Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"
проект по развитию речи (младшая группа)

Шевелева Юлия Юрьевна

Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_didakticheskie.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Развитие речи посредством дидактической игры

П/н

Раздел

Содержание

Направленность проекта

практический, познавательно-исследовательский

Тема

Развитие речи посредством дидактической игры

Автор

Шевелева Ю. Ю.

Руководитель

-

База проекта

МАДОУ №23 «Детский сад комбинированного вида» «Петрушка», младшая группа (1,5-3 лет) (22 человек), г. Кемерово

Сроки

Долгосрочный: 5 месяцев

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный, интегративный, коммуникационный.

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Проект включает в себя четыре этапа: предварительный, диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 5 месяцев

Ресурсы

  • Программное обеспечение:

- ООП ДО МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработанная на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ФГОС ДО

  • Нормативно-правовое обеспечение:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка;

- СанПин;

- «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Устав ОО;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014);

- Локальные нормативные акты ОО.

  • Материально-техническое обеспечение:

- Наличие необходимых информационно-технических средств, методических пособий, игрового оборудования.

  • Кадровое обеспечение характеризуется:

- Уровень квалификации педагогов для реализации заявленного проекта достаточен.

  • Партнеры:

- Партнерами в реализации данного проекта являются родители воспитанников, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Цель

Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.

Задачи

1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь.

2. Развивать познавательную активность, творческие способности.

3. Создать условия для развития речи детей при помощи дидактических игр.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй.

Проблема

Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед.

О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Работа по развитию речи детей будет эффективна через применение дидактических игр.

Принципы реализации проекта:

 Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

 Доступность предлагаемого материала;

 Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий;

 Систематичность – если не соблюдать системы, то процесс развития воспитанников замедляется.

Формы реализации проекта:

Развитие речевого дыхания:

1. Игра «Когда это бывает?»

2. Игра «Чей пароход лучше гудит?»

3. Игра «Пускание корабликов»

4. Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

1. Рассказ «Песня-песенка»

2. Игра «Кто внимательный?»

3. Сказка «Поспешили-насмешили»

4. Игра «Угадай, кто сказал»

Дидактические игры:

1. «Назови одним словом»

2. «Четвёртый лишний»

3. «Отгадай предмет по названию его частей»

4. «Угадай игрушку»

Дидактические игры:

1. «Кто больше увидит и назовёт»

2. «Олины помощники»

3. «Что изменилось?»

Дидактические игры:

1. «Скажи какой?»

2. «Картинки-загадки»

3. «Прятки»

4. «Разбуди кота»

Дидактические игры:

1. «Садовник и цветы»

2. «Кто больше действий назовёт»

3. «Назови три слова»

4. «Почтальон принёс открытку» март

Дидактические игры:

1. «Закончи предложение»

2. «Буратино-путешественник»

3. «Сорока»

4. «Козлята и волк»

Дидактические игры:

1. «Доскажи словечко»

2. «Угадай игрушку»

Продукты проекта

1. Речевой уголок «Речевичок»

2. Презентация «Развитие речи посредством дидактической игры»

Методы проекта:

 наглядные;

 практические;

 исследовательские

Принципы

- научности (учет современных достижений науки и практики);

- целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

- целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

- интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

- динамичности (изменение и развитие педагогической деятельности);

- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Предполагаемый результат

Для детей:

1. Повышение уровня развития речи у детей.

2. Умение обратиться за помощью к взрослым.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Развитиепознавательной активности, творческих способностей.

5. Умение самостоятельно играть в игры.

Для воспитателей:

1. Новые знания о развитии речи детей.

2. Желание работать в этом направлении.

3. Повышение самообразования.

4. Укрепление отношений с родителями.

Для родителей:

1. Сближение с детьми и педагогами.

2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Оригинальность

Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по развитию речи детей средствами дидактической игры

Результаты взаимодействия с педагогами и родителями в рамках проекта:

 Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность педагогов и специалистов ДОУ с целью оптимизации педагогического процесса.

 Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей.

 Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка.

 Формирование конструктивных детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.

Пояснительная записка

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Проблема исследования: каков уровень развития речи детей дошкольного возраста?

Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Подготовительный

Подготовка дидактических игр и материала для развития речи

2 этап

Диагностический

Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап

 Основной

Цель: проведение занятий с дидактическими играми, влияющими на повышение уровня развития речи.

4 этап

Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, повторная диагностика определения уровня развития речи; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Подготовительный

Подготовка дидактических игр и материала для развития речи

1. Самостоятельная деятельность педагога.

2. Составить перспективный план работы по развитию речи в средней группе посредством дидактической игры.

3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр

4. Пополнять и обновлять речевой уголок дидактическими играми в группе

2 этап

Диагностический

Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

«Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста», разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Серия заданий по обследованию связной речи

Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений

Задание №1. «Описание по картинке». Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке). Цель: составление описания, в котором присутствует три структурные единицы: начало, середина, конец.

Задание №2. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Взрослый предлагает серию сюжетных картинок (4), объединенных сюжетом, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ. Цель: раскладывание картинок в правильной последовательности и составление рассказа

Задание №3. «Составление рассказа (сказки)». Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. Цель: придумывание рассказа (сказки) с названием.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап

 Основной

1. Проведение занятий по развитию речи: «Кто живет рядом с нами», «Дикие животные зимой», «В гостях у сказки», «Наши любимые игрушки», «В мире звуков», «Путешествие в ИГРАЙ – ГОРОДОК».

2. Разработка дидактических игр. «Наоборот», «Так ли это звучит?», «Помоги ёжику собрать иголки», «Расскажи сказку», «Найди лепесток для бабочки», «Прикрепи гусенице ноги», «Волшебные пуговицы», «Развиваем речь», «Найди свой домик», «Умные кубики» и т. д.

3. Повышать знания по развитию речи у детей среднего возраста

4. Создание картотеки дидактических игр.

5. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.

Работа с детьми.

1. Рассматривание иллюстраций

2. Слушание потешек

3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи

4. Игры с разработанными дидактическими пособиями.

Работа с родителями.

Консультации:

1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».

2. «В какие игры играет ваш ребёнок?»

3. «Как развивать речь ребёнка?»

4. «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Игровые ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

Цель использования такого рода игрушек – сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.

При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом.

Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно:

– узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним);

– привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции);

– эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной).

Следует особо отметить, что использование игрушек-аналогов не всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу.

ИОС с литературными персонажами

Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Л.П. Бочкарева, A.M. Виноградова, O.K. Зинченко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая и др.).

Цель использования кукол сказочных персонажей – активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок.

Куклы из сказок – не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.

Задача педагога в этом случае – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников.

ИОС-путешествия

Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.

В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь могут оказать дополнительные материалы: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые пригодятся в «путешествии» или на «экскурсии» для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (на основе полученных впечатлений дети делают рисунки).

4 этап

Контрольно-оценочный

ДИАГНОСТИКА

«Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста», разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Серия заданий по обследованию связной речи

Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений

Задание №1. «Описание по картинке». Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке). Цель: составление описания, в котором присутствует три структурные единицы: начало, середина, конец.

Задание №2. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Взрослый предлагает серию сюжетных картинок (4), объединенных сюжетом, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ. Цель: раскладывание картинок в правильной последовательности и составление рассказа

Задание №3. «Составление рассказа (сказки)». Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. Цель: придумывание рассказа (сказки) с названием.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Показатели результативности:

– повышение уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

– составлены рекомендации для дальнейшего развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

– составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей.

Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработанность проекта

Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым  в любой момент прийти на помощь.

Уровни и показатели результативности

Критерии

Показатели

1) умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;

2) умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?»;

3) умение называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»

  • высокий уровень (36-30 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженным именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая, маленькая, большая и т. д.), отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; умеет называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним сделать?»; умеет употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки»); ребенок дает точные и правильные ответы; употребляет усвоенные слова в речи;
  • средний уровень (29-23 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; не употребляет обобщающие слова (одежда, игрушки, посуда); не всегда пользуется словами, обозначающими качества и свойства предметов (величина, размер, цвет); не всегда использует в своей речи глаголы, обозначающие некоторые действия;
  • низкий уровень (от 22 баллов и меньше) – сформировано только умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; при этом не может назвать признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; не дает точных ответов на вопросы взрослого.

Продукт проекта

  1. Презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
  2. Организация предметно-развивающей среды.. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
  3. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

Прогноз и перспектива

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.

Проект «Развитие речи посредством дидактической игры» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях.  Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.

Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала и может проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Специфическими структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и игровая задача, содержание игры, роль, правила, игровые действия и результат.

Литература

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ  /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".

Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:·         целенаправленно обогащать словарь детей;·...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

  Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...