Познавательно-экологический досуг ''Лунтик с друзьями в гостях у ребят''
материал по развитию речи (старшая группа)

Ларионова Светлана Ивановна

Познавательно-экологический досуг ''Лунтик с друзьями в гостях у ребят''

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Журавлик» г. Туапсе

Познавательно – экологический досуг

с элементами творческой деятельности

«Лунтик с друзьями

в гостях у ребят»

(подготовительная группа)

                                                        

Подготовила  воспитатель

Ларионова  Светлана  Ивановна

Цель:Рамка Лунтик

  1.  Познакомить детей с понятием «насекомые», уточнить и закрепить названия, внешние признаки, их строение, пользе (вреде) насекомых для людей и растений.
  2. Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой.
  3. Закрепить с детьми признаки весы, название весенних месяцев.
  4. Активировать познавательный интерес к природе.
  5. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма.
  6. Развивать словарь по данной теме. Учить детей заканчивать предложение, подбирая по смыслу и рифме слова.
  7. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев, речь с движением.
  8. Развивать воображение, пластику. Закреплять умения изображать животных по замыслу детей.
  9. Развивать творческие способности детей, при работе с бумагой.

Материал:

  • Слайд-шоу «Сказка про насекомых» из мультфильма «Лунтик».
  • Презентации: «Кузнечик», «Пчёлы», «Бабочки», «Божья коровка», «Муравьи».
  • Проектор.
  • Силуэты насекомых, ножницы, цветная бумага, клей, макеты цветов.
  • Костюм Лунтика, костюмы насекомых: кузнечика, пчелёнка, муравья, бабочки, божьей коровки.
  • Цветик – пятицветик.
  • Письмо от Лунтика.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о насекомых. Просмотр мультфильма «Лунтик».
  • Рисование, лепка, аппликация на тему «Насекомые».
  • Проведение различных игр: «Дорисуй насекомое», «Узнай насекомого по тени»,    «4-й лишний», «Отгадай загадку», «Кто, где живёт?», «Кто, чем питается?».
  • Изготовление лужайки.
  • Вырезание на предыдущем занятии силуэтов насекомых, кружочков, полосок, предающих насекомым характерные особенности внешнего вида.
  • Разучивание песен, игр, упражнений, используемых на данном мероприятии.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, который разделён шторой; за шторой -  2-я половина зала  украшена  разными цветами, изображающая  цветочную поляну.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как вы думаете, какое сейчас время года? (Ответы детей).

- После, какого времени года наступает весна? (Ответы детей).Рамка Лунтик

- Как называется первый месяц весны? Второй? Третий? (Ответы детей).

- Давайте вспомним признаки весны.

 Дети: Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе лёгкие, пушистые, перистые (как пёрышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. В садах, на лугах, в лесу распускаются цветы.  Весной прилетают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнёзда, ищут корм. Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, капают, сеют и сажают.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Обращает внимание на красочный конверт, на котором нарисован Лунтик со своими друзьями.

Воспитатель: Смотрите, ребята, да это же письмо от нашего доброго друга Лунтика, а конверт – то не пустой, в нём диск и послание. Давайте посмотрим, что же это такое?

Воспитатель включает на проекторе слайд-шоу «Сказка про насекомых» и во время просмотра читает письмо от Лунтика.  Дети помогают воспитателю закончить предложение в тексте, подбирая слова по смыслу и рифме.

(Приложение №1).

Сказка про насекомых

В сказочной стране далёкой,

На полянке у пруда,

Жил – да был народ весёлый

Под названием – насекомые:

Разноцветная букашка

С добрым именем …(Милашка),

Вот Пчелёнок, он – трудяшка,

Целый день летает он

За нектаром из …(цветов).

Вот зелёный «человечек»

Под названием …(кузнечик).

Прыгает он высоко,

Кузею зовут его.

Это, что за красота

Полетела в небеса?

Догадались вы наверно

Это бабочка…(Эллина).

Ну, а это, кто же там

Тащит груз тяжёлый сам?

Поднатужился сильней

Наш упорный…(муравей).

Они прыгали, летали,

Стрекотали и жужжали.

Жили дружно, не сердились,

Если ссорились – …(мирились).Рамка Лунтик

Вдруг с Луны свалился к ним

Неизвестный «гражданин».

Лунтиком его прозвали

И все дружно уважали.

Ну, а Лунтик добрый был,

Всех он сразу полюбил.

