РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Речь развиваем, про игру не забываем» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Формирование практических навыков проведения игр, способствующих развитию речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_3_rech-18g_office_word.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 3

«Речь развиваем, про игру не забываем»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 3 «Фиалка»

27.02.2018г.

Воспитатели: Самойлова Е.В.

Наседкина И.В.

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Формирование практических навыков проведения игр, способствующих развитию речи детей.

Участники: воспитатель Наседкина И.В., родители.

Ход собрания:

Организационно-информационный этап:

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

 Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь ее мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Сегодня я расскажу об условиях, созданных в нашей группе для развития речи воспитанников. Поиграем в игры, которые вы легко сможете организовать дома.

Основной этап:

  • Мини-экскурсия «Речевая среда в группе» (приложение № 1)
  • Практикум  «Игры, способствующие развитию речи детей» (приложение № 2)

Заключительный этап:

Разное:

  • «О буднях группы»

1. «Правила поведения на утренниках» (приложение № 3)

  • Решение родительского собрания.

Проект решения:

1. Пополнять домашнюю игротеку дидактическими играми и оборудованием, материалами способствующими развитию речи детей.

2. Организовывать дома с детьми игры для развития мелкой моторики, пополнения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи.

3. Родителям соблюдать на утренниках и совместных с детьми мероприятиях правила поведения, рекомендованные воспитателями.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

«Речевая среда в группе»

Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка, обеспечивающим такие направления как физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи основной акцент делается на развитие словаря, усвоение понятий. У детей появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим как основа запоминания активно используются различные мнемотехнические средства, символы, схемы, которые расположены в центре «Речевичок». Так же здесь находятся игры на развитие связной речи и грамматического строя.

Оснащение центров изменяется в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей. Воспитанники принимают активное участие в преобразовании развивающей предметно-пространственной среды: изготавливают атрибуты к различным видам игр, создают коллекции и экспозиции в мини-музее «В гостях у сказки», совместно со взрослыми пополняют центры активности тематическими альбомами, дидактическими материалами, исследовательскими проектами. Организовано выставочное пространство – «Наш вернисаж», где воспитанники имеют возможность самостоятельно и совместно со взрослыми представлять продукты творчества.

В группе для детей оборудован логопедический центр, организованный в соответствии с зоной актуального развития воспитанников, посещающих данную группу. В логопедическом центре имеются картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым темам.

Так как данную группу посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, особое внимание уделяется соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников. Групповое помещение не загромождены мебелью, в нем достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. Создан центр «Умелые пальчики», в котором находятся различные игры и оборудование на развитие мелкой моторики.

Большое внимание уделяется проведению словесных игр, игр-драматизаций, театрализованных игр. В центре театрализованной деятельности «Мы артисты» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т. п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам привлекаются дети.

Очень важно прививать детям любовь к художественной литературе, давать образец правильной литературной речи, знакомить с произведениями различных литературных жанров. Для этого у нас в группе предназначен центр «Библиотека».

Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, поэтому очень важным становится центр познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки» с «Минилаборатотрией», где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения, пополняя при этом свой словарный запас.

В группе созданы условия для проведения игр-соревнований, спортивных игр и подвижных игр, для развития речевого дыхания, самомассажа с использованием различных предметом, оборудование размещено в центре «Здоровячок».

Мы – воспитатели, привлекаем детей к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваемся к их пожеланиям, используем для оформления интерьера выполненные ими поделки, средства и материалы для создания которых находятся в центре «Цветные ладошки».

Для успешной работы по развитию речи дома вы можете приобретать и использовать те же материалы и оборудование, которые есть в группе. Если у вас есть вопросы по поводу подбора игр, мы всегда рады помочь вам в этом.

Приложение № 2.

«Игры, способствующие развитию речи детей»

Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игры, которые находятся в нашей группе в различных центрах активности, они организуются в различных видах деятельности, но так или иначе выступают средством развития речи.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.  Игра называется  «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы игрового самомассажа. Он  включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование  определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук  ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой  мозга, речевых и двигательных центров.

Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.

Если солнце пригревает,                           Пальцами обеих рук поглаживают лоб

В небе ласточка летает,                            от середины к верхней части ушей.

Стало сухо и тепло,                                   Поглаживают щеки от середины к

Значит лето к нам пришло.                       мочкам ушей.

 

Если дождь стучит по крыше,                   Постукивают кончиками пальцев от

То сильней, то тише, тише,                        середины лба к верхней части ушей.

Землю всю листва укрыла,                         Постукивают кончиками пальцев от

Значит осень наступила.                             середины подбородка к мочкам ушей.

Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

Также можно использовать различного вида массажеры.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,

по дороге в детский сад и т. д.

Приложение № 3.

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА  УТРЕННИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ»

  1. Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский праздник, не отвлекать внимание детей и взрослых, не заставлять ребенка волноваться по поводу подготовки к празднику (костюм, прическа).
  2. Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем  эмоциональном настроении и поддерживать  детей  во время выступления аплодисментами¸ одобрительными взглядами.
  3. Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды.
  4. Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.
  5. Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и  с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом, - это отвлекает детей, мешает им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушает праздничный настрой.
  6. Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.
  7. Во время утренника родителям запрещается без необходимости вставать и переходить с одного места на другое.
  8. Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.
  9. По предложению  музыкального руководителя, воспитателей и детей  родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.

10. Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать  комментариев  негативного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Конспект заседания детско – родительского клуба. тема: «Игры на кухне» средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями;Обогатить и активизировать педагогически...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Новый год стучится в двери» (мастерская Деда Мороза) старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятел...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: семинар-практикум.Цель:развитие  навыков  анализа индивидуальных особенностей поведения детей и умения эффективного взаимодействия с ними в зависимости от преобладающе...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ- ДРУЖНО» «Скоро праздник Новый год» (мастерская Деда Мороза) старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятельности;Обогатить и активизировать педагогический опыт родителей в области организац...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...