"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи

Замалова Эльвира Наилевна

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможность в познании окружающей действительности и активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр как средство

познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Автор:

Замалова Эльвира Наилевна

воспитатель

МАДОУ  «Колокольчик»

г. Когалым, ХМАО – Югра

«Игра развивает язык, а язык организует игру»

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможность в познании окружающей действительности и активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Главное назначение дидактической игры – развитие ребёнка.

В нашем детском саду «Колокольчик» дидактическим играм и познавательно – речевому развитию уделяется особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр обучение проходит в доступной и интересной для детей игровой форме. Дидактическая игра помогает сделать учебные задания увлекательными, создают радостное рабочее настроение, повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей;
  • развитию речи детей;
  • социально-нравственному развитию дошкольника.

В дидактических играх мы перед детьми ставим такие задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у ребят ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Наша группа «Гномики» оснащена разнообразными видами дидактических игр и пособиями, развивающими познавательно – речевую активность дошкольников. Так,  например,  познавательная игра «Времена года» способствует развитию знаний у детей о временах года, их особенностях, расширяется и пополняется словарь детей;  познавательная игра – лото «Большие и маленькие» позволяет развивать внимание, память и речь, совершенствует знания детей о животных и их детёнышей; дидактическая игра «Четвёртый лишний» помогает детям классифицировать предметы по общему признаку, исключать лишнее и т.д.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм -активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь.

В нашей группе обучение проходит в непринуждённой, игровой форме и незаметно для детей. Мы создаем все необходимые условия для игр: подбираем соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумываем, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечиваем  место для игры.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Успешное руководство дидактическими играми, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной и речевой активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Виды дидактических игр.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры - очень интересное занятие для детей любой группы. Игры разнообразны по видам: разные виды лото, домино, парные картинки. В этих играх формируется умение классифицировать предметы, развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика.

В словесных играхдети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, у них закрепляются полученные знания, развивается речь, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитываются дружеские взаимоотношения.  

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические  игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра – основа обучения, поэтому и развитие различных видов дидактических игр рассматриваю как подготовку фундамента к учебной деятельности. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем больших проблем удастся избежать в будущем. То, что дается легко в младшем возрасте, по мере подрастания ребенка все труднее достигается. И разница в усилиях огромная. Ну а если не просто играть и читать, а учить ребенка (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее.

Ценность дидактических игр в том, что они служат воспитанию и развитию детей и помогают, как никакой другой вид деятельности, подготовить ребенка к обучению в школе.

Дидактические игры не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития ребенка, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система воспитания и обучения в детском саду.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Я заметила, что дети, которые особенно любят играть в дидактические игры, приобщают к игре своих родных дома (мам, пап, бабушек братьев и сестер). Родители обращаются с просьбой объяснить правила понравившихся игр, так как дети настаивают на своих правилах, им чаще хочется быть победителем в игре. Эти дети более усидчивы, ответственное других, чаще доводят начатое дело до конца. Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.

Теперь родители не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.  

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.  

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.  

4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.

5. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.

6. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.с. 190.

Интернет-источники:

https://infourok.ru/ «Дидактические игры в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»

http://raguda.ru/ «Познавательное развитие дошкольников»

http://www.maam.ru/ «Умственное развитие дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...

Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнк...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Использование дидактических игр при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Данная разработка поможет педагогам в организации ...