Малышей не обижал,

Ну, а старших - …(уважал).

Поселился в доме пчёл,

Подружился с Кузей он.

И с пчелёнком, и с букашкой,

И, конечно же, с …(Милашкой).

Вот так жил народ весёлый

Под названием - …(насекомые).

                                                                Ларионова С. И. (автор занятия)

Под музыку в зал входит Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы уже прочитали моё письмо, посмотрели фильм, узнали, где я живу, с кем я дружу. Слышал я, как много интересного вы знаете о весне. Но вы забыли сказать, что весной просыпаются  насекомые,  вот о них то мы сегодня и поговорим.  На земле множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать».

Я предлагаю вам отправиться на волшебную поляну, где растёт множество прекрасных, необычных цветов. А там, где много цветов, вводится много насекомых.  Вот там я вас и познакомлю со своими друзьями – насекомыми.

Лунтик открывает штору, перед детьми красочная, цветочная поляна.

Лунтик: Ребята, а что вы знаете о насекомых?

Дети:  Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только в тёплое время года. Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных; есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырьё (мёд, воск, шёлк).

Лунтик: Молодцы, ребята, порадовали вы меня своими знаниями. У меня  есть – волшебный цветок, который называется «Цветик – пятицветик». Я предлагаю вам поиграть с волшебным цветком в разные игры. А для этого нам необходимо оторвать лепесток и произнести волшебные слова:

                                              «Лети – лети лепесток,

                         Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Поиграй-ка с нами ты!

1. Лунтик отрывает первый лепесток, произносит с детьми волшебные слова и загадывает загадку.Рамка Лунтик

С цветочка – на травинку,

С листочка – на былинку.

Отталкиваясь ножками,

Летает над дорожками.

Дети: Кузнечик.

В зале под музыку появляется ребёнок, одетый в костюм кузнечика Кузи.

Кузнечик Кузя: Питаемся мы растениями и мелкими насекомыми. Можем сильно стрекотать. Я певчий кузнечик.

Воспитатель на проекторе включает  презентацию «Кузнечики».

(Приложение №2).

Лунтик: Ребята, а что вы знаете о кузнечиках?

Дети: Кузнечики обитают на лугах, на полянах. Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, он стрекочет.

Лунтик: Совершенно верно, ребята. Поёт он словно часто – часто стучит молоточками. Наверное, поэтому и имя его – кузнечик. А звуки эти он издаёт специальными приспособлениями: двигает крыльями, трёт друг о друга, будто смычком по струнам играет. Вот и получается своеобразная песня. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела.  А если он выпустит крылья, то улетит ещё дальше. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действуют, как кусачки.

Кузнечик Кузя: Ребята, давайте все вместе порезвимся на лужайке, как кузнечики.

Физкультминутка

 «Кузнечик»

(Спина прямая, руки на поясе).

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Кузнечик Кузя остаётся на цветочной полянке.

2. Лунтик отрывает второй лепесток, произносит с детьми волшебные слова и загадывает загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,Рамка Лунтик

Похлопочет над цветком –

И поделится медком.

Дети: Пчела.

Под музыку в зале появляется ребёнок в костюме Пчелёнка.

Рамка Лунтик

Пчелёнок: Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем мёд. На зиму засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах. По народным представлениям, пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят.Рамка Лунтик

Лунтик: Ребята, что вы можете рассказать о пчёлах?

Воспитатель на проекторе включает презентацию «Пчёлы».

(Приложение №3).

Дети: У пчелы мохнатое брюшко коричневого цвета с жёлтыми полосками. Пчела – это очень полезное насекомое. Она приносит «сладкую» пользу человеку, собирая пыльцу с цветов, из которой потом делает мёд. А так же яд пчелы используется в медицинских целях.

Лунтик: Молодцы, ребята, для получения ложки меда  200 пчёл должны всё время  собирать нектар в течение дня. Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она живёт за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.

Пчелёнок проводит с детьми дыхательное упражнение

 «Пчела».

Пчёлка, гуди,

         ( Легко взмахивают кистями рук).

В поле лети.

С поля лети –

Медок неси.

Ж-ж-ж….Ам!

         (народная приговорка)

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

Пчелёнок остаётся на цветочной полянке.

3. Лунтик отрывает третий лепесток, произносит с детьми волшебные слова и загадывает загадку:Рамка Лунтик

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Дети: Бабочка.

