Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Лисичка - сестричка и серый волк"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машихина Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе комбинированной направленности

Тема: Чтение русской народной сказки

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Воспитатель: Машихина Н. И.

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о сказках;

-обогащать словарный запас.

Развивающие:

-учить оценивать персонажей по их поступкам;

-развивать мышление, творческое воображение, связную речь;

-продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

-формировать умение подбирать слова родственники.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

-воспитывать способность сочувствовать героям сказки.

Предварительная работа: Пантомимическое обыгрывание героев сказки: волка и лисы. Изображение походки и характерных движений героев.

Материал и оборудование: Фланелеграф; иллюстрации к сказке, которые прикрепляются на фланелеграф, мяч.

Ход НОД

1. Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

В: Ребята, вы любите сказки? (Да).

В: Какие вы знаете сказки, где одним из героев является лиса? (Колобок, Теремок, Заюшкина избушка и др.).

В: Ребята, а какая лиса в этих сказках? (Хитрая).

В: Есть еще одна русская народная сказка, в которой одним из героев является лиса, «Лисичка – сестричка и серый волк». Давайте послушаем эту сказку. (Дети присаживаются на стульчики).

2. Основная часть.

Рассказ сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.

3. Словарная работа.

В: В сказке нам встречались необычные слова. Давайте подумаем, что они означают?

Воз – повозка, сани.

Калачиком – лежать, прижав конечности к телу, свернувшись.

Не ворохнется – без движения лежать, не шевелится.

Улучила – нашла подходящее время.

Полегоньку – не спеша, осторожно.

Погоревал -  испытал чувство горести, погрустил.

Стянуть – украсть.

Прибили – ударили, побили.

Плетусь – медленно идти.

Битый – тот, которого побили.

Прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

Ясни – ясно.

Плутовка – тот, кто хитрит, обманывает.

Коромысло – деревянная палка, для того чтобы носить ведра на плече.

Бежать без оглядки – бежать очень быстро.

Отдуваться – нести ответственность за промахи других.

Поживиться – поесть, полакомится.

В: А сейчас мы отдохнем и потом вернемся к сказке.

4. Физминутка.

У лисицы острый нос.

У нее пушистый хвост.

(Показать руками, какой у лисы острый хвост).

Шуба рыжая лисы,

Несказанной красоты.

(Оглаживают воображаемый хвост, бока, грудь).

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево).

- Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.

(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются).

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(Вскакивают, хватают и уносят добычу).

5. Беседа по содержанию сказки.

- Как называется сказка?

- Кто главные герои в сказке?

- Что придумала лиса, чтобы получить рыбу на обед?

- Как научила лиса волка ловить рыбу?

- И что из этого вышло?

- Как волк отнесся к лисе, когда встретил лису с тестом на голове? (Пожалел лису). Как можно охарактеризовать волка – какой он? (Добродушный,  доверчивый).

- А какими словами можно назвать лису из этой сказки? (Хитрая, обманщица, плутовка).

В: Давайте поиграем.

6. Д/И с мячом «Один – много»

Рыба – рыбы.

Пирог – пироги.

Хвост – хвосты.

Прорубь – проруби.

Дорога – дороги.

Шуба – шубы.

Ведро – ведра.

Лиса – лисы.

Волк – волки.

7. Д/И  «Слова – родственники»

Лиса, лисичка, лисонька, лисенок, лисий (хвост).

Рыба, рыбка, рыбешка, рыбак, рыбный (суп).

Волк, волчок, волчонок, волчий (хвост).

8. Итог.

В: Ребята, какую сказку мы сегодня слушали? Что понравилось из сказки? Чему учит эта сказка? (Нельзя обманывать и обижать друзей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка".

Выполнила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород....