Итоговое занятие по обучению родному языку "Легенда о курае"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маркабаева Рамиля Рауфовна

В конце учебного года показали свои результаты, чему научились за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30«Журавушка» комбинированного вида городского округа город Кумертау

Республика Башкортостан

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

для детей подготовительной  группы на тему:

 «Легенда о курае»

                                                             

Провела: Маркабаева Рамиля Рауфовна

                                                                         

 2019 г.

Цель: знакомство с легендой о курае,  формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

Задачи:

Образовательные - знакомство с башкирской народной         «легендой о курае», слежение за правильной построением  предложений на башкирском языке, повторение пройденного материала;

Воспитательные - привить любовь к малой родине, воспитание уважительного отношения к башкирскому народному творчеству;

Развивающие – развитие фонетического слуха, мышления, внимания и памяти у детей.

Оборудование: тематические картины, мягкие игрушки, кукла, игрушечные кухонные принадлежности, картина акварельная на тему «Природа».

Подготовка педагога: разработка конспекта занятия, подготовка дидактического материала.

Предварительная работа: прослушивание « Легенды о курае».

Организация детей: дети сидят полукругом.

Методы обучения: знакомство с новыми словами; загадка, вопрос- ответ, использование новых слов в диалогах; повторение пройденного материала; перевод, одобрение, подсказка, объяснение, заключение.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Һаумыһығыҙ ,балалар!

Воспитанники: Һаумыһығыҙ!

 Воспитатель: Ултырғыстарға ултырығыҙ!

Сюрпризный момент:

 Воспитатель:       Голоса птиц, мелодии рассвета

                        Все передаст тростинка эта.

                        Он слов не говорит, наверняка,

                        Хотя и голос есть, да нету языка.

                        Что это?

                       Отгадайте загадку!

Воспитанники: Курай (показываю инструмент).

       Новая тема:

 Воспитатель: Курай (показываю) музыкальный инструмент, символ духовной красоты башкирского народа.

Рассказывает стих про курай Айдар .

 Воспитатель: Ребята, какую легенду вы знаете о курае?

Воспитанники: «Легенда о курае» (рассказывают)

 Жил-был за семью лесами коварный хан. И было у него привычка брить голову наголо. Для  этого  каждый раз приглашал он нового джигита, но не один из них не возвращался.

      В тех  местах жила семья с тремя сыновьями. Сначала хан велел прибыть старшему, потом среднему…они не воротились назад. Пришел черед младшему из братьев. Старик со старухой пали в горе. Сынок посмотрел на родителей и чтобы их не забыть, считалочку придумал, на пальчиках.

 Воспитатель: Ребята, покажите свои пальчики. Давайте вместе  считалочку расскажем (отдельно спрашиваю каждого ребенка).

Воспитанники:   Был бармаҡ- олатай,

            Был бармаҡ- өләсәй,

            Был бармаҡ-әсәй,

            Был бармаҡ-атай,

            Был бармаҡ-мин,

           Мин Айгөл!

Воспитатель: Молодцы ребята! В это время испекла мать для сына  лепешку из лебеды на своем грудном молоке. И отправила сына в путь. Егет дошел до хана. Хан снял с головы корону и показал егету свои козлиные рога. Егет не растерялся сбрил голову хана. Когда дело было сделано хан сказал егету :“Ты подожди здесь”.Хан вышел. Егет был голоден с дороги, поэтому сел кушать свою лепешку. Увидев лепешку жадный хан захотел отведать. Хан сьев кусок спросил из чего сделана лепешка. Егет ответил, что из молока матери и из лебеды. Растерялся хан, ведь они теперь стали молочными братьями. Если отпустить егета то он расскажет про рога, если убьет- прольет кровь брата. Решил отправить егета туда куда не наступала человеческая нога.  Жил там егет среди зверей.

 Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки диких и домашних животных. Подберите домашних животных.

Воспитанники: Домашние животные: бесәй, сысҡан, һыйыр, эт, тауыҡ, әтәс. Дикие животные: ҡуян, төлкө, арыҫлан, бүре, айыу.

 Воспитатель: Егет один жил среди зверей и тосковал по родителям. Ему хотелось прокричать, что у хана есть рога, но кроме солнца и луны его никто не слышал. Тогда он придумал  стихотворение про солнце.

      Динамическая пауза:

Воспитанники:  Ҡояш апай сыҡ-сыҡ,

           Һыуыҡ бабай кит-кит,

           Көндәр йылынып китһен,

           Һәм ҡарҙар иреп бөтһөн.

Воспитатель: Однажды он услышал дивную мелодию и пошел на этот звук. Это пела тростинка. Оторвал егет стебель дунул в его полый ствол и та мелодия стала звучать еще сильнее. Играя егет шел ишел и дошел он до родных мест.

Воспитатель: Но чтобы дойти до дома нужно егету рассказать всю красоту родного края на башкирском языке.Поможем егету?

Воспитанники: (рассказывают ) һары ҡояш,зәңгәр болот, тамсы, йәйғор, ете ҡош, ағас, йәшел үлән, өй, ишек, тәҙрә, торба, һары сәскә, ҡыҙыл сәскә.

Воспитатель:Радости егета не было придела. Сел он на скале и заиграл на курае. Люди услышав его мелодию узнали про злодеяния и убили хана. Люди радовались за младшего брата. Хлопали в ладоши и веселились.

Воспитатель: Ребята, ултырғыстарҙан торабыҙ. Покажите свои руки. Будем повтарять стихотворение про маленького братика.

Воспитанники: Сәп-сәп сәпәкәй,

          Минең ҡустым бәләкәй,

          Ҡулын күтәргән була,

          Сәпәкәй иткән була.

Дидактическая игра:

Воспитатель: Ребята, какие игры вы знаете?

Воспитанники: Бесәй-сысҡан, Балдаҡ, Яулыҡ, Тамсы, Айыу-бүре.

Воспитатель: Давайте имы с егетом поиграем в один из этих игр (дети играют в игру).

Подвидение итогов:

Воспитатель: Дети что за легенду вы сегодня прослушали?

Воспитанники: Легенду о курае.

Воспитатель: Почему хан не убил егета?

Воспитанники: Хан сьев кусок лепешки из молока матери  егета и из лебеды стал его молочными братом, а убить брата он не посмел.

Воспитатель: Как егет смог выбраться из леса?

Воспитаннники: При помощи мелодии курая егет смог  выбраться из леса.

Заключение:

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все помогли егету, он очень рад, что добрался до дома. Ну а теперь пора прощатся! Һау булығыҙ!

Воспитанники: Һау булығыҙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа.

Занятие по развитию речи. Итоговое.Программное содержание: обобщить знания, имеющиеся у детей, закрепить умение состовлять слова по слогам, читать их, развивать смекалку, воображение, логическое ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Предлагаю (хоть и поздно в этом учебном году), итоговое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. С целью активизации всех детей ( и слабых, и сильных) задания подобраны по...

Итоговое занятие по обучению грамоте

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА...

Итоговое занятие «Экскурсия по родному краю» Старшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №234«Детский сад комбинированного вида»       Итоговое занятие «Экскурсия по родному...

Итоговое занятие" Путешествие по родному краю"

итоговое занятие в средней группе...