Под музыку в зал «прилетает» ребёнок в костюме бабочки Эллины.

Бабочка: Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Лунтик: Ребята, что вы знаете о бабочках?

Воспитатель на проекторе включает презентацию «Бабочки».

(Приложение №4).

Дети: Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. Бабочки бывают очень красивыми, и доставляют удовольствие человеку любоваться ими.

Лунтик: Молодцы, ребята, рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

Лунтик: Сначала бабочка откладывает яички.

Дети: Из яичек получаются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.

Лунтик: Правильно, ребята, наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

Дети: Наконец, из куколки получается бабочка.

Бабочка: Ребята, давайте с вами превратимся в прекрасных бабочек и «полетаем над цветами».

(Лёгкий бег по залу).

Бабочка – красавица

Пьёт из цветка водичку,

И моет свои лапки,

И умывает личико. Рамка Лунтик

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Бабочка Эллина остаётся на цветочной полянке.

4. Лунтик отрывает четвёртый лепесток, произносит с детьми волшебные слова и загадывает загадку:

                                   Я – пятнистая букашка,

                                  Если в руки попаду,

                                   Притворюсь больною тяжко,

                                   В обморок я упаду.  

Дети: Это божья коровка.

Под музыку в зале появляется ребёнок в костюме божьей коровки Милы.

Божья коровка Мила: Голова у меня чёрная, крылья – красные, на крыльях – точки – пятнышки. Мы приносит большую пользу для растений – мы поедает тлю, которая приносит большой вред растениям.

Воспитатель на проекторе включает презентацию «Божья коровка».

(Приложение №5).

Лунтик: Ребята, что вы можете рассказать о божьих коровках?

Дети: Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой. Когда опасность минует, жучок «оживет» и продолжит свои дела. Так поступают многие жуки.

Лунтик: И взрослые жуки, и личинки с удовольствием поедают тлей. Тли – это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. Кроме тлей, самых вкусных для божьих коровок, они поедают еще множество мелких насекомых, вредителей растений. Божья коровка для птиц является недотрогой. Ну а если попробует  молодая птица съесть красивого жучка, так на всю жизнь запомнит ее едкий и противный вкус. Едкую оранжевую жидкость божья коровка выделяет коленками, когда поджимает лапки.

Жучок предлагает детям «пошевелить» пальчиками.

  Пальчиковая гимнастика

«Божьи коровки».

Божьей коровки папа идет.  

                 (Всеми пальцами правой  руки «шагать» по столу).

Следом за папой мама идет.                    

(Всеми пальцами левой  руки «шагать» по столу).

За мамой следом детишки идут,            

(«Шагать» обеими руками).

Рамка Лунтик

Вслед за ними самые малыши бредут.

Красные костюмчики носят они.          

(Пожать самому себе  ладони, пальцы прижать друг к другу).

Костюмчики с точками черненькими.

(Постучать  указательными пальцами по столу).  

                                                                                                                                     

Папа семью в детский садик ведет,      

После занятий домой заберет.             

(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу).

Божья коровка Мила остаётся на цветочной полянке.

   

Рамка Лунтик

5. Лунтик отрывает последний пятый лепесток, произносит с детьми волшебные слова и загадывает детям последнюю загадку.

И под тяжёлой ношей

Спешит на помощь друг.

Тут народ хороший,

В беде не бросят вдруг.

Без работы – хоть убей! –

Жить не может ….(муравей).

Дети: Муравей.

Под музыку в зале появляется  ребенок в костюме муравья.

Муравейка:  Муравьи - дружные насекомые. Мы плохо видим, но с помощью усиков ощупываем все, что встречается на пути. Живём в муравейнике. Питаемся травинками, грибами, семенами растений. Осенью засыпаем до весны.

Лунтик: - Ребята, а что вы знаете о муравьях?  

Воспитатель на проекторе включает презентацию «Муравьи».

(Приложение №6).

Дети: Муравьи – полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Лунтик: Правильно, за один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравейники надо беречь и оберегать.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе  и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

                        Муравей проводит с детьми игру.Рамка Лунтик

«Муравьи».

Муравей трудолюбивый              

Ели тащит прутик ивы.

Дети шагают на всей стопе.

Он устал, он изнемог,    

Шагают в приседе.

Но другой ему помог.

Оба дружно, через ельник            

                                 Ходят за ведущим «змейкой», положив правую руку

на плечо впереди стоящего товарища.

