитатель. Как же можно победить Волшебника Разъединяй? (Надо все взять и соединить). Верно, ребята, надо вспомнить все, что мы знаем о зиме,  объединить наши знания и спрятать в сундучок Зимы, который она нам прислала.

Воспитатель. Как помочь Зиме? (Надо позвать доброго Волшебника Объединяй). – Но где же мы будем его искать, а медлить нельзя, помните, что случилось в сказке «12 месяцев»? Тогда придется помогать самим.

Воспитатель. А не побоитесь сражаться с  злым Волшебником? (Нет). Тогда я вам открою небольшой, но очень важный секрет - победить его могут только дружные ребята. - А вы, дружные ребята? (Да.) Но на всякий случай давайте еще произнесем дружеское заклинание – чистоговорку.  Но чтобы заклинание подействовало его надо сначала произнести тихо и медленно, а затем громко и быстро.

Чистоговорка - игра с пальчиками «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

Воспитатель.  А сейчас давайте вспомним звуки зимы.

(Дети произносят звуки и выполняют соответствующие движения.)

Игра на автоматизацию звуков «Зима».

Заметает дорожки пороша: ш – ш – ш (наклоны с движениями рук снизу), завьюжит вьюга: в – в – в (круговые махи руками сверху), завоет метель: у – у – у (кружатся).

Воспитатель.  Закружила, понесла метель всех на стульчики.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель.            Тех, кого охватит страх, произнося слово… «АХ!».

Кто встречается с бедой, произносит слово… «ОЙ».

Кто отстанет от друзей, произносит слово… «ЭЙ».

У кого захватит дух, произносит слово… «УХ!»

Мы привстанем скажем «у-у-у»,

Мы присядем скажем «а-а-а»,

Нам пора и за дела.

Воспитатель. А все вспомнить и ничего не пропустить помогут нам подсказки из волшебного домика.

(Показ домика, заполненного карточками с цифрами)

Подсказка № 1.  «Слова признаки к слову зима»

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 1)

Воспитатель. Необходимо вспомнить и назвать слова признаки к слову зима. За каждый ответ получаете  фишку  снежинку. И так, какая зима?

(Дети называют слова)

Воспитатель. Молодцы, много слов назвали. А что отличает время года зиму от других времен года?

(Холодно, много снега)

Подсказка  № 2.  «Слова признаки к слову снег»

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 2)

Воспитатель. Назовите  слова признаки  к слову снег и тоже получите фишку  снежинку?

Подсказка № 3.  «Слова – действия к слову снег»

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 3)

Воспитатель. А может кто-то вспомнит еще слова – действия к этому слову: что делает снег? (Предполагаемые слова: падает, идет, кружится, блестит, искрится, серебрится).

Воспитатель. Покажите свои фишки снежинки. Молодцы, сколько много слов назвали. Давайте заполним ими наш сундучок.

(Дети высыпают фишки в сундучок).

Подсказка  № 4.  «Слова родственники»

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 4)

Воспитатель. А сейчас задание будет сложнее: нужно будет подобрать слова родственники к  слову снег. Будем называть слова и делать из них снежинку. 

(В-ль протягивают ладошку, а дети, называя слова, кладут свою ладошку сверху на руку воспитателя, образуя снежинку, затем получившуюся снежинку стряхиваем в сундучок)

(Предполагаемые слова: снежный, снежок, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, Белоснежка, снегопад, снегоход)

Воспитатель. Вот и еще пополнили сундучок.

Подсказка № 5.  Видео-физминутка «Танец веселых снеговиков»

Воспитатель. Потрудились хорошо, пора и немного отдохнуть, а помогут нам отдохнуть веселые снеговики.

Подсказка № 6.  Копилка слов

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 6)

Воспитатель. Ребята, мы же забыли про нашу копилку слов, давайте добавим еще слова из нее.

(В-ль достает из копилки и показывает картинку, дети называют соответствующее слово и складывает его в сундучок (Предполагаемые слова: гололед, снегопад, вьюга, метель, пурга, стужа)

 Подсказка № 7.  «Слова с противоположным значением»

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 7)

Воспитатель. А сейчас придется поработать в парах, а найти себе пару вам помогут эти картинки.  Каждый выбирает себе понравившуюся картинку, а затем объединяется в пару с тем, у кого картинка с противоположным значением к вашему слову. (Предполагаемые наборы карточек: зима – лето, ясно – пасмурно, тепло – холодно, снежинка – дождинка, снег – дождь)

(Дети подходят к столику , выбирают картинку и находят себе соответствующую пару, выстраиваются вокруг воспитателя)

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы встали в пары. (Дети озвучивают слова). Зимние картинки давайте тоже отправим в наш сундучок, а слова с противоположным значением  положим на стол. Вот и еще пополнили наш сундучок.

  Подсказка № 8.  Работа в парах

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 8)

Воспитатель. Каждая пара выбирает себе конверт с заданием, расходитесь по столам, рассматриваете картинки с условными обозначениями, выбираете только зимние.

(Дети подходят к столам, на которых лежат конверты с мнемокарточками, выбирают нужные и идут на свои стульчики.)

Подсказка № 9.  Выстраивание по алгоритму

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 9)

Подсказка № 10.  Коллективный рассказ о зиме с использованием карточек мнемотехники.

(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 10)

Воспитатель. А теперь, ребята осталось нам составить красивый рассказ о зиме. Каждая пара будет рассказывать о том, что изображено на ваших карточках, добавляя слова, которые у нас в сундучке.

(Дети выходят парами рассказывают и кладут свои карточки в сундучок)

В-ль. Какой замечательный рассказ мы  составили о зиме.

Рефлексия.

Воспитатель. Вот и закончились наши подсказки. Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Интересно, как вы считаете,  удалось ли нам разрушить чары злого Волшебника Разъединяй?

(Ответы детей).

Воспитатель. Давайте подойдем к домику с подсказками и заглянем к нему в оконце.

(В-ль переворачивает карточку, изображающую окно и дети видят на голубом фоне уже перевернутых ранее карточек с цифрами лицо зимы.)

Воспитатель. Кто это? (Зима). Можно сказать,  что чары почти сняты, а теперь последнее волшебство. На минутку закройте глаза, только честно, не подглядывайте.

(В-ль накладывает сверху целостное изображение портрета Зимы)

Воспитатель. Открывайте глаза. Что произошло?

(Картинка Зимы соединилась.)

Воспитатель. Как вы думаете, кто же сотворил такое чудо?

(Наверное Волшебник Объединяй.)

Воспитатель. Правильно, ребята. Это Волшебник Объединяй пришел к нам на помощь. (Показ изображения Волшебника). Давайте поблагодарим Волшебника за помощь. И поблагодарим друг друга. Пожмем друг другу руки. Молодцы вы на самом деле дружные ребята. Помогли мы зиме, сделали доброе дело, пора и отдохнуть. Какую вспомним пословицу?

(Сделал дело – гуляй смело).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению рассказывания по методике Воробьёвой В.К. в старшей группе детей с ОНР + самоанализ занятия

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе. Рыбак и бельчонок»...

"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»...

Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники"Поздняя осень"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининско...

Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи.

      Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком свои...

Занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники

Итоговое занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники по теме "Зима" для старшего дошкольного возраста...