Занятие по обучению рассказывания по методике Воробьёвой В.К. в старшей группе детей с ОНР + самоанализ занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Говорова Анна Юрьевна

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе. Рыбак и бельчонок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению рассказыванию в старшей группе.

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе»

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
  2. Учить детей связности, полноте, непрерывности пересказа, используя картинно-графическую схему.
  3. Уточнить значение слов, сложных по семантике (коряга, рыжий, скользила).
  4. Автоматизировать слова, сложные по слоговой структуре.
  5. Развивать зрительную линейную память.

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа.

Словарная работа

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

коряга

рыжий

скользила

промокший

бельчонок

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится.

Логопед: Молодцы!

  1. Основная часть
  1. Знакомство детей с рассказом цепной структуры.

Логопед читает рассказ:

«Рыбак и бельчонок»

Старый рыбак плыл в лодке.

Лодка медленно скользила мимо коряги.

На этой коряге рос странный рыжий гриб.

Вдруг гриб прыгнул прямо на рыбака.

Рыбак только теперь разглядел промокшего бельчонка.

Бельчонка рыбак отпустил в лес.

  1. Подбор картинок из банка предметных картинок и уточнение слов, сложных по семантике.

Картинки: рыбак, охотник, лодка, коряга, льдина, гриб, бельчонок, заяц, лес.

Объяснение слов:

Коряга – сравнить: дерево, пень. Коряга – сухое дерево.

Скользила – легко плыла по воде.

  1. Расположение картинок на схеме

Логопед: Сейчас мы будем записывать наш рассказ с помощью картинок. Квадраты и стрелочки в нашем рассказе – это предложения. Давайте вспомним первое предложение рассказа:

Старый рыбак плыл в лодке.

Первый квадрат схемы, это «рыбак». Второй квадрат – «лодка». Стрелка между ними – слово-действие «плыл».

Логопед ставит картинки в соответствующие кармашки. Таким образом записывается весь рассказ.

Логопед: Ребята, а какие картинки предлагают дружить предложениям между собой?

Дети: Картинки, которые повторяются.

Логопед: Правильно. Давайте соединим их стрелочками. Из предложение получается как бы цепочка, посмотрите, одно предложение цепляется за другое. Получается рассказ.

  1. Физкультминутка
  2. Заключительная часть

3.1.     Пересказ рассказа детьми с опорой на картинно – графическую схему.

Пересказ сначала по цепочке, по одному предложению, затем по два – три предложения. Затем пересказ всего текста несколькими детьми.

  1. Итог занятия. Оценка работы детей.

Самоанализ занятия

Вид занятия: формирование навыков связной повествовательной речи.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия:  «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе

Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ «Рыбак и бельчонок» с опорой на предметно-графическую схему.

Задачи:

Образовательная: ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;

Коррекционно - развивающая: развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из нескольких  элементов; устранение неточного использования слов в структуре простой фразы.

Воспитательная: воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа.

Наглядно-дидактическое оформление занятия соответствовало требованиям и нормативам учебной программы. Адекватный выбор дидактического и речевого материала, отвечал целям занятия.

Структура занятия соответствовала теме и дидактической цели урока. Отмечалась взаимосвязь коррекционной – развивающей, образовательной, и воспитательной задач. Все этапы шли последовательно, заранее была предусмотрена их продолжительность. Опрос на организационном моменте, способствовал усвоению информации, которую дети получили на предыдущем занятии, и одновременно служил проверкой домашнего задания. Отступлений от запланированного хода занятия не было.

Анализ этапов занятия. В ходе занятия были реализованы следующие принципы: - принцип деятельности. занятие было проведено так, что дети получали знания  в процессе деятельности.

- принцип системности: это занятие было построено на основе предыдущего занятия и совместных действий учителя-логопеда и детей. Также использовались дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход. Выбранные методы и приемы соответствовали задачам занятия.  

- принцип комплексности: В ходе занятия были активизированы познавательные процессы (внимание, память, мышление). Были включены задания с опорой на несколько анализаторов. Использован следующий прием обеспечения мотивации: - упражнение на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.

Детям предлагалось отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок толь ко те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ

Учебный материал соответствовал перспективному плану работы; учитывались речевые и возрастные особенности детей. Отмечена своевременная смена деятельности, проведение физкультминутки и логичное подведение итога. Речевой материал соответствовал задачам. На каждом этапе осуществлялся контроль за речью детей.

Результативность занятия: цель занятия была достигнута, что подтверждает эффективность использованных методов, приемов и средств.

Высокая заинтересованность и познавательная активность детей обусловлена использованием методики В.К. Воробьевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.

На занятии закрепляются и обобщаются знания по обучению грамоте, умению детей читать простые слова, соотносить прочитанное слово с предметом, составлять предложения по схеме. Развивается речь и мышлен...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы А, У, И». старшая группа

Продолжать учить соотносить буквы А, У, И с соответствующими звуками, выделять гласные звуки из начала слова; конструировать буквы.- развивать зрительное восприятие, тактильн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы

 речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....

«Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старш...

Занятие по развитию речи. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» Старшая группа.

Цели: упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять в своей речи обобщающие слова и слова, относящиеся к определенной группе предметов; развивать внимание и память.Оборудование...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)...

Конспект по цепному рассказу Занятие из цикла по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению рассказыванию методом построения картинно-графического плана в старшей группе детей с ОНРIIIур.

Тема: «Составление повествовательного рассказа цепной структуры с опорой на картинно-графический план в рамках лексической темы «Зимующие птицы».Цели:1. Активизировать предметный и г...