Прутик тащат в муравейник.

Знает каждый муравей:

В жизни трудно без друзей,              

А с товарищем всегда

Даже горе – не беда.

Маршируют.

Муравей остаётся на цветочной полянке.

Лунтик обращает внимание детей на цветочную поляну, где расположились все «гости насекомые».

Лунтик: Ребята, так чем похожи все насекомые?

Дети: У них есть головка, брюшко, четыре крылышка,  шесть лапок, усики.

Лунтик: В какое время года мы можем их увидеть в природе?

Дети: В тёплое время года.

Лунтик: Для чего нужны насекомые?

Дети: Они опыляют растения и многие из них являются санитарами леса.

Дети – «насекомые» исполняют песню

«Мы – помощники».

1. Мы – помощники природы
И хорошие друзья,
На земле без насекомых,
Обойтись никак нельзя.

2. Мы – природы санитары,
Служим ей и день и ночь,
Всем цветам, деревьям, травам
Рады мы всегда помочь.

Рамка Лунтик

3. Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе,
Много пользы принесут.

Воспитатель: Спасибо тебе, Лунтик, что ты пришёл к нам в гости, и познакомил нас со своими друзьями. Наши ребята очень любят природу, стараются её изучать, оберегать. Вот послушайте, какую замечательную песню знают наши ребята.

Дети исполняют отрывок из песни «Не дразните собак»Рамка Лунтик

(Сл. Е. Птичкина, муз. В. Шаинского).

1. Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И, поверьте, что жуки
И, поверьте, что жуки,
Вас не тронут сами.

2. Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная,
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про бабочек, жуков, паучков и мотыльков,
Пойте вместе с нами.

Лунтик: Спасибо, вам ребята, добрые вы, умненькие, очень дружные и активные, но, к сожалению, нам пора отправляться в обратный путь.

Воспитатель: Не торопись, Лунтик, мы хотим подарить вам ещё один подарок. Вот на эту цветущую полянку дети посадят сделанных своими руками насекомых, и вы возьмёте их с собой в свою далёкую, сказочную страну, и будете вспоминать ваше путешествие.

Лунтик: Спасибо, вам большое!

Дети подходят к столам и делают аппликацию. Обклеивают заранее вырезанные силуэты насекомых, придавая каждому насекомому характерные особенности внешнего вида.  Затем дети свои поделки располагают на полянке.

Список использованной литературы:Рамка Лунтик

  1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», 2004 г., Издательство Сфера, Программа развития.
  2. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», Практическое пособие, Айрисдидактика, Москва 2007г.
  3. Ляхов П. Р., Любарский Г. Ю., Энциклопедия «Я познаю мир». Насекомые. Астрель, Транзиткнига, Москва , 2006 г.
  4. Шарыгина Т. А. «Насекомые. Какие они», Методическое пособие, Издательство: Гном, 2008 г.
  5. Белов Н. В. «Загадки и считалки для дошкольников», Минск: Харвест, 2008 г.
  6. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, И. Ю. Жидкова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет». Издательство  «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2005.
  7. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5 - 6 лет», Программа развития, Творческий Центр Москва 2005.
  8. Слайд-шоу и презентации составлены и выполнены автором данной работы.

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  1. http://images.yandex.ru
  2. http://vospitatel.com.ua/category/priroda.html
  3. http://dou-obraz-studio.ru/?p=951
  4. http://detskieigri.ucoz.ru/stuff/multigry/zverjata/pjatnashki_luntik/34-1-0-417


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного досуга "Бим и Бом в гостях у ребят"

Целями данного мероприятия были  формировать начальные представления о закономерности «здоровое питание – здоровый образ жизни»,воспитывать чувство коллективизма, спортивной солидарности, заботли...

Конспект досуга по математике: Сказка в гостях у ребят "- подготовительная группа

Закрепить знания о свойствах предметов, о чётных и нечётных цифрах...

Спортивно развлекательный досуг "Тигренок из цирка в гостях у ребят"

Сценарий спортивного развлекателного досуга...

Сценарий летнего физкультурного досуга "Ох и Ах в гостях у ребят" в младшей группе

Сценарий летнего физкультурного досуга "Ох и АХ в гостях у ребят" в младшей группе...

Сценарий досуга "Бим и Бом в гостях у ребят"

Сценарий досуга для разновозрастной группы посвященный Дню смеха "Бим и Бом в гостях у ребят"...